08.07.2009

Еще одна припарка автопрому


Автор: Алан ХУРУМОВ
07.07.2009

Правительство России внесло коррективы в программу льготного автокредитования. Список субсидируемых государством автомобилей пополнился техникой стоимостью до 600 тыс. рублей. Вопрос в том, поможет ли эта мера оживить российский авторынок?
More...
Проблема в данном случае не в Минпромторге — он свое обещание (см. Льготный автопробег набирает новых участников) сдержал, список автомобилей, подпадающих под действие программы льготного автокредитования физических лиц, был расширен. Отныне кредиты с субсидируемой ставкой будут выдавать на приобретение автомобилей стоимостью до 600 тыс. рублей. Проблема даже не в российском премьере — Владимир Путин соответствующий указ на днях честно подписал. Проблема, признаться, во мне и в моих коллегах. У нас закончились остроты на тему вывода автопрома из кризиса. Запас оказался не бесконечным. А тем благодатных случилось за последнее время слишком много, поскольку почти все действия правительства по выводу российского автопрома из кризиса были беспомощными, жалкими и в конечном итоге безрезультатными.

В итоге все участники игры явили то, что от них ожидали: рынок за первые пять месяцев этого года просел почти на 50%, правительство модернизировало и представило на суд очередной гениальный план по спасению автопрома, а журналисты его, разумеется, осветили, но сухо, без огонька. Все больше по деталям, не вдаваясь в прогнозы и не «щедрясь» на комментарии и остроты, которые закончились.

Субсидии не помогли


Умение признавать свои ошибки, в принципе, не относится к сильным сторонам правительств. Война в Ираке едва начала набирать обороты, когда стало известно, что в этой стране ядерного оружия нет и никогда не было. Чтобы не признавать свою ошибку, США разворотили всю страну к чертовой бабушке. Но это так, абстрактная иллюстрация. Российский автопром являет более близкие нам примеры.

О введении запретительных пошлин на подержанные иномарки говорить уже не хочется — надоело. Симптоматично другое. Только ленивый не высказался по этому поводу. Экономисты пробили дыры в калькуляторах, объясняя, что этот шаг убьет рынок подержанных иномарок. Специалисты автопрома устали доказывать, что даже очень подержанная иностранная техника безопасней очень новой российской и заставлять собственных граждан рисковать жизнью, втискивая их насильно в отечественные «консервные банки», совершено негуманно. Автовладельцы устали выходить на митинги с плакатами. Но ничего не изменилось. Нас как бы нет.

Но вернемся к новым машинам. Когда осенью 2008 года российский авторынок под напором кризиса впервые ощутимо покачнулся, правительство не стало оригинальничать и в очередной раз прибегло к проверенной универсальной методе. А именно подняло таможенные пошлины на новые иномарки на 5% — до 30%. С учетом НДС и акцизного сбора переплата покупателей за новую иномарку начала доходить до 50%.

Странно, наверное, с точки зрения правительства, но эта мера не оздоровила рынок — он продолжил падение. Если в декабре 2008 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), рынок ужался на 10%, то по итогам января упал на все 33%. Надо было срочно что-то придумывать. Тем более что иностранцы уже придумали — они начали в своих странах активно помогать автопроизводителям. Причем не только национальным, кстати сказать. Лучше всего это получилось у Германии, которая первой ввела так называемую экологическую премию — всякий, кто сдает на металлолом свой старый (не младше девяти лет) автомобиль и покупает новый, экологически чистый, получает от государства 2,5 тыс. евро. В итоге за первые шесть месяцев продажи новых автомобилей в Германии увеличились на 39,7%.

Российским чиновникам тоже есть чем гордиться — они придумали свой «аналог» экологической премии — программу льготного автокредитования, в рамках которой государство при покупке гражданином России автомобиля отечественного производства стоимостью до 350 тысяч рублей соглашалось доплачивать банку две трети ставки рефинансирования Центробанка. Банк, в свою очередь, снижал для покупателя ставку — в среднем до 6,5%.

Программа стартовала в апреле, но так и забуксовала в пределах стартовой дорожки. За первые пять месяцев российский авторынок сократился на 47%. За это время было выдано около 15 тыс. льготных кредитов. Претендовали на получение таких кредитов примерно 28 тыс. человек. А автомобилей, по данным АВТОСТАТа, было куплено 645,2 тыс. Это был полный провал. Почему прежняя программа не заработала и заработает ли новая?

