25.09.2009

Беспредел теперь «в законе»?! - 2


Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН, Татьяна ТРУБАЧЕВА, Жанна БАЙТЕЛОВА, Камиль АЯНОВ

В прошлую пятницу в алматинской типографии «Комета S» высадился «десант» финансовых полицейских во главе с заместителем начальника специального управления алматинского департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) Маргуланом Сарбасовым.
More...
Как выяснилось позже из обрывков услышанных телефонных разговоров, искали незаконно отпечатанный тираж «Республики». Спокойная жизнь для печатников с этого дня превратилась в борьбу за выживание.

Теперь финполицейские совершают «налеты» на типографию, словно войска на вражескую позицию. Причем «финдесант», по словам очевидцев, ведет себя нагло, бесцеремонно и... незаконно.

Первый тайм мы уже отыграли

После первого явления финполовцев перед работниками типографии представители печатного цеха, а также юрист и журналисты «Республики» вышли на пресс-конференцию, чтобы проинформировать общественность о ситуации, которая складывается вокруг типографии и издания.

- В прошлую пятницу в три часа дня мы отпечатали газету «Моя республика» (вместо арестованного в ночь с четверга на пятницу тиража газеты «Республика» — ред.) в алматинской типографии «Время-принт», — начала рассказ о спецоперации финполовцев Юлия Козлова, директор типографии «Комета S» и по совместительству начальник отдела распространения редакции «Республики». — Вывезли полностью тираж на точки реализации, и вдруг через минут двадцать на сотовый звонит мой заместитель по типографии: «У нас тут какой-то кошмар!» Я сразу же поехала туда. Оказалось, к нам ворвались люди с заднего входа. Забежали, как мыши, их было человек двадцать, рассосались все по типографии, вели себя отвратительно, что хотели, то и творили!

На законное требование — разъяснить, на каком основании финансовые полицейские вломились на территорию частного предприятия, борцы с коррупцией и экономическими преступлениями отвечали молчанием. В то же время «доблестные и честные» представители ДБЭКП насильно, без соответствующей санкции, удерживали работников типографии для дачи «нужных» объяснений. Причина скоро стала для всех очевидна — «финансовый десант» ищет тираж изъятой в ночь с четверга на пятницу «Республики».

Искать искали, но ничего не нашли

У входа в типографию юриста Сергея Уткина и наших корреспондентов встречали финансовые полицейские, «настоятельно» требуя показать документы. Однако своих «корочек» в ответ на соответствующую просьбу прессы люди в штатском так и не показали. Наотрез они отказались и от комментариев.

Прибывшие к семи часам вечера на «помощь» финполовцам налоговики вели себя как дома — так же нагло и бесцеремонно. Доводы о том, что осуществлять налоговую проверку без предварительного уведомления, да еще и после завершения рабочего дня нельзя, они просто проигнорировали.

- Уже после семи вечера в тот же день к нам заявились трое налоговиков с предписанием о возобновлении комплексной проверки, которая была в 2007 году, — с возмущением рассказывала директор типографии. — Они просили снять остатки. Да какие остатки после рабочего дня? Те, кто к нам пришел, устроили бардак. Они не выпускали работников типографии из здания, хотя уже закончился рабочий день, говорили, что будут брать показания. Обставили все так, будто здесь наркотики фасуют.

С каждым часом представителей финпола становилось все больше. К восьми часам их насчитывалось уже около двадцати человек. Причем по мере прибавления в количестве финполовцы «качественно» меняли свое поведение: они начали силой выталкивать из здания типографии «неугодных» — работников газетного цеха и журналистов.

- Потом начался вообще беспредел: устроили потасовку, дело дошло до рукоприкладства, обещали вызвать МЧС, чтобы резать двери, которые мы отказались открывать. Это было ужасно! — рассказала Юлия Козлова.

Но в итоге финансовых полицейских ожидало фиаско: им так и не удалось найти «Республику», поскольку в типографии ее просто не было — арестованный тираж изъяли еще ночью во «Времени-принт». В качестве «компенсации» они силой забрали ноутбук бухгалтера прямо из рук Сергея Уткина.

После того как случилось прозрение — а произошло это к одиннадцати часам ночи — «финдесант» вернулся на место своей постоянной дислокации, предварительно опечатав здание типографии.

Трое финполовцев — на руке с ноутбуком

О том, как именно финансовые полицейские забирали ноутбук, журналистам не только рассказали, но даже показали видео с места события прямо на пресс-конференции. На картинке четко видно, как люди в штатском выталкивают за дверь представителей СМИ, как Сергей Уткин одной рукой держит сумку с компьютером (как пояснили спикеры, это ноутбук бухгалтера типографии) и как на этой руке повисают трое финполовцев. Один из них выламывает большой палец руки Уткина — и «приз» достается нападавшим.

- Вот какие методы работы используют сотрудники финполиции, — прокомментировал юрист.

От этих методов, действительно, волосы на голове дыбом встают, ведь все это происходит в государстве, которое всерьез называет себя правовым и которое собирается председательствовать в такой организации, как ОБСЕ. Интересно, как отнесутся к этим кадрам представители дипмиссий в Варшаве на открывающемся уже на следующей неделе ежегодном совещании по человеческому измерению БДИПЧ/ОБСЕ.

Жаль, говорили потом в кулуарах наши коллеги, что пришли на мероприятие в основном представители прессы, а не типографий. Последние могли бы взять мастер-класс у своих коллег-печатников из «Кометы S» — как нужно отбиваться (в прямом и переносном смысле) от излишне активных и плюющих на закон и Конституцию финполовцев. У сотрудников типографии этого опыта теперь — вагон и маленькая тележка.

Беспредел живет и процветает

От самих сотрудников ДБЭКП не удалось узнать, что именно им было нужно в «Комете S»: они держали тайну эту за семью печатями. По идее, сотрудники правоохранительных органов Казахстана должны соблюдать законы так, чтобы ни один Уткин «носа не подточил». Однако на деле именно в работе «силовиков» столько сучков и задоринок, что независимые юристы могут перечислять их бесконечно.

- Финпол, когда нет никакого уголовного дела, работает на основании закона «Об оперативно-разыскной деятельности», — так прокомментировал «законность» действий полицейских в «Комете S» Сергей Уткин. — Я включаю свой компьютер, открываю закон и показываю им статью: «Вот, статья 5 вашего закона, по ней вы обязаны предъявить документ, на основании которого вы здесь действуете, и в чем мы подозреваемся? Почему вы сюда вообще зашли?» Они должны показать, что в отношении нас есть такое-то зарегистрированное заявление, сказать: «Мы подозреваем, что тут совершается такое-то преступление».

Однако, со слов спикеров, пришедшие «никаких бумаг не предъявляли, даже не дали проверить, кто они на самом деле, может, хулиганы», на все вопросы — отмалчивались. И только под вечер незваные гости явили на свет божий официальный бланк департамента финансовой полиции г. Алматы. На бланке черными буквами было написано: «В связи со служебной необходимостью прошу предоставить сведения по взаимоотношениям с печатными изданиями, о проведенных налоговых проверках и сдаче налоговой отчетности за период 2008 — 2009 годов».

- Какая-то абракадабра, — «восхитился» г-н Уткин. — Вот ради того, чтобы вручить эту бумажку, они всей толпой ворвались в типографию и выламывали руки? Юридическим языком эти действия называются проникновением в жилые и другие помещения. Это специальное оперативно-разыскное мероприятие, для этого нужна санкция прокурора. Естественно, у них ее не было!

Ликбез от Сергея Уткина на этом не закончился. Он процитировал непрошеным гостям закон «О частном предпринимательстве». В нем есть статья, которая позволяет правоохранительным органам получать информацию от субъекта частного предпринимательства «на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела или по постановлению суда».

- Я им говорю: «Дайте мне одно из трех». Они ухмыляются, мол, закройте свой закон, — рассказал юрист. — Хотя этот закон приняли как раз для того, чтобы защитить предпринимателей от беспредела финансовой полиции. Помните, как в «рахатовские времена» с автоматами, в масках вламывались в любую фирму, быстро изымали всю документацию, в ящиках все увозили и обязательно находили там что-нибудь незаконное? Можно ли это делать правоохранительным органам? Запрещено. А у нас все те же методы продолжают существовать. Но мы будем обжаловать действия финпола либо в суде, либо в прокуратуре.

Был бы повод, а статья найдется?

Продолжение этой детективной истории последовало во вторник. В 9 часов утра в здание типографии «Комета S» в буквальном смысле слова снова ворвались сотрудники финансовой полиции. Незваные гости потребовали открыть опечатанные ими ранее помещения для того, чтобы изъять... страницы недопечатанных информационных материалов Оргкомитета по регистрации Народной партии «Алга!». Ссылались они при этом на статью 222 УПК, разрешающую изъятие вещей, которые невозможно осмотреть на месте.

