01.08.2009

Шабдарбаев «мочит» только с разрешения


Автор: Сара ШЕНДЕРОВИЧ

Глава КНБ Казахстана Амангельды Шабдарбаев стал вдруг активно позиционироваться в прессе как строго соблюдающий букву закона государственник. В связи с этим некоторые эксперты выдвинули версию: операция «Преемник» началась. Готовиться ли нам к повторению варианта «Ельцин – Путин»?
More...
Лидер не регистрируемой Минюстом Казахстана уже три года Народной партии «Алга!» Владимир Козлов считает, что Шабдарбаев предпочтет остаться серым кардиналом.

- Владимир Иванович, есть мнение, что Казахстан катится к репрессиям в духе 1937 года. По-вашему, это так? Может быть, те, кто так говорит, просто сгущают краски? В России во время суда над Ходорковским тоже много шумели о наследии НКВД — и ничего. Путин якобы прижал к ногтю олигархов и навел порядок. Может, и в Казахстане такой «порядок» уже пора навести?

- Мало ли кто и что говорит. Делать выводы следует не из слов, а из поступков. Поступки же свидетельствуют о том, что в нашей стране на самом деле идет мощное завинчивание гаек в области прав и свобод. Этот процесс очень функционален и направлен на решение конкретной задачи. Затыкание ртов и ушей нужно для того, чтобы помочь удержать власть в руках стареющего президента, который понимает, что она — эта власть — и вкупе с ней безнаказанность простираются только до тех пор, пока он президент.

Любой закон, в том числе и Закон «О первом президенте», можно отменить, а значит, нужно создать иные механизмы сохранения своего существования.

Экономический потенциал — это лучшее из того, что можно сделать. Просто посмотрите, кто стал распоряжаться теми ресурсами, которые были отняты у современных «врагов народа»: «Казахстан Темир Жолы», «БТА Банк», «Казатомпром»... Все теперь, что называется, в руках «маркиза Кулибаса» и его команды, а сам он — тоже известно чей. Так что дела говорят сами за себя, а слова могут быть разными и всякими, в зависимости от поставленной задачи.

Да и ваш пример с Ходорковским очень спорен. Вы вот журналист, так вспомните НТВ «допутинского» периода и сравните его с сегодняшним. Тогда на канале были политические ток-шоу, мощная полемика. Сейчас — сериал за сериалом, а вместо политики — бестолковый псевдосоциальный ор.

Не Путин и не Назарбаев должны «прижимать к ногтю» и «строить», а Его Величество Закон. Путины, и Назарбаевы должны приходить и уходить, а Закон — оставаться и главенствовать. У нас же «закон» — понятие прикладное, и потому неуважаемое.

Президентские «соловьи» поют свою песню: «Система создана и работает, не пытайтесь ее изменить — не получится... Найдите свою нишу в этой системе и существуйте». Каково? Я должен в этом кривом пазле найти свое кривое место, искривить всего себя под это место, забиться в щелку эту и не высовываться?! И при этом чувствовать себя гражданином? Это — для рабов.

- О том, что систему «кривых пазлов» нужно менять, мы слышим и говорим без малого с десяток лет...

- Мы будем ее менять вместе с тем народом, который, как вы говорите, десять лет подряд это слышит. Основной процесс начнется тогда, когда народ откажется от вегетативной привычки ждать на печке «доброго царя» и поймет, что он, народ, должен реально участвовать в процессах, которые вокруг него происходят.

Для такого понимания нужны реальные примеры, когда кто-то рядом добился своих прав, пробил заскорузлость коррупционной чиновничьей машины и победил. Наша работа сейчас как раз в этом — помогать побеждать тем, кто решил за себя побороться. Если человек еще не знает, как это правильно и квалифицированно сделать, мы обязательно поможем. Это не слова — на нашем сайте www.npdvk.kz таких примеров уже сотни.