Не надо кредита — помогите материально


Сначала разберемся, чем новая программа принципиально отличается от прежней. Во-первых, конечно, ценовым коридором. В границы до 350 тысяч рублей подпадали продукция АвтоВАЗа и пять иномарок, производимых на территории России в рамках 166-го постановления о промышленной сборке. Это Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia, Chevrolet Niva и Ford Focus в самой дешевой комплектации. Не подпадали такие хиты российского рынка, как Hyundai Accent производства ТагАЗ и Chevrolet Lacetti, выпущенные на заводе «Автотор», — эти предприятия не подписывали 166-го постановления. В список «до 600 тысяч рублей» уже помещаются Volga Siber, UAZ Patriot Skoda Octavia, Opel Astra, все комплектации Ford Focus, возможно, Ford Mondeo, если производитель снизит на него цену. Возможно, также Volkswagen Golf, Volkswagen Jetta и Chevrolet Cruze, которую General Motors планирует начать собирать летом в Санкт-Петербурге.

Благодаря расширению ценовых границ под действие программы подпадают и легкие коммерческие грузовики «Газель» и Fiat Ducato. На рынке поговаривают о том, что Минпромторг смилостивится и в отношении Hyundai Accent и Chevrolet Lacetti. Так это или нет, станет известно очень скоро — Минпромторг утвердит окончательный перечень автомобилей до конца недели. Но уже сейчас понятно, что в новом воплощении перечень выглядит куда приличнее — нет явного перекоса в автовазовскую сторону.

Чем еще отличаются две программы? Минимальным первоначальным взносом, который снижен с 30 до 15% и сроком выплаты кредита, который был увеличен до трех лет (прежде кредит в рамках программы давался лишь до конца 2011 года).

Есть и еще одно принципиальное отличие. По прежней программе льготные автокредиты выдавали всего три государственных банка: ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк. Стало быть, конкуренции за право выдавать кредиты фактически не было. Независимый банковский эксперт Дмитрий Юрцвайг рассказывал «Республике», что если бы государство не сузило круг контрагентов, процент выданных кредитов был бы куда выше нынешних 50% — 15 тыс. заключенных договоров при 28 тыс. соискателей. Юрцвайг выразил надежду, что в рамках новой программы государство привлечет больше контрагентов — как минимум допустит до участия в ней десятку крупнейших российских банков, в том числе Альфа-Банк, ЮниКредит Банк, УРАЛСИБ, Росбанк. Похоже, его надежды сбылись. По данным «Ъ», к системе льготного кредитования будут допущены и частные банки, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года был не менее 70 млрд руб.

К недостаткам прежней программы относили и скромные субсидии в бюджете. На 2009 год в бюджете на субсидии заложено всего 2 млрд руб. Увеличивать эту сумму Минпромторг не собирается.
Впрочем, все это факторы вторичные. На самом деле программа не работала не потому, что под ее действие подпадало ограниченное количество марок автомобилей. И даже скромный бюджет не виноват — он все равно не осваивался. Проблема, конечно, в другом. Кризис перевел изрядную долю россиян на «серые» зарплаты. Это тот компромисс, который используют владельцы предприятий, чтобы не выгонять сотрудников на улицы и не закрывать фирмы. «Серые» зарплаты существенно уменьшают шансы на получение кредита на приличную сумму. А на кредит, который банк готов дать на «белую» часть зарплаты, можно купить только хороший велосипед заграничного производства.

Умирающий российский автомобильный рынок государство может запустить лишь двумя способами: сократив до минимума таможенные пошлины и взяв на себя часть расходов на покупку автомобиля гражданами. Европейцы эти два инструмента комбинируют. Автомобили за счет низких пошлин стоят у них в два раза дешевле, и при этом государство дает гражданам часть суммы на их покупку. Но это европейцы. В России такие меры, конечно, никто не введет. Во-первых, потому что в этом случае окончательно загнется и без того болезный АвтоВАЗ. Во-вторых, потому что это снизит наполняемость бюджета, формируемого в известной степени за счет таможенных отчислений. В-третьих, просто потому что в России правильные и доказавшие свою эффективность рецепты всегда не в моде.

0 коммент.:

Отправить комментарий