22.07.2009

Бишкек присел между двумя стульями


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Кыргызстан заявил о своем желании войти в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. При этом республика входит во Всемирную торговую организацию, а значит, имеет определенные обязательства в сфере таможенно-тарифной политики. Зачем члену ВТО понадобилось усложнять себе жизнь, вступая в еще один торговый клуб?
More...
Кыргызстан обязательно должен войти в Таможенный союз, заявил на пресс-конференции в Астане чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в Казахстане Жаныш Рустенбеков. Дипломат подчеркнул, что для вхождения в союз Кыргызстану придется корректировать таможенные тарифы. «В Таможенном союзе нам будет немножко трудно, потому что мы вошли в ВТО и таможенные пошлины мы должны согласовывать с международными организациями», — процитировали посла средства массовой информации.

При всей кажущейся азиатской неуклюжести эта фраза с дипломатической точки зрения выстроена безупречно. С одной стороны, она звучит как декларация о намерениях: посол упоминает о трудностях не в процессе вхождения в союз, а уже в союзе, как будто членство Кыргызской Республики (КР) в ТС ЕврАзЭС — вопрос решенный. С другой — остаются пути к отступлению: Кыргызстан в любой момент сможет отказаться от намерения входить в союз, сославшись на вышеназванные трудности с согласованиями тарифов.

В прокрустовом ложе ВТО

Кстати, та же тема недавно поднималась в Бишкеке на встрече заместителя министра экономического развития и торговли Кыргызской Республики (КР) Санжара Муканбетова и заместителя генсека ЕврАзЭС Евгения Ворсина. «Основной проблемный вопрос, который стоит перед КР относительно возможности присоединения к Таможенному союзу, — это участие в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) государств-участников по отношению к третьим странам», — процитировало агентство «Казахстан Сегодня» заведующего отделом таможенной политики и нетарифного регулирования Минэкономразвития КР Таалайбека Бекташева.

Дело в том, что таможенные ставки ЕврАзЭС выше ставок, действующих в Кыргызстане. Но кыргызские ставки ограничены правилами ВТО. Правда, те же правила ВТО предусматривают для развивающихся стран, к коим Кыргызстан, вне всякого сомнения, причисляется, ряд льгот. Во-первых, этим странам изначально позволяется иметь более высокий уровень защиты своих рынков, во-вторых, они могут периодически проводить переговоры по изменению своих тарифных обязательств. В частности, Кыргызстан каждые три года оставляет за собой право менять свой перечень обязательств по тарифам в течение следующего трехлетнего периода.

В последний раз, по данным агентства «Казахстан Сегодня», Кыргызстан отправлял письмо в ВТО по поводу резервирования в конце прошлого года. Стало быть, до 2011 года менять перечень обязательств будет можно. А потом нужно направлять новое письмо в ВТО. По этому поводу представители пресс-службы Минэкономразвития Кыргызстана заявили агентству, что их ведомство проводит работу по определению степени приближения таможенного тарифа республики базовому перечню ЕТТ Таможенного союза.

Союз — это слишком дорого

Азиатская политика — это всегда ребус, в котором больше вопросов, чем ответов. Например, чего ради и посол, и чиновник МЭРТ оставляют пути к отступлению? Информация о том, что перечень обязательств Кыргызстана перед ВТО можно изменить до 2011 года, а потом нужно отправлять новое письмо, тоже не выглядит случайной. Россия начнет вступать в ВТО в 2010 году. Это автоматически отодвигает Таможенный союз на пару лет вперед. То есть до 2011 года Кыргызстан в него едва ли вступит. А потом понадобится новое письмо во Всемирную торговую организацию, которая, кстати, может и не дать добро на изменение тарифов.

Возникает мысль, что представители Кыргызстана не слишком верят, что их республика вступит в Таможенный союз. И надо сказать, для того есть все основания. Если Россия, Казахстан и Беларусь при всей их политической непохожести все же находятся в какой-то общей экономической парадигме, то Кыргызстан из этого ряда безнадежно выпадает. Не тот уровень. Кыргызстан едва ли сможет без ущерба для своей экономики выполнять требования, которые будет предъявлять ей Таможенный союз ЕврАзЭС.

В этом смысле требования ВТО Кыргызстана исполнять даже проще: он слабо связан с мировой экономикой. В свое время Кыргызстан взяли в ВТО не за его торгово-экономические таланты, а за демократические заслуги. В 90-е годы Кыргызстан вступал во все всемирные организации, в какие только возможно. И его брали, поскольку президент страны Аскар Акаев считался чуть ли не оплотом демократии в Центральной Азии.

Но зачем в таком случае Кыргызстану заявлять о вступлении в Таможенный союз? Этому может быть два объяснения. Первое — в Бишкеке сильны пророссийские настроения. Между тем на днях Кыргызстан выбирает президента. И эти выборы нынешний глава республики Курманбек Бакиев рассчитывает выиграть. А предполагаемый Таможенный союз с Россией — отличный ход для того, чтобы привлечь новых сторонников.

Второе объяснение — информация о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз на самом деле нужна Москве. Для Таможенного союза это неплохой имиджевый ход: дескать, мы расширяемся, и, несмотря на все противоречия, у нас появляются новые партнеры, в том числе такие модные, как демократический Кыргызстан.

А если России понадобилось какое-либо заявление от Кыргызстана — она его без труда получит, поскольку фактически эту страну содержит. Ведь просто так кредиты в $2 млрд никому не дают — даже за очень красивую центральноазиатскую демократию.

0 коммент.:

Отправить комментарий