04.06.2009

Кто в ответе за стабфонд?


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Наученное печальным опытом последних лет, когда внутренний рынок страны рисковал остаться без главного продовольственного продукта – хлеба, правительство решило подстраховаться «глобально»: на законодательном уровне. Поправки в законодательство по вопросам продовольственной безопасности были разработаны достаточно быстро и уже осенью 2008 года внесены на рассмотрение парламента. В минувшую среду мажилисмены одобрили этот законопроект сразу в двух чтениях.
More...
Документ охватывает сразу несколько важных блоков. В их числе — контроль над генетически модифицированными продуктами, вопросы развития аграрной науки, в частности, в области производства новых уникальных сортов семян. Но одним из главных смело можно назвать блок законопроекта, регламентирующий формирование, хранение, использование государственных ресурсов продтоваров, а также обеспечение доступности цен на социально значимые продовольственные товары.

Вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев, представляя законопроект депутатам, отметил, что основная цель документа — это «укрепление продовольственной безопасности в контексте национальной безопасности республики».

Так, законопроектом предлагается отнести стабилизационные фонды зерна к видам государственных ресурсов. Формироваться они будут за счет республиканского бюджета. При этом их формирование будет проводиться не регулярно, а по необходимости.

- То есть не ежегодно, а в зависимости от конъюнктуры и ситуации на мировых рынках, — уточнил Евниев.

Право на проведение тендеров по отбору предприятий, имеющих элеваторы, мельничные емкости, хлебокомбинаты для работы с зерном из стабилизационных ресурсов отдается на откуп местным исполнительным органам. Субсидирование ценовой разницы также будет осуществляться из бюджетов на местах. За центральным органом — Министерством сельского хозяйства — остаются функции контроля и установления закупочной цены. Причем, подчеркнул вице-министр, стоимость зерна на закуп будет определяться не «от фонаря», а только на основе исследований на зерновых рынках — международных и внутреннем.

При этом из процесса формирования «вышла» Продкорпорация — главный и единственный оператор госресурсов зерна. Этот момент вызвал искреннее удивление у одного из самых опытных депутатов, агрария с многолетним стажем Еркина Рамазанова.

- Нужна ли тогда вообще Продкорпорация? — задался он риторическим вопросом. И сам же продолжил:

- Стабилизационный фонд нужен. Нам это доказала вспышка цен и против этого никто возражений не имеет. Но очень важен тот момент, кто и как будет им распоряжаться. Закупать должен один оператор, права должны быть у одного оператора. А Продкорпорация — для этого мы ее и создавали. Но, к сожалению, я так и не услышал от правительства, почему Продкорпорация в этот момент не справилась с тем, что начала расти цена, и они не провели интервенцию. От этого вопроса они ушли и после этого они создали такое понятие как «стабилизационный фонд». Он ничем не отличается от других ресурсов.

По мнению мажилисмена, должен быть не только один оператор по закупу, но и единый орган, контролирующий цены на хлеб во всей стране. Тем более что уже сегодня сложилась парадоксальная ситуация: в зерносеющих регионах цены на хлеб выше, чем в тех регионах, где это зерно потребляется.

Правда, мнение Еркина Рамазанова коллеги не разделили. Они дружно одобрили законопроект сразу в двух чтениях. Хотя вполне могли бы поинтересоваться, чем же, собственно, будет заниматься Продкорпорация и нужен ли стране такой зерновой оператор. К тому же именно в этот день перед мажилисменами лежал отчет Счетного комитета, содержащий не слишком приятные для Продкорпорации оценки и выводы.

В частности, согласно отчету об исполнении республиканского бюджета за 2008 год, подготовленному Счетным комитетом, «действующие механизмы закупа зерна в государственные резервы и процедуры его реализации из резерва комплексно не проработаны, не учитывают изменения и тенденцию на мировом рынке». Да и сами правила использования зерна из резервов, утвержденные правительством, «не позволяют определить приоритетность, последовательность и сроки принятия решений об использовании зерна». По оценкам бюджетных аудиторов, только в 2007 году из-за этой серьезной проблемы Продкорпорация и, соответственно, государство потеряли порядка 190,1 млн тенге.

0 коммент.:

Отправить комментарий