15.06.2009

ОДКБ спасет только война?


Автор: Екатерина ПОСПЕЛОВА

Конец противоречиям между странами ОДКБ может положить только реальная военная угроза. Сегодня же ни одна из стран ОДКБ, кроме России, не видит необходимости в усилении коллективной безопасности, считают эксперты. И именно этот фактор делает возможным политические игры Белоруссии и Узбекистана, отказавшихся подписать соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
More...
В минувшие выходные в Москве прошел саммит ОДКБ. Главным итогом встречи стало подписание соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) главами стран — членов организации, за исключением Белоруссии и Узбекистана. По мнению экспертов, отказ двух стран не является серьезной проблемой, в отличие от существующих противоречий между странами-участницами, которые тормозят развитие ОДКБ.

Усиленными темпами к КСОР

Решение о формировании КСОР было принято в ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности 4 февраля 2009 года главами всех стран ОДКБ — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Еще тогда в числе основных целей создания КСОР обозначались укрепление безопасности стран ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая терроризм, экстремизм и наркотрафик, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, не снималось с повестки и обеспечение эффективного участия ОДКБ в поддержании международного мира и безопасности.

На создание нормативной базы формирования и развития КСОР была нацелена работа уставных органов ОДКБ — советов министров иностранных дел, обороны, комитета секретарей советов безопасности, а также секретариата и объединенного штаба организации.

Результатом усиленной четырехмесячной работы стало подписание соглашения о создании КСОР. Ранее эксперты сетовали на неэффективность ОДКБ в долгосрочной перспективе, поскольку в рамках этой организации не развита система регионального командования, нет миротворческого контингента. Соответственно, принятие конкретного решения по КСОР должно было снять вопрос эффективности интеграционных процессов на постсоветском пространстве в целом.

Демарш никого не расстроил

Однако без ложки дегтя в бочке меда, видимо, не бывает. Белоруссия и Узбекистан отказались подписать соглашение. «Узбекистан никогда не скрывал того, что он ведет свою игру. А Белоруссия даже объяснила причину отказа — «экономическая дискриминация». Другое дело, что она путает вопросы экономики с проблемами безопасности», — пояснил мотивы отказа эксперт российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Другими словами, и Узбекистан, и Белоруссия отыгрывают свою политическую стратегию.

Расстроились ли по поводу такого поведения власти России? Было, конечно, неприятно, президент Дмитрий Медведев даже попенял Александру Лукашенко — мол, мог позвонить, предупредить, что не приедет. Но официально заявлено, что решение Узбекистана и Белоруссии не ставить подписи под соглашением о создании КСОР не следует драматизировать. «Мы готовы к тому, что наши партнеры, которые пока этот документ не подписали, в конечном счете подумают и, оценив ситуацию, выйдут на подписание этих документов», — сказал президент РФ.

Действительно ли отказ Белоруссии и Узбекистана не трагичен для ОДКБ? «Сейчас создан костяк из наиболее продвинутых в экономическом, политическом, да и в военном плане стран — это Казахстан и Россия. Кроме того, под договором подписались еще Киргизия, Таджикистан и Армения. Таким образом, временное неучастие двух стран уравновешивается консенсусом между другими пятью членами», — ответил на вопрос Аждар Куртов.

Где придется воевать?


Если отказ двух участниц ОДКБ подписать одно из ключевых соглашений не смертельно для самого блока, то куда серьезнее проблема существующих противоречий между странами, которые и в дальнейшем будут затруднять согласование решений, отметил старший научный сотрудник центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Владимир Евсеев.

«На данном этапе ОДКБ в силу существующих противоречий между странами имеет фрагментарный характер, а не монолитный, как, например, НАТО. Таким образом, принятие решений, а также применение КСОР на территории стран-участниц ОДКБ крайне затруднительно», — пояснил Владимир Евсеев.

По его мнению, соглашение по КСОР было заключено на перспективу, но в настоящее время его действие ограничено, поскольку единственное место, где эти силы действительно можно применить, это Таджикистан при условии возникновения реальной военной угрозы, подчеркнул аналитик: «Сейчас нельзя использовать эти силы в Армении, поскольку существуют противоречия между Арменией и Казахстаном, который поддерживает Азербайджан по проблеме Нагорного Карабаха. Выпадет также и западное направление — это Белоруссия».

Кому нужна безопасность, да еще коллективная?

Быть сильной ОДКБ мешают и национальные амбиции каждой из стран-участниц. «Ряд национальных элит ставят во главу угла свою самостийность, отодвигая на второй план проблемы коллективной безопасности. Но сразу вспомнят о ней, когда на территории хотя бы одной из стран возникнет таковая», — пояснил Аждар Куртов.

Отсутствие внешней угрозы — основной фактор слабости ОДКБ, считает и Владимир Евсеев. «Например, та же Белоруссия может выделить средства на КСОР и обязательно это сделает в случае военной угрозы». По мнению эксперта, ОДКБ держится только на России. «Если бы России не нужна была эта организация, то, возможно, ее бы и не было. Сейчас Белоруссии интересно «Восточное партнерство», если оно будет усиливаться, то ОДКБ ослабнет еще больше. Эффективность принятия решений в рамках ОДКБ также будет зависеть во многом от проблемы Нагорного Карабаха. Кроме того, не нужно забывать об Узбекистане, который соревнуется с Казахстаном за лидерство в Средней Азии», — отметил Владимир Евсеев.

Таким образом, основным фактором, мешающим ОДКБ стать сильной организацией, является узел межгосударственных противоречий между странами-участницами. И отказ двух стран подписать соглашение по созданию КСОР тому пример. Вполне очевидно также, что подобные проблемы будут возникать снова и снова, до тех пор, пока в отношении хотя бы одного государства не возникнет серьезная угроза войны, тогда скупиться и игнорировать никто, наверное, не станет. Хотя — военная угроза была совсем недавно, летом прошлого года, когда Россия вошла на территорию Грузии, вступив в конфликт между Тбилиси и Цхинвали. И тогда, напомним, никто из стран, входящих в ОДКБ, эти действия открыто не поддержал.

0 коммент.:

Отправить комментарий