«Личник» «мочит» с разрешения

- Вы читали интервью председателя КНБ в журнале «Эксклюзив»? В нем Шабдарбаев отмечает профессионализм и строгое соответствие в работе его подчиненных букве закона. Но в то же время в деле Мухтара Джакишева мы наблюдаем множество нарушений законодательства со стороны спецслужб. До сих пор неясен официальный статус вице-президентов «Казатомпрома», а к самому экс-главе урановой компании до сих пор не допускают адвоката и семью. Как вы думаете, это все — инициатива комитета или указ сверху? Ведь глава КНБ подчиняется напрямую президенту. Зачем Назарбаеву нужен скандал вокруг Джакишева?

- Насколько я знаю, у Шабдарбаева были личные причины плохо относиться как минимум к двум людям — Буркитбаеву и Джакишеву. Народная молва связывает эти обстоятельства с Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом и неким не полученным в его расположение месторождением.

Помните из детства: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало», а И — в белом шоколаде. Это я опять к тому же: зачем внимать словам, если есть события? «Личник» президента во всем мире — суперинформированное лицо. Правильное управление имеющейся информацией дает возможность обладать властью большей, чем обладает сам президент, потому что власть эта скрытая.

Думаю, что в истории Джакишева и других гораздо больше коррупционной функциональности, чем политики. И чего там вообще нет — так это справедливости и правосудия. «Ищи — кому выгодно, найдешь — кто сделал» — это определение не нами придумано.

- То есть вы предполагаете, что Шабдарбаев просто сводит счеты с «обидчиками»?

- Я не сторонник философии абсолютизма. Во всех явлениях всегда есть большое количество обстоятельств, но некоторые из них являются косвенными, а другие — основными и решающими. Вспомните знаменитого удава Каа из мультфильма о Маугли, который принял трагическое для мартышек решение под воздействием постоянного нашептывания Багиры в его отсутствующие уши: «...а еще они называли тебя земляным червяком...».

Для того чтобы Шабдарбаев, по этой версии, получил возможность «замочить» Джакишева, ему нужно было получить на это разрешение президента. Джакишев — однозначно выдающийся менеджер и государственник, и президент не раз демонстрировал особое к нему отношение. Нужно хорошо знать президента и очень точно, даже, я бы сказал, точечно, подобрать месседж, после которого президент согласился бы «сдать» Джакишева и дать добро на его прессинг. А кто может знать президента (любого) лучше, как не его многолетний охранник — «личник»?

Судя по всему, Шабдарбаев стал достаточно сильной фигурой и, главное, обладает немалым ресурсом доверия президента. Последние события свидетельствуют, что де-факто он действует так, что все понимают — «от имени и по поручению».

Так он преемник или нет?


- А вам не кажется, что в последнее время глава КНБ позиционирует себя, как Путин при Ельцине? Не случайно же бывший зять президента недавно сказал, что Шабдарбаев сейчас — фигура даже более влиятельная, чем сам Назарбаев. Может, его президент уже выбрал в преемники?

- Не думаю, что Шабдарбаев хочет быть президентом. Скорее всего, президентом должен, по замыслу «Ак орды», стать человек, лишь номинально исполняющий эту роль. А такие, как Шабдарбаев, будут исполнять роль серого кардинала и гаранта интересов ушедшего Назарбаева. В этом смысле сравнение с Путиным уместно. Оно объясняет и наличие у Шабдарбаева практически не ограниченных полномочий — цена вопроса слишком высока. Но в то же время это означает, что мы и далее будем наблюдать «постановки» с «разоблачениями», «расследованиями», истериями наемных «общественников» и пр.

Повторюсь, я считаю все это фоном, задача которого — скрыть суть происходящего. Следите за событиями, анализируйте: кто потерял, а кто приобрел. Тогда станет ясно, что происходит на самом деле. И еще — обратите внимание на то, как системно сейчас поражаются все права на возможность свободного распространения и получения информации. Последний пример — Интернет. «Разбей термометр — и у тебя не будет горячки». Похоже?

- Но что касается Интернета, то его, скорее всего, ограничивают из-за «сливов» Рахата Алиева...

- Интернет — составляющая общей кампании по изоляции казахстанского общества от информации, отличной от официальной. Началось это не вчера даже, а с середины 90-х, с разгрома независимых частных телерадиокомпаний путем ввода тендера на частоты. Сначала поставили под контроль самые действенные СМИ — электронные, за ними газеты, теперь Интернет. Все системно и понятно.

