29.06.2009

Кто «глушит» голос мусульман Казахстана?


Автор: Есентай АБЛАЕВ

Похоже, в Казахстане разгорается очередной медиаскандал. На этот раз его невольным, но основным участником стала такая авторитетная организация, как Духовное управление мусульман Казахстана, являющаяся полноправным выразителем интересов многомиллионной уммы – мусульманской общины республики.
More...
Всегда предельно сдержанные и корректные, особенно в публичном пространстве, духовные лидеры мусульман на этот раз фактически стали заложниками сложившейся в республике системы управления информационным пространством и внутренней политики в целом.

В начале, как водится, было слово. В конце апреля этого года влиятельная республиканская газета «Литер» (30 апреля, №76) опубликовала большое интервью с лидером так называемых коранитов Аслбеком Мусиным. В нем, в частности, лидер движения, которое, кстати, до сих пор не признается официальными исламскими духовными центрами, поставил под сомнение и подверг концептуальной критике глубинные основы тысячелетней исламской традиции.

Напомним, что принципиальным отличием исламской по существу идеологии коранитов является ее отказ от признания в качестве вероучительной базы Сунны пророка Мухаммеда (предания о действиях и поступках пророка Мухаммеда, обретших силу обязательного правила) и концентрация только на Коране как суммы универсальных догматов «прямого действия».

Казалось бы, такой умозрительный для светского человека спор, к тому же вызывающий стойкие ассоциации с диспутами средневековых христианских схоластов о том, сколько ангелов может поместиться на кончике одной иглы! Но это только на первый взгляд неискушенного обывателя. На самом деле конфликт, разгорающийся между традиционными духовными лидерами мусульман Казахстана и сторонниками коранитов и их лидера Аслбека Мусина, является отголоском глобальных тенденций в мусульманском мире и, кроме того, плотно вписан во внутриполитический расклад самого Казахстана. В общем, если бы доподлинно знали лидеры мусульман республики, открывая невинную богословскую дискуссию с коранитами, с чем и кем им придется иметь дело!

После выхода уже упомянутого программного интервью с Аслбеком Мусиным, руководство ДУМК подготовило специальное решение-фетву, в котором четко обозначило официальную позицию по отношению к коранитам и их нападкам на исламскую традицию. Напомним, что фетва (араб. فتوى‎‎) это решение (заключение), выносимое муфтием по какому-либо вопросу. Подобная процедура основывается на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики и своими корнями уходит ко временам возникновения ислама. Фетвы выносятся выдающимися мусульманскими учеными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире. В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата — исламского юридического кодекса.

В фетве по «делу коранитов», подписанной первым заместителем Духовного управления мусульман Казахстана, шейх-уль-исламом Мухаммадом Хусайном, четко обозначено, где проходит идеологический водораздел между традиционным исламом и «горе-пророками», посягающими на незыблемые основы исламского вероучения». Так, «по их мнению, Сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), хотя и обладает властью во все времена для всех народов, тем не менее не сохранена в своем изначальном виде. В отличие от Священного Корана, как утверждает автор, не существует единой книги хадисов. В различных сборниках встречаются высказывания, зачастую противоречащие друг другу. К тому же они были составлены в III в. хиджры, и посему нельзя верить сообщениям, которые не были письменно зафиксированы в течение первых трех веков».

Далее, в фундаментальном заключении на более чем 10 печатных листах позиция коранитов подвергнута самому серьезному и всестороннему анализу на основании Корана и Сунны, а количеству цитат может позавидовать любой фундаментальный научный труд, богословски выведена несостоятельность этого, по мнению муфтия, «лжеучения». Если пренебречь существенными деталями и нюансами и остановиться лишь на главном, то сущность претензий к коранитам в фетве изложена следующим образом. «Интересно, что они называют себя коранитами. Если бы они не преследовали определенные политические цели, а действительно следовали велениям Корана, то они не могли бы не признать Сунну. Потому что Всевышний Аллах в открытой форме в Священном Коране велит следовать за пророком (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!). А следование за пророком (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) — это и есть Сунна».

В итоге от имени мусульман Казахстана кораниты обвинены в «желании сбить верующих мусульман с истинного пути», а «корневая причина такого явления в том, что у таких якобы просветителей отсутствует элементарная культура в знании Ислама, но, похоже, сие обстоятельство ничуть не беспокоит их умы».

А вот о том, что на самом деле беспокоит умы коранитов и их высоких покровителей стало возможным догадаться после того, как в ответ на просьбу придать гласности данную фетву ДУМК начал получать массовые отказы от всех государственных СМИ Республики. При этом, как под копирку, они ссылались на запрет Администрации президента РК, которую возглавляет Аслан Мусин, по довольно знаковому для данной ситуации стечению обстоятельств являющийся отцом главного коранита — Аслбека Мусина.

И хотя Казахстан согласно Конституции является светским государством, в котором ни одна религия не имеет государственного статуса, между органами власти, ведущими национальными СМИ с одной стороны, и ДУМК — с другой, традиционно сложились конструктивные отношения. За годы независимости ДУМК немало сделало и для укрепления молодой казахстанской государственности, и для поддержания авторитета страны в мусульманском мире, противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма, немало способствовало развитию духовности народа. Поэтому негласное замалчивание мнения лидеров одного из наиболее авторитетных общественных институтов по меньшей мере выглядит довольно странным и, очевидно, вызвано наличием очень серьезных причин у тех, кто стоит за этим решением.

Не говоря уже о том, что это является очередной иллюстрацией к ситуации со свободой слова, сложившейся сегодня в Казахстане, в которой власть сама оказалась заложницей ею же созданной модели, когда монополизированные государством СМИ становятся подвластными не воле выстроенной государством системы, а отдельным могущественным персонам. В целом же складывающаяся картина становится пусть косвенным, но ярким подтверждением версии отдельных экспертов о том, что за стремительно крепнущей политической структурой в лице движения «Изги амал» в реальности стоит фигура руководителя Администрации президента Аслана Мусина.

Вот и получается, что в ходе идеологического спора между официальными мусульманскими лидерами и их молодыми оппонентами-неформалами отдельные высокопоставленные чиновники Администрации фактически расписались в поддержке одной из сторон конфликта. А вот стоит ли за этим стратегический расчет или эта ситуация является отражением быстроменяющейся политической конъюнктуры на политическом олимпе, сможет показать только время.

Примечательно, что в знак несогласия с официальной фетвой Аслбек Мусин выставил досудебную претензию в адрес ДУМК, которую разместил на сайте GEOKZ.TV (владение которым, кстати, тоже приписывается его отцу), где потребовал официальных извинений. Однако к концу суток претензия была снята с сайта под формулировкой: «материал отозван авторами из-за выявленных неточностей». Однако почему-то кажется, что в отличие от претензий любых других религиозных организаций данный иск в случае его возникновения может получить перспективы на положительное решение. Ведь в казахстанском судебном корпусе относятся к позиции Администрации президента с достаточным уважением.

«Республика» будет и дальше следить за развитием событий.

0 коммент.:

Отправить комментарий