22.10.2009

Потешная война обошлась в большой тиын!


Автор: Лариса ШТАБА

В прошлую пятницу на полигоне Матыбулак, что под Алматы, прошли совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР-2009). Ради 70 минут показного боя представители войск пяти государств полтора месяца отрабатывали боевую подготовку.
More...
На военизированное представление прилетели полюбоваться президенты пяти государств и их министры обороны на восьми вертолетах. Весь полигон находился под бдительным оком снайперов. Но надо отдать должное принимающей стороне — представление прошло без чрезвычайных инцидентов, и главы государств, наблюдавшие с командной вышки, увиденным действом остались довольны.

Даже мне, наблюдающей непосредственно с поля боя, представление очень понравилось. Еще бы, в небе над Отарским полигоном проносились реактивные самолеты, четко поражавшие все намеченные цели, затем орудийные залпы ракетных установок «Град» проложили огненную трассу, прошла бронетехника, высадка российской 31-й десантно-штурмовой бригады завершила красочное действо по захвату городка условного противника. Затем настала очередь МЧС, пожарных и медиков.

Когда «боевые действия» закончились и настала очередь обеда («Война войной, а обед по расписанию»), я направилась с «линии фронта» в полевой лагерь. Министерство обороны Казахстана постаралось на совесть и фактически на 10 тысяч человек на высшем уровне оборудовало огромный палаточный городок.

По периметру лагерь осветили фонарями: специально к учениям была проведена на полигон линия электропередачи, и в поле засветились «лампочки Ильича», пробурили скважину, провели водопровод и канализацию. Открыли продуктовый и промтоварный магазины, кафе, обменник, магазин. Говорят, хотели поставить еще и банкомат, однако что-то не срослось. Но все равно за все время существования Отарского гарнизона гвардейцы не видели сразу столько благ не то что в походных условиях, а даже в самом военном городке.

В день учений на полигон даже чужая муха без проверки не залетела, поэтому мне, как приглашенной, двери везде были открыты. Я побывала в палатках, в которых разместили иностранных военных. Россияне, армяне, таджики и киргизы жили в палатках с деревянными полами, одноярусными кроватями и другими благостями, которые, увы, были не доступны казахстанским солдатам. За неимением деревянных полов они жили, как положено в поле, на земляном полу, ходили в общие уличные туалеты, но все остальные блага были им доступны тоже. Даже компания сотовой связи Ксеll установила на полигоне передвижную антенну, и качество услуг сотовой связи было даже выше, чем в Южной столице.

Побеседовав с генералами наших союзников и выслушав массу хвалебных речей в адрес президента Казахстана, я отправилась на полевую кухню. Не знаю, как выглядели палатки, в которых кормили рядовых солдат, но там, куда попала я, в шатре стоял огромный стол, застеленный белой скатертью, на которой в вазах изобиловали фрукты и конфеты, на блюдах — нарезка, казы, карта, жая, белуга, как мне сказали, «с президентского стола».

Этот термин меня немного покоробил, и я, расположившись на венском стуле, заказав тарелку рисовой каши и чашку чая с медом, стала разглядывать интерьер импровизированной полевой столовой. Изнутри палатка была обтянута белой накрахмаленной тканью, на окошечках висели занавесочки, под потолком шатра красовались две сверкающие огнями люстры, вдоль стен — кресла и диваны, перед входом — огромное зеркало, а пол столовой украшал персидский ковер. Нехилая обстановочка!.. Мне вспомнились сказки о Золотом Петушке и Шамаханской Царице...

После сытного обеда решила отправляться домой, в Алматы, а перед дальней дорогой зайти в «дамскую комнату». Добрые военные провели меня в кунг... С виду обычный, изнутри он оказался туалетной комнатой, разделенной на три отдельных кабинки, выполненных по всем традициям евростандарта: на полу и стенах кафель, в центре — белоснежная мойка с зеркалом и подсветкой, справа и слева от мойки пластиковые раздвигающиеся двери. Открыв одну из них, я обнаружила душевую кабину, другая дверь скрывала унитаз и писсуар — все как в лучших домах Лондона. И все это удовольствие в полевых условиях!

Потрясенная, я вышла за ворота лагеря и побрела по дороге. Около меня притормозила иномарка. «Вас до городка подвезти?» — услышала я предложение довольно заманчивое для человека, весь день проведшего на ногах в Матыбулакской степи. Естественно, согласилась. Мне подфартило вдвойне — машина ехала до Алматы. А дорога домой оказалась для меня еще одной приятной неожиданностью.

В июле, когда я приезжала в пгт. Гвардейский, дорога от Отара до Бишкекской трассы представляла собой полигон для испытаний автомобилей. Но в этот раз я не поверила своим глазам: дорога лежала ровной лентой, без сучка и задоринки. Я не заметила ни единой ямы и даже трещины в асфальте. «Почаще бы проводили подобные учения, — пронеслась мысль. — Следующие желательно в Аягузе — там вместо дороги вот уже несколько лет направление до Семипалатинска».

Но мечтам моим не суждено сбыться, поскольку, по словам все тех же благодарных российско-армянских генералов, учения ШОС-2010 запланированы вновь на этом же Матыбулакском полигоне. Ведь для принимающей стороны, по словам все тех же россиян, только обустройство палаточного городка обошлось в «кругленькую копеечку», не говоря уже об обеспечении продовольствием и топливом. «Зачем придумывать еще что-то, когда у вас уже созданы все условия?» — улыбнулся мне российский военачальник.

0 коммент.:

Отправить комментарий