08.07.2009

Обама в Москве: диалог на троих


Автор: Евгения УСАТЕНКО

Газеты и информационные агентства всего мира наперебой обсуждают подробности визита Барака Обамы в Россию, программа которого была очень насыщенной. Эффективной ли с точки зрения достигнутых договоренностей? Юридически обязывающих документов не принято.
More...
Есть ли повод радоваться?

А вот с точки зрения так называемой «перезагрузки» отношений, то эксперты выражают сдержанный оптимизм.
Главным итогом первого дня переговоров России и США стало подписание рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора. Однако наблюдатели в России тут же отметили, что, после того как количество ядерных боезарядов сократится с обеих сторон до 1500—1675 единиц и их носителей до 500—1100 единиц, российское отставание в ядерном потенциале станет более ощутимым. Вдобавок вопрос по установке систем противоракетной обороны (ПРО) в Европе так и остался открытым, хоть и получил с подачи Дмитрия Медведева глобальный характер, так как российский лидер заявил, что ПРО должна быть увязана с интересами других стран.

Так, эксперт из Union of Concerned Scientists, выступающего за нераспространение ядерного оружия, Лизбет Гронлунд считает, что лидеры России и США достигли небольшого прогресса, так как в договоре содержится слишком большой зазор по числу сокращаемых вооружений: «Дела не идут хорошо, иначе не было бы этого большого промежутка между 500 и 1100 (боеголовками — уровня, до которого планируется сократить вооружения — ред.)».

Очень неожиданно Россия пошла на встречу и в вопросе транзита военных грузов в Афганистан через свою территорию. Причем документ предусматривает, что ежегодно американские военные пилоты смогут совершать над российской территорией до 4,5 тыс. полетов. Эксперты тут же задались вопросом: «Почему Россия раскрыла свою территорию?» Ведь еще недавно были серьезные разногласия с США по поводу базы в кыргызском «Манасе» в отношении гуманитарных грузов, а тут Москва сама решилась стать страной-транзитером военных грузов. Выгодно в финансовом отношении? Возможно, однако, по подсчетам The Washington Post, договор позволит США сохранить порядка $150 млн.

Впрочем, военный эксперт Игорь Коротченко сказал, что, сделав очень важный в политическо-дипломатическом смысле шаг навстречу Западу, Россия получает право более жестко ставить вопрос об ограничении наркотрафика из этой страны. Общее же мнение аналитиков — конкретных, юридически обязывающих соглашений нет, все принятые в первый день переговоров документы, скорее, декларации о намерениях. О расширении НАТО на Восток, особенно в том, что касается Грузии и Украины, не было сказано почти ничего, и оба президента не скрывали, что по этим вопросам между ними существуют серьезные политические расхождения.

Впрочем, это не помешало им на итоговой пресс-конференции в понедельник выразить удовлетворенность результатами переговоров. «Состоялся очень полезный, очень открытый деловой разговор, это была, вне всякого сомнения, встреча, которую ждали и в России, и в США, и от которой зависит не только будущее наших стран, но во многом и тренды, перспективы мирового развития», — сказал глава России Дмитрий Медведев. Обама же назвал работу первого дня своего пребывания в Москве «крайне эффективной».

Философский завтрак у Путина

Второй день рабочего визита в Россию начался для Барака Обамы с завтрака в обществе премьер-министра страны Владимира Путина, где обсуждались предыстория российско-американских отношений, источники ныне существующих проблем, а также перспективы развития и взаимодействия, сообщил заместитель главы аппарата правительства РФ Юрий Ушаков.

«Обсуждение шло в философском, концептуальном ключе, с акцентом, как избежать ошибок, которые были допущены в предыдущие несколько лет, и выстроить что-то позитивное и взаимовыгодное для Москвы и Вашингтона», — сказал журналистам Ушаков. А на вопрос о том, не возникало ли в ходе общения Барка Обамы и Владимира Путина острых дискуссий, ответил: «Споров не было».

Это, конечно, не может не радовать, если вспомнить недавнее заявление Барака Обамы о том, что Путин стоит одной ногой в прошлом, другой — в будущем. Премьер России тогда раздраженно ответил, что Россия не умеет стоять «враскорячку». Причем это, скорее, был ответ не на укор в свой адрес, а на попытку Обамы выделить Дмитрия Медведева как более удобного для США лидера, попытку провести линию между двумя участниками тандема.

Впрочем, и в ходе завтрака Обаме не удалось избежать двусмысленности. «Я знаю о той замечательной работе, которую вы делали ради российского народа в своей прежней должности премьер-минис... ой, президента, и делаете теперь в нынешней должности премьер-министра», — сказал президент США. Если вспомнить, что в первый день Барак Обама попытался в присутствии Медведева назвать Путина президентом, то вполне очевидно, что он окончательно запутался в российской властной иерархии.

Путин vs Медведев

Это и немудрено. Освещая начало рабочего визита Барака Обамы в Россию, и западные, и российские СМИ в очередной раз не смогли обойти вниманием проблему российского «двуглавого орла». Например, The Independent обращает внимание своих читателей на то, что, несмотря на взаимную симпатию Обамы и Медведева, «головоломка Медведев/Путин никуда не делась», и так и непонятно, за кем остается последнее слово в Кремле. Британское издание выражает настороженность по поводу популярности в России Владимира Путина, который, по мнению автора статьи, приобрел ее благодаря его «бескомпромиссной позиции по США и его настойчивому требованию, чтобы бывшую сверхдержаву уважали так же, как и до развала коммунизма».

