29.09.2009

Водно-энергетическое перемирие


Автор: Константин ГРИГОРЬЕВ

Объединенная энергосистема Центральной Азии трещит по швам. После того как о возможности выхода из нее сообщил Узбекистан, готовность последовать его примеру изъявил Казахстан. Впрочем, Казахстан продолжает вести переговоры с Кыргызстаном, что, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что республика пока остается в системе.
More...
Ссориться с Бишкеком Астане невыгодно еще и потому, что это грозит нарушить водоснабжение юга страны. Однако после ввода новых энергомощностей ситуация может измениться.

Казахстан и Кыргызстан ведут переговоры о взаимообмене электроэнергией, рассказал в понедельник журналистам министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев. «Базовая договоренность, — сказал он, — состоит в том, что мы зимой киргизам помогаем с электроэнергией, а они этот объем возвращают в вегетационный период вместе с водообеспечением нашего юга».

Две страны стали активно договариваться о новом формате сотрудничества после того, как Узбекистан пообещал покинуть объединенную энергосистему Центральной Азии. «Если они выйдут, нам нужно иметь очень четкий план, как действовать в этой ситуации», — сказал Мынбаев. Эксперты предупреждают, что в этом случае возникнет частичный дефицит электроэнергии и странам региона придется прокладывать новые ЛЭП в обход территории Узбекистана, инвестировать в новую инфраструктуру. Но у Казахстана при этом особых проблем не будет: он в состоянии обеспечить себя электроэнергией. То есть четкий план, о котором заявил Мынбаев, нужен, прежде всего, его соседям, которые не обладают такими мощностями.

У Казахстана есть и запасной план. В случае чего он готов последовать примеру Узбекистана и стать автономным от общей энергосистемы. Министр Мынбаев сказал, что Казахстан может сделать это без потерь. Зато потери будут у Кыргызстана. «Тогда север Кыргызстана повисает на одной линии Токтагул — Бишкек, а мы не заинтересованы в усугублении проблем на севере этого государства», — заявил Мынбаев, показав таким образом, что понимает, чем может обернуться демарш Казахстана.

Кроме того, Сауат Мынбаев признает, что полностью избежать проблем Казахстану не удастся. Но они будут связаны не с энерго-, а с водоснабжением. «Если мы выйдем из параллельной системы с Кыргызстаном, — предупредил министр, — у нас будут вопросы с точки зрения водообеспечения в следующем вегетационном периоде».

Вообще вопросы водо- и энергоснабжения в Центральной Азии разделить между собой невозможно. Основные водные ресурсы контролируются Таджикистаном и Кыргызстаном, которые контролируют бассейны Амударьи и Сырдарьи соответственно. В сумме на эти страны приходится 80,7% общего стока региона. Неудивительно, что и в Душанбе, и в Бишкеке все время порываются воспользоваться этим обстоятельством для строительства ГЭС. Речь, в первую очередь, идет о Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане.

Против этих намерений резко возражают остальные страны региона, опасающиеся, что в этом случае они останутся без воды. Так, в апреле этого года целый ряд жестких заявлений обнародовал парламент Узбекистана. В них, в частности, говорилось, что «принятие любого решения, не учитывающего интересы соседей, еще более усугубит положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи и вместе с тем обострит экологическую ситуацию, связанную с высыханием Аральского моря, и может оказать негативное влияние на условия жизни десятков миллионов граждан Узбекистана, Казахстана и Туркменистана».

Со своей стороны, страны, контролирующие большую часть водных ресурсов, вовсе не намерены быть меценатами. В марте на Всемирном водном форуме в Стамбуле премьер Кыргызстана Игорь Чудинов заявил, что главным принципом успешного существования объединенной энергосистемы Кыргызстан считает возмещение недовыработанной электроэнергии в осенне-зимний период и покрытие ежегодных ущербов от затопления в Кыргызстане и Таджикистане путем равноценных поставок тепло- и энергоресурсов из Узбекистана и Казахстана.

В сложившихся обстоятельствах Казахстану удобнее договориться с Кыргызстаном, чем оставить его без электричества, говорят аналитики. «Готовность помогать Кыргызстану объясняется тем, что тот, в свою очередь, помогает южным районам Казахстана, то есть налицо взаимовыгодное сотрудничество», — рассказал «Республике» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Правда, остается еще финансовый вопрос. По словам Сауата Мынбаева, Бишкек ставит вопрос о частичной предоплате за летнюю электроэнергию. «Этот вопрос пока не разрешен, но мы надеемся в ближайшее время договориться», — пообещал министр.

Аналитики склонны воспринимать сам факт переговоров с Кыргызстаном как свидетельство того, что Казахстан пока остается в системе. «Маловероятно, что Казахстан тоже покинет объединенную энергосистему, иначе бы он не заявлял о готовности помочь Кыргызстану», — сказал Дмитрий Баранов. Впрочем, по его мнению, то, что сегодня нет причин покидать систему, «не означает, что они не могут появиться в будущем». Тем более, что Казахстан уже на деле демонстрировал свою решимость. В феврале 2009 года республика в ответ на отбор Таджикистаном электроэнергии отсоединилась от Центральноазиатского энергокольца. Тогда дефицит мощности заставил Кыргызстан ограничить подачу электроэнергии на север страны. Перебои с энергоснабжением были даже в столице. Ситуация разрешилась лишь 11 марта, когда Казахстан вернулся в единую энергосистему.

После этого Казахстан также заявлял о намерении вновь отсоединиться от единой энергосистемы Центральной Азии и работать автономно. Так, в апреле вице-президент национальной компании по управлению электросетями KEGOC Валерий Ли сказал, что такой вариант будет рассматриваться в четвертом квартале 2009 года, после того как KEGOC закончит строительство второй линии транзита север — юг.

То есть пока у Казахстана остаются проблемы с обеспечением водой южных районов, он наверняка будет договариваться с Кыргызстаном и не выйдет из энергосистемы. Но как только будет введена вторая линия электропередач «Север — юг Казахстана», вероятность ухода страны в «автономное плавание» резко возрастет. Правда, о воде договариваться все равно придется.

0 коммент.:

Отправить комментарий