02.06.2009

"Газпром" повышает давление


Автор: Дмитрий КОПТЕВ

Поставки туркменского газа в Россию прекращены. Несмотря на то что поврежденный взрывом участок газопровода «Средняя Азия – Центр» отремонтирован, газ по нему не идет и не пойдет до тех пор, пока Ашхабад не согласится снизить либо цену, либо объемы поставок, заявили в «Газпроме».
More...
При нынешних ценах закупать газ в Туркменистане просто невыгодно, уверяют в «Газпроме», требуя уменьшить размер закупок в четыре с лишним раза. «Мы предложили туркменским коллегам ограничить некоторый объем поставок газа — так же, как это сделал «Газпром» и другие российские производители газа», — заявил журналистам зампред правления концерна Валерий Голубев. По его словам, у российского монополиста нет другого выхода.

Мы упадем — ты упадешь

Добыча газа российскими производителями в январе — мае, по сравнению с тем же периодом прошлого года, снизилась на 19,3%, заявлено в опубликованной на днях сводке ЦДУ ТЭК. Основной покупатель туркменского газа — Украина — снизила потребление с 40 до 22 млрд кубометров в год. Снизился и объем экспорта газа в Европу (по данным того же ЦДУ ТЭК, в первом квартале экспортные поставки «Газпрома» упали на 39%). Европейские потребители в массовом порядке отказываются от дорогого российского газа и переходят на своповые контракты с поставщиками из Норвегии и Алжира.

Все это привело к тому, что закупать газ в Туркменистане «Газпрому» стало невыгодно. «Туркменский газ закупался по таким ценам, по которым мог быть реализован на европейском рынке. Поэтому если Европа газ не берет, мы сказали: уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать. Или мы пересматриваем цену, или объем», — цитирует Интерфакс Валерия Голубева.

Зампред правления «Газпрома» подчеркнул, что решение полностью прекратить подачу газа приняли туркменские газовики — российская сторона лишь вводила ограничение до 27 млн кубометров посуточно. «Думаю, что в ближайшее время работа будет продолжена. Мы найдем разумные и взаимовыгодные интересы», — уверен Голубев.

Между тем, по данным East European Gas Analysis, в 2008 году среднесуточные поставки газа из Туркменистана в Россию составляли около 115 млн кубометров. Это значит, что Ашхабаду было предложено сократить экспорт газа более чем в четыре раза. Интерес «Газпрома» к тому, как бы переложить существенную часть убытков от снижения потребления газа на туркменских партнеров, конечно, можно назвать разумным. Но никак не взаимовыгодным.

Трубу раздуло

Первый звонок о том, что «Газпром» не понимает, куда ему в новых экономических условиях девать законтрактованный туркменский газ, прозвучал еще в начале весны. 15 марта министр энергетики России Сергей Шматко и министр нефти Ирана Голямхоссейн Нозари подписали меморандум, предусматривающий возможность осуществления поставок «Газпромом» на север Ирана сырья, ранее закупленного у Туркмении. Расплачиваться за него Иран будет, поставляя от имени «Газпрома» газ и нефть в страны Персидского залива. Сейчас газоснабжение северных провинций Ирана осуществляет Туркменистан — 4 млрд кубометров в год поставляются по газопроводу Корпедже — Курт-Куи. Резервных мощностей этот газопровод не имеет, и где там место российским поставкам — непонятно. Правда, отношения между Ираном и Туркменистаном очень похожи на те, что у России с Украиной — регулярные споры о цене, сопровождающиеся прекращением поставок. Возможно, именно в эти окна и планирует вклиниться «Газпром».

Впрочем, на тот момент наличие проблем категорически отрицалось. На вопрос «Республики» в пресс-службе концерна ответили, что никаких проблем с реэкспортом туркменского газа они не испытывают, а соглашение с Ираном — просто часть политики по продвижению на новые рынки. Однако меньше чем через месяц эти доводы разлетелись на куски вместе с участком газопровода «Средняя Азия — Центр». 9 апреля, после того как «Газпром» резко снизил отбор газа, старые трубы не выдержали скачка давления и произошел взрыв. По утверждению туркменской стороны, они не были предупреждены заранее о предстоящем снижении отбора, и вся вина за случившееся лежит на «Газпроме». Российские газовики с этим, естественно, не согласны.

Сейчас газопровод восстановлен и готов к прокачке, а возобновление поставок является предметом коммерческих переговоров, заявил в прошлую пятницу директор геологического института госкорпорации «Туркменгеология» Одек Одеков. Если переговоры будут удачными, Туркменистан даже не будет подавать на Россию в международный арбитраж и требовать возмещения убытков (по неофициальной оценке составивших $200—300 млн). Ответом на это, видимо, и стало заявление Валерия Голубева.

Вместе тесно, а врозь скучно

«Происходящее следует рассматривать как элемент торга», — уверен начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов постоянно повторяет, что страна собирается увеличивать число направлений экспорта газа, прежде всего за счет расширения контактов с Китаем. На этой неделе в Пекин из Ашхабада летит делегация во главе с заместителем председателя Кабинета министров Туркменистана Тачберды Тагыевым. По сообщению пресс-службы президента Туркменистана, целью поездки станет проведение переговоров об участии китайских нефтегазовых компаний в освоении углеводородных залежей правобережья Амударьи. Кроме этого, будут обсуждаться вопросы, связанные с получением кредита на освоение гигантского газового месторождения Южный Иолотань, а также условий купли-продажи природного газа.

Разумеется, подобные вещи, как и контакты Ашхабада с немецкой компанией RWE — участницей проекта Nabucco, не вызывают восторга в Москве. «Без центральноазиатского газа свести баланс «Газпрому» будет нелегко — рассказал «Республике» Максим Шеин. — Поэтому, несомненно, Россия заинтересована в сохранении торговых отношений с Туркменистаном — крупнейшим производителем газа в регионе». А чтобы тамошнее руководство было сговорчивее, надо вернуть его с небес на землю и показать, какова возможная альтернатива. Это сейчас и происходит.

«Газпром» пока сохраняет монополию на покупку экспортируемого туркменского газа, потому Туркменистан поставлен в довольно сложное положение, — отметил директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. — С одной стороны, страна прошла долгий и трудный путь к рыночным ценам, а потому вряд ли захочет снижать планку. С другой — ввиду сложившейся обстановки, чтобы не снижать цены, Туркменистан мог бы пойти на снижение объемов продаж». При этом, как и его коллега из «Брокеркредитсервиса», Шток уверен, что затягивать с разрешением сложившейся ситуации не выгодно никому. «Скорее всего, Ашхабаду и «Газпрому» придется найти компромиссный вариант», — сказал он.

По мнению Александра Штока, вероятнее всего, стороны пойдут по пути снижения физических объемов поставок. Впрочем, и вариант пересмотра цен вовсе исключать нельзя. Сейчас как раз подходит срок очередной корректировки стоимости туркменского газа, закупаемого «Газпромом». По действующему соглашению это должно быть сделано до 1 июля 2009 года. То, что при нынешней конъюнктуре пересмотр произойдет в пользу понижения, ни у кого сомнений не вызывает. Так что, возможно, российский концерн просто тянет время. Действительно, зачем сейчас покупать то, за что через месяц можно будет заплатить значительно меньше? Даже «Газпром», прославившийся широтой души и масштабностью затрат, не настолько любит сорить деньгами.

0 коммент.:

Отправить комментарий