01.08.2009

Кризис – время бизнес-изменений!


Автор: Олеся ЩЕЛКОВА

Стоимость казахстанских товаров и услуг повысится. Власти, намереваясь избежать энергетического кризиса, «душат» предпринимателей, а последним ничего не остается, как поднимать цены.
More...
Сегодня Казахстан испытывает огромный дефицит вырабатываемой электроэнергии. Не так давно министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев заявил, что износ энергетических мощностей в Казахстане составляет 70—90%. То есть тот самый энергетический кризис, о котором так много говорилось, забрезжит над республикой уже в ближайшие пять лет. Проблему планируют решить за счет создания гибкой системы оплаты за электричество в зависимости от времени суток.

В феврале Агентство РК по регулированию естественных монополий издало приказ «Об утверждении Правил дифференцирования энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток». А уже в апреле была предложена и методика, по которой энергоснабжающие организации самостоятельно должны устанавливать тарифы.

Процесс пошел. Для юридических лиц определены три зоны суток: с 6.00 до 18.00, с 18.00 до 24.00 и с 24.00 до 6.00. Самый низкий тариф — в третьей (ночной) зоне. Самый высокий — во второй (вечерней) зоне.

Сама по себе мысль не нова. В отдельных регионах страны этот способ тарификации существовал и в 90-х годах. Днем платишь больше, ночью — меньше. Особенно удобно это было для владельцев электропечей, потребляющих огромное количество энергии.

Сегодня из-за износа линий электропередачи, плачевного состояния большинства генерирующих мощностей к этой системе решили вернуться. Энергетики напоминают, что на обновление производственной базы им требуются немалые средства, извлечь которые можно через повышение тарифов. Сети строились еще в советское время и на постоянно растущую нагрузку не рассчитаны. Отсюда и многочисленные аварии, пожары на подстанциях.

Однако для применения новшества нужно обзаводиться специальными электросчетчиками, работающими по зонам суток. А удовольствие это, как выяснилось, не из дешевых. В среднем так называемый дифсчетчик стоит от 6 до 30 тысяч тенге в зависимости от потребляемой предприятием мощности.

По данным пресс-службы ТОО «АлматыЭнергоСбыт», юридическим лицам необходимо производить оплату по показаниям многотарифного счетчика. Замена приборов обязательна, но жестких сроков в настоящее время не установлено (обычно при проверке счетчиков юридических лиц сотрудники АЖК оговаривают срок — порядка 30 календарных дней).

На вопрос редакции: «Каким образом дифференцированные тарифы помогут предпринимателям в условиях кризиса?» пресс-служба ТОО «АлматыЭнергоСбыт» ответила: «Дифференцированные тарифы введены в рамках реализации государственной политики по энергосбережению. Данные меры не только ведут к экономии электроэнергии, но и способствуют обеспечению экономической стабильности предприятий, а также позволяют добиться оптимального и правильно обоснованного уровня тарифов».

На кого считает счетчик?

- Новая тарифная система не выгодна для МСБ. Выигрывают те, кто лоббировал законопроект, — считает глава Союза защиты предпринимателей и собственников Василий Резван. — Никакой выгоды для отечественных бизнесменов новая тарифная политика не несет. Совсем наоборот. Под временные пики попадают те, кто абсолютно не имеет ночного производства. Ведь многие работают только днем. Мы выступали против данного нововведения, однако методику ввели в закон, за нее проголосовали депутаты. Теперь трехтарифная схема введена в обязательном порядке для всего бизнеса. Но это сильно бьет по карману предпринимателя.

В соответствии с Законом «Об энергии» юридические лица «обязаны производить оплату за потребление электрической энергии по дифференцированным по зонам суток тарифам». Это означает, что у них уже должны быть установлены многовставные счетчики, ведущие раздельный учет расхода электроэнергии, и оплату нужно проводить по их показаниям.

По мнению Василия Резвана, на продаже новых счетчиков можно сорвать неплохой куш.

- Кто-то сейчас заработает большие деньги на трехтарифных счетчиках. Ведь покупать их, как правило, надо будет у одной «счастливой» фирмы, где чей-то родственник получит прибыль. Счетчики продают по различным расценкам в зависимости от мощности.

