24.08.2009

Деньги на космический ветер


Автор: Василий ИВАНОВ

Первый казахстанский спутник KazSat-1 официально почил в бозе – Республиканский центр космической связи сообщил о выводе «замолчавшего» в июне прошлого года аппарата с геостационарной орбиты на орбиту захоронения и завершении всех работ по управлению им. Обошедшаяся казне в 65 миллионов долларов «гордость республики» не проработала и двух лет при гарантированном сроке службы в десять лет.
More...
Перевод KazSatа на «орбиту мертвых», осуществленный с 6 по 14 августа, был необходим: продолжая оставаться на геостационарной орбите, он угрожал безопасности других спутников. И казахстанской казне тоже: отклонившийся от своей точки стояния, KazSat рано или поздно мог протаранить соседей по орбите. И стать источником новых расходов — по возмещению ущерба государствам — владельцам «потерпевших» космических аппаратов. Тогда ущерб Казахстана от своей первой космической собственности намного бы превысил потраченные зря $65 миллионов.

Поэтому и была прервана решением правительства неуправляемая космическая одиссея KazSatа, тянувшаяся с 8 июня прошлого года. Официально это звучало так: «...спутник, вследствие произошедшей нештатной ситуации в системе управления, находится в режиме неориентированного полета». Перевел это на человеческий язык летом прошлого года председатель Национального космического агентства Талгат Мусабаев, который сначала пользовался образными выражениями — «спутник жив, но плохо дышит», а потом рубанул сплеча: KazSat не слушается ни одной команды с Земли. В том числе — и команды россиян, которым передали управление после безуспешных попыток казахстанского ЦУПа.

В прошлом году еще оставалась надежда на то, что спутник удастся перезагрузить, полностью разрядив его аккумуляторы и заставив отключиться на время бортовой вычислительный комплекс. Однако и это не принесло желаемого результата, и KazSat фактически превратился в дорогостоящий космический мусор. Мусабаев, правда, заявил, что спутник застрахован и эта страховка позволяет получить обратно «практически полную стоимость». Правда, разница между полной ($65 миллионов) и почти полной стоимостью так и не была озвучена. Зато были продекларированы заработки спутника за неполные два года работы ($20 миллионов) и получение страной первого космического опыта, «пусть и негативного».

По всей видимости, этот негативный опыт научил чиновников от космоса только не покупать больше дешевые вещи. Председатель Казкосмоса заявил, что Казахстан не настолько богатая страна, чтобы покупать дешевые космические аппараты. Явно намекая на то, что на KazSat-2 и последующие спутники (до 2020 года планировалось создать на орбите группировку из четырех спутников) надо тратить на порядок больше. А вот о том, чтобы сменить исполнителя заказа, никто, похоже, не задумался.

Напомним, что первый аппарат разрабатывался для страны российским государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева, который специализируется на ракетоносителях. KazSat-2 же, который планируют вывести на орбиту в 2010 году, также находится на стапелях этого производственного центра. При этом Талгат Мусабаев убежден, что в потере Казахстаном первого спутника вины россиян нет.

- KazSat-1 — это детище того периода и тех людей, которые ничего не понимали в космическом деле. Один проект спутника находился в Агентстве информатизации и связи, другой — в Министерстве образования и науки, третий — еще где-то, а четвертый — в Национальном инновационном фонде... Это не россияне виноваты во внештатной ситуации с KazSatом, его таким заказали наши казахстанцы, — заявил он журналистам.

В результате Казахстан оставил центр имени Хруничева генеральным сборщиком, потребовав лишь изменить начинку второго спутника. Что характерно — в пределах ранее выделенной на его создание суммы.

- Сейчас, по ходу его создания, качество насыщения оборудованием спутника будет меняться, будут привлекаться не дешевые иностранные фирмы, а серьезные — из Франции, Канады, но качество насыщения спутника будет меняться в суммах, которые оговорены и проплачены в контракте, — заявлял еще до «умерщвления» первого KazSatа Мусабаев.

В общем, учитывая, что в программу, рассчитанную до 2020 года, государство намерено вложить не менее $6 миллиардов, из которых 30% планируется привлечь от частных инвесторов, возможности для загрязнения геостационарной орбиты Земли у нас просто необъятные.

0 коммент.:

Отправить комментарий