07.07.2009

Зачем Лужков напомнил о повороте сибирских рек?


Автор: Алексей БЕРДНИКОВ

В Астане мэр Москвы Юрий Лужков вновь вспомнил о своем «проекте века» – повернуть сибирские реки вспять, дабы решить сразу несколько проблем: напоить пресной водой Центральную Азию и пополнить российский бюджет, истощенный низкими ценами на энергоресурсы.
More...
Между тем, эксперты устали называть идеи Лужкова популизмом чистой воды. Во время визита в Казахстан, на празднование дня рождения Астаны, мэр Москвы Юрий Лужков на встрече в большом зале Евразийского университета им. Л.Н.Гумилева в очередной раз предложил пустить сибирские реки вспять. Для этого, по мнению Лужкова, необходимо построить канал, по которому 5—7% среднегодового стока Оби перебрасывалось бы в Центральную Азию.

Обосновал столичный градоначальник идею просто — паводковые воды сейчас без особого смысла растворяются в Северном Ледовитом океане. Дабы не растрачивать это богатство, Россия могла бы продавать воду из стока реки Обь странам Центральной Азии, наиболее остро нуждающимся в водных ресурсах — Казахстану, Узбекистану и Туркменистану. Также за счет сибирской воды мэр собирается «напоить» регионы Южного Урала. Такой проект, по расчетам Лужкова, окупится уже через 4 года и в дальнейшем будет приносить прибыль около 4,4 млрд долларов в год.

В это трудно поверить, но Лужков в России не одинок. Спикер Государственной думы Борис Грызлов, например, тоже высказал созвучную идею: мол, Россия может использовать свои водные ресурсы так же, как использует газ и нефть — продавая их за рубеж и наращивая тем самым свое влияние на пространстве бывшего СССР. Кроме того, не исключено, что, помимо пресной воды, направленной на орошение сельхозугодий, Россия могла бы экспортировать очищенную питьевую воду. Председатель Госдумы в этой связи считает необходимым создавать систему водовозов на большие расстояния, «чтобы вода была предметом экспорта».

А вот эксперты в пух и прах разгромили идеи столь кардинального вмешательства в природу. Например, известный российский политолог Виталий Третьяков, комментируя «Республике» сложившуюся ситуацию, согласился, что в будущем пресная вода могла бы стать для России столь же действенным козырем в отношениях с соседними странами, каковыми сегодня являются нефть и газ. «Проблема доставки пресной воды для данного региона с каждым годом будет все актуальней, и важно не допустить конфликтов», — уверен Третьяков.

Российский политолог напомнил, что в том числе и из-за воды не разрешается конфликт между Киргизией и Узбекистаном. Ведь, как известно, 80% водных ресурсов региона контролируют Киргизия и Таджикистан за счет стоков с Памира и Тянь-Шаня, но и эти объемы катастрофически падают. За последние 50 лет на 30% сократились ледники Северного Тянь-Шаня. Так что борьба будет только накаляться. И Россия, по мнению Третьякова, могла бы стать посредником в вопросе использования горных стоков и более справедливого их распределения между странами Центрально-азиатского региона, но вот к идее Лужкова отнесся прохладно и даже перспективы более глубокой интеграции с Казахстаном его не вдохновили.

«Ни к чему заниматься переброской рек. Последствия могут быть такие, что лучше не браться. Мы бы могли продавать, например, уже фасованную питьевую воду из Байкала, только на этом можно получить миллиарды долларов. Я согласен, что, завязав Центральную Азию на поставки российской воды, мы достигли бы более глубокой интеграции. Но не хотелось бы, чтоб эта интеграция достигалась за счет убиения природы. У правительства есть более актуальные вопросы, думать надо не о том, кому продавать ресурсы страны, а о том, как поднимать высокотехнологичное производство, например, автопром. И не политическим партиям решать, где копать, а где не копать. Это пусть ученые решают».

Ученые же высказались еще более резко. «Для России проблема водных ресурсов станет актуальной уже через несколько лет, и говорить о том, что мы можем продавать воду за рубеж, нельзя. Сибирский регион, юг России сами столкнутся с ее дефицитом, — уверенно заявил директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин. — Заниматься перенаправлением водных ресурсов необдуманно. В Монголии, Китае, Казахстане вопрос нехватки питьевой воды действительно будет стоять острей, чем в России, но это совершенно не означает, что ей есть чем делиться».

Руководитель Центра экологической политики Алексей Яблоков в свою очередь напомнил, что проект, предложенный Юрием Лужковым, «безумно дорогой» и с точки зрения строительства и поддержания сооружений. «Полагаться на исследования Лужкова было бы неправильно, поскольку он не является специалистом в этой области и недооценивает экологическую угрозу. К тому же большее количество воды попросту не дойдет до Центральной Азии из-за утечки. Особенности почв таковы, что русла канала необходимо бетонировать, но тогда каналы сразу станут «золотыми». А если обойтись без бетонирования, большая часть воды уйдет в грунт».

Яблоков отметил также, что идеи, которые описаны в книге Юрия Лужкова «Вода и мир», которую он презентовал в Астане, уже давно опровергнуты учеными. «Изъятие даже небольших объемов воды может привести к далеко идущим последствиям — распреснению Северного Ледовитого океана, температурным аномалиям во всей Западной Сибири», — заявил ученый.

Зачем же тогда Юрий Лужков решился презентовать книгу, вызвавшую волну критики и возмущения в России? Чтобы в Казахстане знали о том, что градоначальник далекой российской столицы думает о том, как решить проблему дефицита воды в Центральной Азии? Вполне возможно, только тогда подобные действия имеют вполне определенное название — популизм, причем чистой воды.

0 коммент.:

Отправить комментарий