Но цены сильно кусаются. Нам сейчас предлагают выкинуть однотарифные счетчики и «ненавязчиво» заставляют покупать трехтарифные. А что дальше будет? Скажут: выкиньте трех-, будем по четырехтарифному жить?

- Покой нам только снится, — сказал глава НАП Талгат Акуов.

По его мнению, в нашей стране принято на людях проводить шоковую терапию.

- Это какой-то советский подход, — сказал он. — Помните, как меняли в свое время советские рубли? В течение пяти дней. Кто не успел, мог выбрасывать деньги, превратившиеся в фантики. Так и сейчас происходит. То Марченко со своей девальвацией, которую можно было постепенно провести, а не разом обвалить тенге, то цены на воду в шесть раз подняли, теперь — на электроэнергию.
По мнению Талгата Жаудовича, угроза очередного скачка цен вполне реальна. В стоимость товаров и услуг всегда закладываются комуслуги.

- В частности, это касается сферы услуг, — рассказал глава НАП. — Те же рестораны, детсады, автомойки и гостиницы наверняка поднимут свои расценки. А это значит, что все мы прочувствуем новую тарифную систему на себе.

Учитывая плачевное положение электросетей и станций, энергосбережение, можно сказать, меньшее «из двух зол». Однако важный момент — не под каким «соусом это подается», а как будет в реалии. Казалось бы, ну соберите информацию о том, сколько предприятий готово изменить график работы по предлагаемой схеме, и тогда уже принимайте решение. Нет же, проще всех заставить. А если кто-то по этой причине обанкротится, недолго думая списать все происходящее на мировую экономическую нестабильность.

Получается, по словам представителей энергосберегающих компаний, реформа была задумана как помощь не только казне, но и бизнесменам. Только в голосах представителей МСБ не слышно радости от принятия нового закона. Они уверены, что закон погубит тех бизнесменов, кого не «выкосил» экономический кризис. А возможно, и поможет «избранным» компаниям, которым государство доверит переводить всех субъектов малого и среднего бизнеса на трехфазные приборы учета электрической энергии.

Почему в стране все дыры латают за счет народа и предпринимателей?

Новая тарифная система принесет лишь убытки отечественным бизнесменам. «На нас хотят навариться!» — сетуют они. Однако говорить о проблеме в открытую люди боятся.

Корреспонденту «Взгляда» удалось поговорить с несколькими предпринимателями, но все они говорили лишь при условии анонимности.

Владелец сети автомоек в Алматы считает, что его хозяйству изменить сложившуюся систему пользования электроэнергией практически невозможно.

- Зачем все это было выдумывать? — спросил он. — После повышения тарифов расходы у нас увеличатся, но закрыть «дыру» повышением платы за наши услуги мы не можем. Это и конкуренция, и снижающийся спрос на нашу услугу. Людям выгоднее самим приложить усилия и вымыть машину, чем тратить больше обычного.

Директор салона красоты задался вопросом: «Почему нельзя дать предприятиям самостоятельно решать, какой вариант выбрать, исходя из своей экономической выгоды? Или в правительстве опять думают, что они умнее всех? На нас просто хотят "навариться". Ведь электричество мы тратим как раз в те часы, когда оно особо дорого».

Директор хлебопекарни, узнав, что теперь в ночное время они будут работать на более дешевом электричестве, положительно оценил такую меру. Но, услышав, что в другое время суток плата будет выше, засомневался.

- Мы настолько уплотнили свою ночную работу, что «окон» там уже нет, — сказал он. — Если в дневное время энергия будет дороже, то, вполне возможно, мы здесь ничего не выиграем.

По мнению владелицы SPA-центра, лоббисты закона упустили главное.

- Если законодатели разрешают нам пользоваться светом ночью по более низким тарифам, то двойные расценки на оплату труда еще никто не отменял, — сказала она. — Нужно будет вводить новые штатные единицы, увеличивать расходы на зарплату в ночное время, да и масса других хлопот возникает, которые бизнесу не нужны.





Источник: Деловая газета «Взгляд» № 27 (116) от 31 июля 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий