24.09.2009

«Газпром» для Ямала мал


Автор: Дмитрий КОПТЕВ

Россия фактически признала, что при новых ценах на газ не может самостоятельно освоить ямальские газовые месторождения. Сегодня в столице Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарде премьер-министр Владимир Путин проводит совещание, на котором обсуждается вопрос привлечения к разработке Ямала иностранных инвесторов.
More...
Между тем всего пару лет назад предложения иностранных компаний вложить деньги в ямальские проекты были демонстративно отвергнуты.

Как сообщила в четверг газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-секретаря российского премьера Дмитрия Пескова, в Салехарде будет обсуждаться «вопрос о разработке газовых месторождений на Ямале с участием мировых производителей и потребителей российских энергоресурсов». Свое участие в этом мероприятии подтвердили представители таких компаний, как французская Total, англо-голландская Royal Dutch Shell, немецкая E.On, американская ExxonMobil, малайзийская Petronas, норвежская StatoilHydro и корейская Kogaz.

По широкому кругу вопросов...

Планов, как водится, громадье. «Планируется обсудить условия создания завода СПГ и спотовой продажи газа», — пояснил изданию Дмитрий Песков. По словам другого участника совещания, в Салехарде «должны определить поляну для иностранных инвесторов — у них совсем другие возможности по привлечению длинных заемных средств и технологий; надо понять, что они предложат для этой зоны».

Чтобы заманить иностранных инвесторов, правительство готово предоставить им значительные льготы, в частности, обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сегодня он составляет 147 рублей на 1 тыс. кубометров. Кроме этого, по словам Пескова, рассматривается целый комплекс мер, однако он отказался сообщить, что именно в него входит. Не исключено, что речь может идти о сохранении на долговременную перспективу нулевой ставки таможенной пошлины на экспорт сжиженного газа. Судя по тому, что один из собеседников «Коммерсанта» назвал то, что иностранцам предлагается построить на Ямале, «арктическим Катаром», именно на СПГ планируется делать основную ставку.

Собственно, идея сделать ямальские месторождения ресурсной базой большого СПГ-проекта далеко не нова — его ТЭО было представлено еще в 1995 году. В тот момент из-за нехватки средств дело заглохло, и новые подвижки в этой области начались только в 2003 году, когда «Газпром» увлекся идеей поставки СПГ на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тогда к освоению ямальских газовых залежей тоже планировалось привлечь иностранных инвесторов. Однако рост цен на нефть и газ, в результате которого Россия сделала ставку на превращение в «энергетическую сверхдержаву», поставил на этих планах жирный крест.

Сам себе инвестор

В 2007 году, после того как ряд компаний, в том числе Royal Dutch Shell, ExxonMobil и голландская Gasunie, представили «Газпрому» свои варианты проектов освоения Ямала, зампредправления российского концерна Александр Медведев дал интервью газете The Times. В нем он сказал, что не получил от западных корпораций ни одного интересного предложения, а их дальнейшим инвестициям в российские нефтегазовые проекты препятствуют некие «психологические барьеры». И вообще, Россия не нуждается ни в чьей помощи, чтобы разрабатывать арктические запасы. «У нас есть необходимые технологии», — заявил Медведев, добавив, что деньги тоже не являются проблемой. Десять лет назад «Газпром» оценивался в $25 млрд, заметил он, а сейчас уже в $300 млрд.

Начавшийся экономический кризис расставил все по своим местам. Вместо $1 трлн, о скором достижении которых уверенно говорило руководство «Газпрома», капитализация концерна сейчас находится на уровне $140 млрд. Из-за низкого спроса на газ на год перенесен ввод в эксплуатацию ямальского Бованенковского месторождения. Стало очевидно, что без иностранных инвестиций обойтись не удастся. Уже в 2008 году в рамках XII экономического форума в Санкт-Петербурге «Газпром» и Shell подписали соглашение о создании рабочей группы, которая должна была заниматься вопросами строительства на Ямале комплекса по производству СПГ. Сегодня, как видно, дошло и до обсуждения условий сотрудничества.

Несмотря на неприятные воспоминания, западные инвесторы, по-видимому, с охотой примут участие в освоении ямальских залежей. Запасы газа на Ямале и в прилегающих акваториях составляют 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные ресурсы — еще 22 трлн кубометров. Кроме того, к этому же региону планируется причислить Штокмановское месторождение с запасами 3,7 трлн кубометров. Тут уж не до старых обид, хотя Владимиру Путину придется приложить немало усилий, чтобы убедить потенциальных партнеров в том, что они не разделят судьбу Shell, которая была вынуждена под давлением государства уступить «Газпрому» контроль над проектом «Сахалин-2», также ориентированным на СПГ.

Отложенное будущее

Кстати, явный уклон в сторону СПГ придает дополнительную привлекательность ямальским проектам. Объем рынка сжиженного газа, как ожидается, к 2020 году удвоится. Кроме того, только на его основе возможно создание «газовой ОПЕК» — пока рынок газа разделен на региональные сектора, жестко привязанные к трубопроводным системам, ни о каких скоординированных действиях речь идти не может. Как отмечается в аналитическом обзоре, размещенном на портале Neftegaz.ru, ямальские месторождения достаточно удобно расположены и с точки зрения логистики. Часть СПГ можно будет вывозить танкерами-газовозами, а часть — по железной дороге, чему немало поспособствует открытый сегодня мостовой переход на участке Обская — Бованенково.

В итоге, отмечают аналитики портала, «Газпром» сможет войти в элиту мирового рынка СПГ, увеличить свое влияние, доставляя газ туда, куда обычный, трубопроводный путь невозможен, а заодно избавиться от ярлыка монополиста, поскольку на рынке сжиженного газа существует жесткая конкуренция.

Непонятно одно — если выгоды этого проекта столь велики и очевидны, то зачем было презрительно фыркать в ответ на предложения иностранных инвестиций? И почему, если уж считалось, что Ямал — вотчина «Газпрома» и никого туда не надо пускать, за годы высоких цен на газ в этом направлении так ничего и не было сделано, задался вопросом ведущий аналитик компании Financial Bridge Дмитрий Александров. Если было понятно, что будут осваивать Ямал, то почему нет соответствующих технологий, о которых столько говорили, отметил он в разговоре с корреспондентом «Республики». Увы, пока у государства были деньги, в технологическом плане никакого рывка не произошло. И средства, и время, выходит, растрачены, и в ход снова идет испытанный лозунг «Заграница нам поможет».

0 коммент.:

Отправить комментарий