05.10.2009

Зачем странам Каспия ОКЭС?


Автор: Александр КАРАВАЕВ

Самая «горячая» и обсуждаемая тема в преддверии совещания по безопасности Каспия, которое пройдет в октябре, – создание Организации каспийского экономического сотрудничества.
More...
В пользу рождения новой организации говорят два фактора – региональной бюрократии необходима новая и весьма удобная площадка для необременительного экономического сотрудничества в регионе, а также очередная структура для пиара.

В конце октября в Баку пройдет первое совещание прикаспийских государств, посвященное вопросам безопасности. Эксперты полагают, что одной из важнейших тем обсуждения станет идея создания Организации каспийского экономического сотрудничества.



3 октября 2008 г. в Астрахани прошла межправительственная экономическая конференция, где российские власти официально заявили о необходимости создания ОКЭС.

Сама идея региональной экономической организации для Каспия не нова. Она предлагалась Тегераном в начале 2000-х. Неоднократно обсуждалась на экспертном уровне. Иными словами, была в активе у дипломатов как минимум трех стран: России, Ирана, Казахстана. Каждая вкладывала в нее свое содержание. Но нынче инициатором и организатором выступила Россия.



Поражает скорость и необычная нацеленность россиян довести до реализации этот проект. Похоже, он призван стать очередной «инициативой Медведева» в рамках его концепции «умного» внешнеполитического влияния РФ. Ожидается, что концепция и устав организации будут готовы к третьему саммиту каспийских государств, который состоится в Баку, вероятно, в будущем году (дата не определена пока — авт.). На нем как минимум будет подписан меморандум о создании организации.

Конечно, ОКЭС не будет первой целевой экономической организацией, созданной на пространстве бывшего СССР из числа стран СНГ и государств «дальнего зарубежья» (таких примеров достаточно — ШОС, ОЧЭС, СВМДА и т.д.). Однако ОКЭС в случае создания станет первой сумевшей объединить в своих рамках региональные противоречия Азербайджана, Туркмении и Ирана.

17 августа 2009 года, президент России Дмитрий Медведев в Астрахани провел специальное совещание по вопросам прикаспийского сотрудничества, где заявил: «Существенный вклад в расширение экономических связей могло бы внести создание Организации каспийского экономического сотрудничества. Этот вопрос как-то уже обсуждался... Я думаю, что эту работу нужно продолжить...»

Сможет ли ОКЭС выработать новый язык политического взаимодействия для этой тройки? Зная Иран как труднейшего в мире переговорщика, трудно предположить как сложится взаимодействие с этой страной. Очевидно, что Иран в качестве участника ОКЭС добавит организации больше политических трудностей, чем экономической выгоды. Но также очевидно, что оградить ОКЭС от Ирана, значит, ограничить амбиции новой структуры, с самого начала свести ее к локальному аналогу СНГ.

Кроме того, по мнению ряда представителей постсоветских западно-ориентированных элит каспийских стран, ОКЭС ставит государства-участников в ситуацию выбора: «быть заодно с Россией» или остаться «в стороне». Кажется, выбор непростой, особенно для тех, кто либо не вступал раньше в региональные организации (Туркмения), либо стремился диверсифицировать и уровнять свои внешнеполитические векторы (Азербайджан). Но коль скоро ОКЭС будет позиционироваться как «не жесткая» организация, в отличие ЕврАзЭС или ОДКБ, то риск оказаться «под влиянием РФ» не столь велик.

В итоге — ОКЭС будет позиционироваться как региональная бюрократическая организация низко-конфликтного взаимодействия с вполне «позитивной», то есть не политической, повесткой, призванной сосредоточить внимание участников на общих вопросах регионального развития. То есть чисто казахстанский формат — «без особых напрягов».

Безусловно, плюсов создания новой экономической организации на Каспии немало. Однако тот опыт многостороннего взаимодействия каспийских стран, способы решения конфликтных вопросов и глубина вовлечения интересов геополитики третьих государств в решение каспийских проблем не внушает оптимизма относительно перспектив ОКЭС. Уже очевидно, что миссия у организации будет двойная — создать отсутствующий институт экономических переговоров на Каспии, который в свою очередь, даже несмотря на низкий КПД, станет лишь очередной пиар-структурой деятельности региональной бюрократии.

0 коммент.:

Отправить комментарий