24.09.2009

Комиссары хотят обкатать Opel


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Еврокомиссия намерена проверить обстоятельства продажи Opel. Комиссары опасаются, что Германия обещала предоставить госгарантии покупателям концерна взамен на неприкосновенность немецких заводов. Российские эксперты допускают, что именно так все и было, однако сомневаются в том, что решение Еврокомиссии здесь что-нибудь изменит, учитывая, какой вес имеет Германия в Евросоюзе.
More...
О том, что обстоятельства продажи Opel попали в поле зрения Европейской комиссии, сообщило агентство «Финмаркет» со ссылкой на «Немецкую волну». Агентство также процитировало комиссара ЕС по защите конкуренции Нели Крес, которая заявила в интервью газете Bild, что условия, на которых Германия пообещала предоставить покупателю Opel гарантии, вызывают у членов Еврокомиссии сомнения. Как подчеркнула комиссар, складывается впечатление, будто в ходе санации компании предпочтение могут отдать предприятиям Германии в ущерб заводам, которые расположены в других европейских странах. И это обстоятельство, по словам Нели Крес, требует тщательной проверки.

Сколько рабочих и где собирается сократить канадская Magna, покупающая Opel в консорциуме с российским Сбербанком, доподлинно неизвестно. Компания никогда не скрывала того, что на предприятиях будут проводиться масштабные сокращения. Но деталей не раскрывала. По данным некоторых зарубежных СМИ, Magna всего в Европе сократит 10,6 тыс. рабочих мест, а на заводах Opel в Германии списки персонала уменьшатся на 4,5 тыс. человек. Это меньше, чем в Европе в целом, но больше, чем на каждом из заводов в частности. Однако, очевидно, еврокомиссары располагают другими данными.

По словам Нели Крес, если предпочтения будут отдаваться предприятиям Германии, это поставит под угрозу предстоящие реформы в концерне Opel и нарушит принципы конкуренции. Еврокомиссара смущает и то, что государственная помощь в виде гарантий и кредитов может лечь на плечи налогоплательщиков в Германии и других странах Евросоюза. А деньги в итоге пойдут на санацию автомобильного рынка России — напрямую Нелли Крес так не выразилась, но это читается между строк. Как известно, российское производство автомобилей получит 600 млн евро инвестиций от новых владельцев Opel. «Это не помощь, а инвестиции Opel в рынок, обладающий большим потенциалом. Они необходимы для нашего бизнес-плана», — заявил по этому поводу девять дней назад сопредседатель Magna Зигфрид Вольф на объединенной пресс-конференции компании и Сбербанка во Франкфурте.

Комиссар ЕС по защите конкуренции предостерегла немецкое правительство от увязывания финансовой помощи с политическими соображениями. «Необходимо предоставить частным инвесторам полную свободу действий в принятии решений. Мы ни в коем случае не допустим, чтобы финансовую помощь "смешивали в одном флаконе" с политическими требованиями», — подчеркнула Нели Крес.

В пользу тщательной проверки высказался также комиссар ЕС по предпринимательству и промышленности Гюнтер Ферхойген. В эфире немецкой телекомпании ZDF он критично оценил нынешние условия продажи Opel консорциуму. «Нельзя допустить, чтобы одна страна путем предоставления финансовой помощи решала свои проблемы за счет других стран. Сугубо экономические вопросы не должны увязываться с политическими условиями», — заявил еврокомиссар.

Ферхойген и прежде высказывался в пользу анализа сделки. «Единственные участники, чей риск от участия в сделке относительно невелик, — это русские, — заявлял еврокомиссар. — Они получат доступ к более современным технологиям и после смогут улучшить собственный автопром, рассчитанный на экспорт. Еврокомиссар также подчеркивал, что распределение капитала должно быть иным: «35% капитала Opel должны принадлежать каждому из правительств, российскому и американскому, а 20% должны отойти Magna». Напомним, совет директоров GM одобрил продажу 55% акций немецкого Opel канадской Magna (разработчик автокомпонентов) и российскому Сбербанку. Партнеры заплатят за бумаги Opel 500 млн евро и поделят их поровну, а еще 4,5 млрд евро Opel получит в виде госфинансирования от властей Германии, которые поддержали сделку.

По мнению экспертов, не исключено, что опасения еврокомиссаров имеют под собой основания. «Возможно, в условиях сделки было прописано, что Magna и Сбербанк обязуются не закрывать заводы в Германии. А про заводы в других странах никаких отдельных упоминаний не было», — предположил эксперт «ВТБ Капитал» Георгий Тараканов.

Возбуждение Еврокомиссии, по словам эксперта, вполне объяснимо. Если Magna закроет заводы в Бельгии и Испании, в каждой из этих стран будет всплеск безработицы. Очевидно, правительства опасаются такого развития событий и пытаются повлиять на ситуацию через своих представителей в Еврокомиссии. Другое дело — увенчается ли такая политика успехом. «Теоретически Европейская комиссия может применить какие-то санкции к проштрафившейся стране, однако не думаю, что Германии что-либо угрожает, учитывая ее вес в Евросоюзе», — поделился с «Республикой» Георгий Тараканов.

Впрочем, у этих действий может быть и другой, довольно неожиданный эффект. Дело в том, что консорциуму Opel нужен исключительно как доступ к технологиям. Не случайно же российский премьер-министр Владимир Путин назвал покупку немецкого автопроизводителя «частью стратегии по развитию отечественной автоиндустрии». Однако GM, благополучно вышедший из процедуры банкротства, изменил условия сделки. Он отказался передавать консорциуму технологии Opel и потребовал, чтобы Magna платила ему 3—5% с оборота от продажи автомобилей. В таком формате сделка становится для консорциума абсолютно бессмысленной — для того чтобы собирать чужие автомобили по лицензии, не нужно покупать контрольный пакет компании за полмиллиарда евро. Magna и Сбербанк пока не отказываются покупать Opel, однако вполне могут и выйти из сделки — она должна быть закрыта до конца ноября. Не исключено, что лишний шум еще и со стороны еврокомиссаров окончательно убедит консорциум в том, что игра не стоит свеч.

0 коммент.:

Отправить комментарий