«Все в стойло и молчать!»


- Месяц назад вы с Серикболсыном Абдильдиным от имени блока «Народовластие» сделали заявление о произволе спецслужб и усилении силовых тенденций в Казахстане. Есть ли реакция на это заявление?

- Нас поддержал лидер ОСДП Жармахан Туякбай. Его открытое письмо президенту о деятельности КНБ — очень глубокий и смелый документ. Реакции спецслужб на наше заявление, как и реакции президента на письмо Туякбая, мы даже и не ждем. Попробуйте сами вспомнить хотя бы один случай реакции президента на подобные письма, которых за это время было не менее нескольких тысяч. Точно так же себя ведут и все эти службы.

Задача наших заявлений и обращений — дать людям сигнал о том, что не все заснули летаргическим сном в этой демократической стране, готовящейся стать председателем ОБСЕ в 2010 году. Это важно. Люди должны знать, что есть силы, которые стремятся к переменам. У каждого человека свое время принятия решений, и нужно, чтобы он, когда примет свое решение, смог выбрать — с кем отныне ему по дороге.

- Некоторые казахстанские эксперты считают, что нынешние действия оппозиции — это в том числе попытка показать госаппарату и элитным группировкам, что демократы выступают за правовое государство. Это так?

- То, что делает Шабдарбаев, — это сигнал элите: «Все в стойло и молчать!» То же сделали в свое время с Ходорковским в России. И получилось. Все в стойле, все содержат «Единую Россию», и все молчат. Тот передел, который сейчас творится, может многих сильно напугать. Мы, оппозиция, даем и им маяки тоже. Конечно, они и раньше знали о нашем существовании, но ведь только бытие определяет сознание. Бытие быстро меняется — сознание начинает озираться по сторонам. То, что вчера стучало горохом в стену, сегодня может дойти до измененного сознания элиты.

Большинству представителей элиты то, что происходит сегодня в стране, по меньшей мере, не нравится. У элиты есть два основных периода жизни: накопление капитала и его сохранение. Накопление — это деятельность на грани и за гранью закона, а вот сохранение — наоборот. Для того чтобы сохранить капитал, нужно главенство закона, нужно, чтобы закон был для всех един, чтобы им не манипулировали, иначе ничего не сохранишь.

А у нас сейчас происходит демонстрация возможностей беззакония, и любой капитал в нашей стране сегодня под угрозой. Естественно, элита напряжена. Места «под Шабдарбаевыми» на всех может не хватить, да и плата за «удовольствие», скорее всего, окажется чрезмерной.

Родинки считать


- Вы один из немногих казахстанских политиков, который находится под неусыпным контролем спецслужб. Ощущаете ли вы «дружеское дыхание» сотрудников КНБ за спиной?

- Как это ни странно, я очень редко ощущаю то, о чем вы спрашиваете. Если говорить обо мне лично, последний раз — года три назад — КНБ проводил негласные опросы друзей, знакомых, родственников относительно моих привычек, предпочтений, в том числе интимных. Особо интересовались месторасположением родинок на моем теле, которые обычно скрыты одеждой, и прочими, уж очень интимными подробностями. При этом моих друзей настоятельно просили не рассказывать мне об этих опросах.

Естественно, я об этом узнал сразу же — друзья есть друзья. Видимо, комитет создает некую базу данных, которую потом можно будет использовать в построении различных сценариев провокаций. Например, несовершеннолетняя девочка обращается в полицию с заявлением об изнасиловании (вспомните историю Сергея Дуванова), называет мои приметы, среди которых — как раз те самые родинки, которых обычно не видно.

Очень сложно будет убедить общественное мнение в том, что это все провокация, здесь расчет верен, поэтому самое главное оружие в таких случаях — сразу выворачивать эту подковерную возню наружу, делать гласной, требовать расследования каждого случая попытки шантажа, вербовки, угроз и пр. Все тайное боится стать явным, и наши спецслужбы здесь не исключение. Вот это и надо использовать на полную катушку.



Источник: Деловая газета «Взгляд» № 27 (116) от 31 июля 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий