22.09.2009

АвтоВАЗ: за деньгами на новой машине


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Правительство решилось предоставить Волжскому автозаводу госгарантии в обмен на обещание создать новую конкурентоспособную модель автомобиля. Эксперты, однако, сомневаются, что новая модель поможет предприятию выйти из кризиса.
More...
АвтоВАЗ как системообразующее предприятие может получить от правительства дополнительные госгарантии, заявила в Сочи журналистам глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По словам министра, комиссия по предоставлению госгарантий сейчас рассматривает этот вопрос. Но для того, чтобы государство поручилось за предприятие, завод должен выполнить ряд условий. В частности, предоставить планы по оздоровлению, выходу на платежеспособность и созданию новой конкурентоспособной модели автомобиля.

Вечером план — утром гарантии

Министр не уточняла, как правительство собирается поддержать предприятие и каковы будут размеры госгарантий. «Мы сейчас обсуждаем эти меры, я не готова их называть, — цитирует чиновника агентство «Прайм-Тасс». — Но компании нужно расчистить свои долги, снизить издержки и при прогнозируемых объемах спроса сбалансировать экономическую модель, чтобы производство было безубыточным. И предприятие должно определиться с производственными планами по поводу новой будущей модели». Министр призналась, что проекты обсуждаются и как только они будут готовы, «мы их сообщим».

Напомним, что новый менеджмент АвтоВАЗа уже сдвинул предприятие с «мертвой точки». К концу декабря завод готовится сократить 36 тыс. человек. Уже вышел приказ об увольнении 5 тыс. Столь непопулярные среди сотрудников предприятия меры были совершенно необходимы — по данным «Ведомостей», за 8 месяцев продажи завода упали на 44%, а чистый убыток по РСБУ за первое полугодие составил 16,9 млрд рублей. Предприятие должно банкам 37 млрд рублей. Из них 14 млрд необходимо вернуть «Сбербанку» уже в сентябре.

Понятно, что продлевать сроки погашения займов предприятию с таким кредитным портфелем банкиры не готовы. А вот если завод заручится госгарантиями, вопрос может и решиться. Как пишут «Ведомости», по закону гарантии могут покрывать лишь половину долга — а значит, АвтоВАЗ может рассчитывать на 18,5 млрд рублей. Источник издания говорит, что предприятие надеется еще и на субсидирование государством процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования. И если эта просьба будет удовлетворена, общая сумма госпомощи предприятию составит 30 млрд рублей, не считая 25 млрд, уже потраченных предприятием в рекордно короткие сроки. Но для получения от государства гарантий компания должна до конца месяца представить бизнес-план по выходу из кризиса. В свою очередь, чиновники вместе с представителями автоконцерна разработают перечень мер поддержки, который будет вынесен на рассмотрение первого вице-премьера Игоря Шувалова. И вот глава Минэкономразвития приоткрыла завесу тайны, уточнив, что от АвтоВАЗа потребуется план ввода новой модели.

Еще одна утопия

Когда в контексте разговоров об АвтоВАЗе возникает разговор о новой модели, возникает ощущение дежа вю. Несколько лет назад президент-гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский уже обещал построить и запустить на базе АвтоВАЗа новый завод мощностью до 450 тыс. машин в год, выпускающий 12 различных моделей автомобилей на трех универсальных платформах. Специалисты понимали, что это звучит как обещание превратить уездный городишко в шахматный центр Нью-Васюки. На этот раз вроде бы о создании собственной модели никто не говорит. «Скорее всего, речь идет о запуске какой-нибудь новой модели на базе лицензионных договоров, купленных у Renault, — предполагает аналитик «ВТБ Капитал» Георгий Тараканов. — Создание модели с нуля отняло бы слишком много времени и денег».

Действительно, АвтоВАЗ в свое время купил у французского концерна за 220 млн евро права на производство и сборку двух модификаций силового агрегата, а также на производство, сборку и дистрибуцию автомобилей R/F90 с кузовом увеличенной вместимости и на платформу B0. Аванс в размере четверти от общей суммы (примерно 55 млн евро) АвтоВАЗ внес еще в декабре прошлого года. Оставшиеся 75% (примерно 165 млн евро), а также сумму страховой премии COFACE (около 6,5 млн евро) российскому автопроизводителю предоставлял банк Societe Generale в виде семилетнего кредита под 5,75% годовых.

По мнению Георгия Тараканова, постановка на конвейер новой модели обойдется АвтоВАЗу максимум в $20 млн. За эти деньги можно будет наладить выпуск до 80 тыс. недорогих автомобилей ежегодно. $20 млн — это существенно ниже суммы госгарантий, если они будут предоставлены. Другое дело, что новая модель, по мнению эксперта, не решит проблем предприятия. «Без кардинальных реформ на АвтоВАЗе ситуацию не улучшить и тут никакая модель не поможет», — уверен аналитик. По его словам, вылечить предприятие можно только комплексно. Во-первых, необходимо реформировать работу с поставщиками. Сейчас АвтоВАЗ снабжают комплектующими примерно 500 фирм. Необходимо ограничиться несколькими более крупными поставщиками, выбирать которых следует на рыночных условиях. Во-вторых, нужно реформировать дистрибьюторскую сеть. Наконец, в-третьих, АвтоВАЗу крайне необходимо вывести за баланс всю «социалку», хотя бы частично избавив себя от вериг градообразующего предприятия. Однако именно этот момент и может вызвать противодействие правительства, представители которого по каждому поводу подчеркивают, что АвтоВАЗ является системообразующим предприятием.

Еще больше АвтоВАЗу мешает статус национального автопроизводителя. В сущности, автозавод можно было бы вывести из кризиса, используя опыт сборочных предприятий на территории России. Тот же «Донинвест» (ТагАЗ) сначала собирал Daewoo, затем Hyundai и, наконец, пришел к производству собственной современной модели С-100, которую сконструировали, опять же, в Южной Корее. У «Автотора» нет собственных разработок, но предприятие сумело в условиях особой экономической зоны наладить у себя сборку 25 моделей автомобилей 7 брендов. И если ему не мешать, рано или поздно завод дойдет и до собственной современной модели. Отечественный автопром настолько безнадежно отстал от мирового, что единственный путь выживания для него — собирать чужие модели под чужими брендами в надежде когда-нибудь создать свою, как это сделал ТагАЗ. Но для этого нужно, во-первых, создать в Тольятти особую экономическую зону, а во-вторых, смириться с тем, что по рынку российских производителей автокомплектующих прокатится волна банкротств. Что-то подсказывает, что российское правительство на это не пойдет.

0 коммент.:

Отправить комментарий