Внятного объяснения, в чем же подозревают печатников, директор типографии Юлия Козлова так и не получила. Впрочем, увидев журналистов с камерами, «силовики» приняли решение забрать директора типографии и юриста к себе в департамент, где, скопировав бухгалтерскую базу и составив протокол, вернули наконец-то компьютер обратно.

- Мы указали в протоколе, что нам не сообщили причины проверки, основания для изъятия ноутбука и информации, содержащейся в нем. Но самое главное, нам не сообщили, в чем нас подозревают, — рассказал позже Сергей Уткин.

Капитан финансовой полиции Денис Нюхалов, занимающийся типографией, «спрятался», по словам юриста, за универсальный ответ о тайне следствия. Вроде как у финпола есть материал в разработке, а более конкретной информации он дать не может.

- На самом деле это неправильно, — считает юрист. — Тайной может быть, по моему представлению, фамилия зашифрованного агента. Ну а, к примеру, двойная бухгалтерия или незаконная печать тайной не являются.

Что касается неготовой продукции типографии, которую хотел изъять финпол, то Денис Нюхалов напомнил Юлии Козловой про обещание никуда ее не вывозить и не распоряжаться ею. А Сергей Уткин в свою очередь напомнил финполовцу о документе, обязывающем это обещание соблюдать. В итоге такой бумаги финполовцы тоже так и не выписали.

- Оснований для таких проверок нет или же они «левые» какие-то, — сделал выводы юрист. — Помню, мы подавали в суд на финпол при аналогичной ситуации с «Рес-публикой», и они нам тоже морочили голову секретами. А потом выяснилось, что им задание дала прокуратура и все это незаконно было. Вот эта ситуация мне напоминает ту историю. Сверху дали задание, а они не знают, что нам сказать про основания. Скачали сейчас информацию с ноутбука для того, чтобы найти эти самые основания. А потом скажут, что именно об этом была информация в разработке и вот, пожалуйста, подтвердилось.

Финпол не искал «Республику»?

А в среду наконец-то последовало и официальное объяснение. Оказывается, в типографии «Комета S» финансовая полиция искала вовсе не газету «Республика». Такое «сенсационное» заявление сделал в Астане официальный представитель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурат Жуманбай. По его словам, финполовцы просто исполняли свою работу.

Оказывается, в результате оперативно-разыскных мероприятий обнаружен и изъят неучтенный тираж отпечатанных бюллетеней, отрапортовал Мурат Жуманбай: «Мы полагаем, что в действиях руководства типографии усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов».

Однако бюллетени, об изъятии которых говорил на пресс-конференцию в среду г-н Жуманбай, не были изъяты финполицией и продолжали находиться в типографии вплоть до вечера четверга!

Второй «сенсацией» стало заявление, что «все необходимые документы для проведения оперативно-разыскных мероприятий у сотрудников имелись». Более подробный комментарий по этому поводу мы приведем дословно и даже дозвучно, потому что слова представитель финпола находил не всегда.

- Имелся специальный документ, который позволяет провести проверку именно оперативно-разыскного характера, — заявил Жуманбай. — Этот документ называется э... э... э... Именно оно выдается руководителем органа... отдела, который ведет оперативно-разыскное мероприятие... То есть это не обыск (! — ред.), это не выемка документов (!!! — ред.), это оперативно-разыскное мероприятие... Этот документ... Как называется этот документ?

«Помощь из зала» коллеге оказала пресс-секретарь агентства Дамежан Есимбекова, припомнившая, что это было все-таки предписание.

- Здесь важен результат! — гордо и самостоятельно подвел итог представитель финансовой полиции.

По указке сверху

За комментарием мы обратились к юристу Сергею Уткину, который был непосредственным участником всех этих событий. Юрист уверен, что руководствовались финансовые полицейские только одним — указанием сверху. А когда не нашли тиража «Республики», решили зацепиться хоть за что-нибудь. Так, в поле зрения силовиков попал бракованный тираж бюллетеней, в который закралась ошибка о тираже. Отсюда пошло и высосанное из пальца уклонение от уплаты налогов.

- Уклонение от налогов может быть при получении дохода, а где доход? Дохода нет. Это все равно что за взятку кого-нибудь решили посадить, но не довели до конца, когда уже взяли взятку, а остановились на стадии, когда где-то просто слушок прошел, что кто-то хочет дать взятку. И они, радостные, когда еще ни денег, ни встречи, на этой стадии кричат: «Мы взяточника поймали!»

Источник: «Голос Республики - калейдоскоп событий недели» №37 (118) от 25 сентября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий