15.06.2009

НПО поставили кабмину ультиматум


Автор: Алла ЗЛОБИНА

Члены гражданской коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!» отказываются принимать третий национальный отчет в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI), если не будут выполнены все обещания, данные правительством Казахстана на Первой национальной конференции по EITI в 2008 году. Об этом представители казахстанских НПО говорили на Второй национальной конференции по EITI, прошедшей недавно в Астане.
More...
«В продвижении этой инициативы нам приходится играть роль сторожевого пса», — говорят члены гражданской коалиции. По их мнению, Казахстан не готов к прохождению процедуры валидации — независимой сверки соответствия всем критериям EITI.

Куда, куда вы равноудалились?

Организаторы Второй национальной конференции Инициативы прозрачности добывающих отраслей в Казахстане — Всемирный банк и правительство РК — попытались собрать максимум участников. Были приглашены 26 компаний, разрабатывающих недра Казахстана, около 50 представителей казахстанских НПО и почти всех международных организаций, занимающихся вопросами прозрачности добывающих отраслей. Однако конференция получилась рутинной.

Проходило мероприятие в полупустующем блоке «Б» здания национальной компании «КазМунайГаз», в коридорах которой шепотом говорилось о масштабных сокращениях и снижении зарплаты на 30 процентов. Атмосфера прежнего лоска и помпезности исчезла напрочь. Впрочем, досуговая часть мероприятия несколько скрасила первое впечатление: например, обед для участников конференции был устроен в одном из дорогих ресторанчиков, рассыпанных вдоль здания КМГ. Красная икра на столах, разнообразие блюд... Оплачивали все расходы правительство Казахстана и Всемирный банк.

...Начал конференцию по EITI министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев с короткого доклада, в котором сообщил, что Казахстан готов к прохождению процесса валидации в 2010 году, а правительство усилило работу по продвижению Инициативы прозрачности добывающих отраслей. По его мнению, это позволит повысить уровень доверия к правительству не только в сфере работы нефтяных компаний, но и в части прозрачности государственных расходов и доходов. Окончив речь, министр уехал, не пробыв на конференции и часа.

Вице-министр МЭМР, по совместительству председатель Национального совета заинтересованных сторон EITI Асет Магауов, продержался чуть более часа и, прочитав свой доклад, тоже отбыл, оставив вместо себя в президиуме работницу одного из департаментов министерства.

Это были единственные представители от правительства. После их неожиданного отъезда в зале возникла некоторая растерянность. Судя по программе, тем для серьезного разговора была масса. Но с кем их обсуждать? Видя такое отношение, стали расходиться и представители иностранных компаний, послеобеденный тренинг «Заполнение форм отчета о поступлениях и платежах в бюджет» пришлось отменить. Проводить его должны были представители Налогового и Таможенного комитетов и Комитета казначейства Министерства финансов РК — но и их никто в глаза не видел. Во всяком случае, себя они никак не проявили.

Резолюцию конференции (вместо г-на Магауова) оставленная «в запасных» работница департамента МЭМР зачитывала перед почти пустым залом — там сидело от силы человек десять.

Ну и наконец, несмотря на очевидно важную для Казахстана тему прозрачности добывающих отраслей, не было ни одного депутата Мажилиса, ни одного акима области, где разрабатываются месторождения.

По мнению руководителя карагандинского НПО «Благо» Юрия Криводанова, мероприятие в очередной раз продемонстрировало главное противоречие всего процесса реализации EITI в Казахстане.

- С одной стороны, — уверен эксперт, — это высочайший уровень обсуждаемых материалов (руководств, методик, разъяснений), участие международного сообщества, ответственность и активность со стороны большинства представителей гражданского сообщества. А с другой — нижайший уровень представительства, профессионализма, ответственности и активности со стороны правительства и компаний.

Инициатива пока кабинетная

После ухода высокопоставленных чиновников участники конференции обсуждали проблемы готовности Казахстана к процессу валидации и возможность расширения круга вопросов внутри Инициативы прозрачности добывающих отраслей. Большинство сошлось во мнении, что Казахстан к сверке не готов: сегодня страна подобна двоечнику, которого «перетаскивают» из класса в класс.

Например, из десяти рекомендаций, данных гражданской коалицией на Первой национальной конференции, правительство в полном объеме выполнило лишь четыре, две — частично, а четыре вообще проигнорировало.

Или такой факт. На семинарах, проводимых в течение этого и прошлого годов в нефтедобывающих областях, местные акимы клятвенно заверяли, что создадут общественные советы по продвижению инициативы в нефтедобывающих областях. Но ни один совет так и не заработал.

До сих пор в отчеты компаний не включены и социальные платежи, поэтому остаются неподконтрольными инвестиции добывающих кампаний в развитие регионов. А именно этот пункт может приблизить Инициативу прозрачности к народу, считают члены гражданской коалиции. Пока же EITI остается кабинетной инициативой.

По мнению членов коалиции, несправедливо умалчивается и решение восьмого критерия валидации. Он предписывает отмену статьи о конфиденциальности в соглашении о разделе продукции между правительством и добывающими компаниями. Прежде эта информация не считалась конфиденциальной, поскольку данные о платежах и поступлениях отражались в отчетах. Сейчас же предоставляются сводные данные сразу по всем компаниям, а это, по мнению EITI, только затемняет процесс.

- Мы не можем достичь необходимого уровня прозрачности из-за агрегированных данных в отчетах, — говорят члены коалиции. — Агрегирование применяется с целью сохранения конфиденциальности контрактов. Но сегодня очевидно, что эту конфиденциальность из условий контрактов необходимо исключить. Не хотите исключать — дезагрегируйте!

Принципиальным назвали и вопрос включения в отчеты компаний налога на добавленную стоимость (НДС).

- Сегодня мы не знаем, насколько велика доля от недропользователей. С государством по этому вопросу у нас нет общей точки зрения, — заявила член НСЗС от коалиции «Нефтяные доходы — под контроль общества!» Наталья Янцен. — Нам объясняют это тем, что налог очень сложный. Вопрос остается открытым. Но мы все-таки надеемся, что НДС будет включен при подготовке третьего национального отчета.

В целом картину работы правительства члены коалиции обрисовали так: то, что касается вопросов технического, организационного характера, исполняется сразу, но когда речь заходит о принципиальных вещах, прогресса нет.

Да и само продвижение EITI в Казахстане, по мнению участников, проходит не в атмосфере прозрачности. На конференции прозвучало сообщение о создании в рамках инициативы прозрачности организации «Азаттык Курылтай» и заявке на выделение мест для ее членов в Национальном совете заинтересованных сторон.

По мнению инициаторов, сама коалиция начала становиться пронуротановской. За последний год в ее состав незаметно вошли множество НПО, работающих при поддержке правящей партии. А это позволяет набирать большее количество голосов при принятии того или иного решения внутри коалиции.

Но главная цель «Азаттык Курылтай», куда уже вошли более 100 членов, объясняют НПОшники, — расширить круг тех вопросов, которыми сегодня ограничена сама Инициатива прозрачности добывающих отраслей.

Масимов равняется лишь на Норвегию

На следующий день после национальной конференции по EITI состоялось селекторное заседание под председательством премьер-министра, которое члены коалиции назвали событием уникальным. Хотя не обошлось без эксцессов.

- Начало этого действа вызвало у меня даже не смущение, а возмущение, — поделился впечатлениями Юрий Криводанов. — Нас усадили, как говорится, сбоку припеку, вежливо назвав наблюдателями. Конечно, мы не согласились с таким статусом и не только заняли первые ряды, но и сгруппировались поближе к премьер-министру, а когда заседание началось, постарались сразу включиться в обсуждение. Думаю, всем было ясно — хоть горшком нас назови, но в печку не поставишь!

О ситуации по продвижению Инициативы прозрачности в Казахстане докладывал вице-министр МЭМР Асет Магауов. Однако, по мнению членов гражданской коалиции, проблемы, связанные с прохождением Казахстаном валидации, он изложил не в полной мере и даже с некоторыми искажениями.

- В частности, Асет Магауов несколько исказил требования коалиции о поводу полноты охвата платежей, вспомнив лишь о незначимых или перспективных вопросах, — уточнил Юрий Криводанов. — Кроме того, не упомянули об основном вопросе — приведении законодательства Казахстана в соответствие с принципами прозрачности с целью снятия всех препятствий в реализации Инициативы.

Дискуссии не получилось. Акимы областей на экранах телевизоров молчали. А премьер давал поручения по всем вышеперечисленным вопросам. Единственным вопросом, от решения которого он ушел, был вопрос дезагрегации данных в отчетах компаний.

- Не годится нам догонять Нигерию и Монголию, дезагрегировавших свои отчеты, — отшутился премьер. — Вот когда Норвегия сделает это, то мы сразу же и поддержим.

Члены коалиции сразу отреагировали: «А мы попросим Норвегию сделать это!». На этом тема была закрыта.

Но теперь члены коалиции всерьез подумывают написать обращение к премьер-министру Норвегии и предложить стать лидером EITI в решении самых спорных вопросов.

Правда, уже после заседания один из управляющих директоров фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» Болат Акчулаков, курирующий вопросы управления электроэнергетическими и нефтегазовыми активами, все же предложил членам коалиции обсудить вопрос о включении в отчеты данных о дивидендах и прочих платежах компаний, входящих в состав ФНБ.

И депутат Мажилиса парламента Ерлан Нигматулин, который, как говорят члены коалиции, все эти годы напрочь игнорировал Инициативу, предложил направить предложения «наблюдателей» по внесению поправок в законодательство о недропользовании.

...Так что после этой встречи у премьер-министра, надеются члены гражданской коалиции «Нефтяные доходы — под контроль общества!», лед, может, и тронется, и правительство наконец возьмется за решение вопросов, которые откладывались на протяжении двух лет. Как прежде, мы на компромисс уже не пойдем, говорили в кулуарах члены коалиции. Третий национальный отчет должен быть принят с учетом всех наших замечаний!

Напомним, что многосторонний Национальный совет заинтересованных сторон определяет критерии для выбора компании по сверке соответствия страны критериям EITI. Затем правительство на условиях конкурса выбирает компанию по сверке и предоставляет этой компании отчеты о поступлениях от добывающих компаний. Компании в свою очередь предоставляют сверщику отчеты о своих выплатах правительству. Сверщик сопоставляет эти данные и выявляет (объясняет) расхождения.

Отчет должен быть принят НСЗС и опубликован. Прочитав отчет, любой желающий узнает, сколько доходов получает государство от добывающего сектора, а также приобретет уверенность, что никакая часть денег не теряется на пути от компаний к правительству. Зная же, сколько государство получило от добывающего сектора, можно требовать от властей отчета об использовании этих средств.

0 коммент.:

Отправить комментарий