Рунет в свою очередь разродился незамысловатым анекдотом из путинско-медведевского цикла, в который раз задаваясь вопросом: «а кто тут главный?»

«Пришел Обама в Кремль на переговоры с Медведевым. Ждет-ждет, а Медведева все нет. Вдруг открываются двери, вбегает запыхавшийся Медведев. Обама:

- Дмитрий, что случилось?

- Извини — в пробке стоял! Путин утром ехал на работу, — дорогу перекрыли!»

То есть если в России особых иллюзий по поводу того, кто главный в стране, нет, то для западных изданий и политологов этот вопрос остается открытым. The Washington Post даже не поленилась подсчитать, с кем из лидеров России Обама общался больше, заметив, что в понедельник президент США провел с президентом России много часов днем, а потом еще встречался вечером за торжественным обедом. А вот с Путиным во вторник Обама провел всего 90 минут за завтраком, хотя некоторые американские аналитики делали ставки именно на него.

Например, специалист по России из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Эндрю Качинс сказал: «На мой взгляд, самая важная часть его поездки в Москву — это его беседа с Путиным — по той простой причине, что Путин, несомненно, является самой важной и влиятельной фигурой в России».

О чем рассказал Обама российским студентам

Из всего многообразия событий из графика рабочего визита Барака Обамы в Россию, самым знаменательным, на наш взгляд, стала его речь в Российской экономической школе. У президента США уже вошло в традицию: посещая проблемные точки внешней политики Америки, выступать перед студенческой аудиторией с программными заявлениями. Недавно в Каире он обращался к исламскому миру, чуть ранее — в Праге — к Европе и миру. В Москве свое выступление глава Белого дома начал с раздачи комплиментов: «Глобальное партнерство окрепнет, если Россия начнет играть роль, подобающую ей как великой державе», — сказал он.

По его словам, в Америке хотят видеть Россию сильной, уверенной и процветающей: «Такая позиция является следствием нашего уважения к русской истории, к российскому народу, которая выходит за пределы соперничества. Несмотря на наше соперничество, наши народы никогда не сражались друг против друга и были союзниками в борьбе против фашизма во время Второй мировой войны».

Далее президент в выступлении, которое многие СМИ в России уже назвали программным, сказал: «Сейчас мы должны увидеть, что переходный период, в котором мы жили, станет предвестником новой эры, когда мы будем жить в мире, а люди будут реализовывать свои стремления к достоинству, безопасности и лучшей жизни для своих детей. Это — интересы США, и я надеюсь, что также и интересы России».

Безусловно экперты тут же подметили, насколько позиция Барака Обамы отлична от точки зрения Джорджа Буша на аналогичные проблемы. Например, затрагивая в своем выступлении такие темы, как демократия, свобода слова и права человека, Обама воздержался от критики в адрес Москвы и представления Америки как образца для подражания. В отличие от миссионерской риторики Буша-младшего, провозгласившего Соединенные Штаты «последней надеждой человечества», Обама заявил: «В 2009 году великие державы не могут демонстрировать свою мощь, демонизируя противника. И те дни, когда империи относились к другим странам, как к фигурам на шахматной доске, уже прошли. Как я говорил в Каире, из-за нашей взаимозависимости любой мировой порядок, который пытается возвысить одну страну или группу людей над другой, неминуемо потерпит поражение». Америка не идеал, но ее приверженность универсальным ценностям позволяет исправлять ее недостатки и становиться сильнее, отметил президент США.

Касаясь такой болезненной для российско-американских отношений темы, как противоракетная оборона, Обама отметил, что США намерены вместе с Россией работать по этому вопросу. Были упомянуты Грузия и Украина, но акцент был сделан на необходимости соблюдения принципа суверенитета государства, который, по словам Обамы, должен стать «краеугольным камнем» международного порядка.

Выпускникам же Российской экономической школы, а им в этот день вручали дипломы, Барак Обама заявил, что они — последнее поколение разделенного мира, что «холодная война» осталась в прошлом, как и многие стереотипы того времени.

Политологи, безусловно, еще долго будут обсуждать это выступление Барака Обамы, но уже сегодня очевидно одно — новый президент США предложил России иначе взглянуть на мировой порядок, на общее мироустройство. И если в XX веке существовало мнение об антагонизме России и США, а в XIX бытовало мнение, что великим державам надо бороться за сферы влияния, то к XXI веку выяснилось, что оба подхода неверные. И именно исходя из этого постулата он и предлагает «перезагрузку» отношений.

Впрочем, попытаемся быть реалистами — в России, как и в США, все обсуждаемые вопросы еще долго априори будут восприниматься в контексте противостояния и конкуренции двух держав. Но даже попытка сближения выгодно отличает позицию нового президента США от его предшественников. И кто знает, может быть, однажды эти страны действительно забудут о том, что когда-то они были непримиримыми соперниками на международном поле. А политологи и эксперты на вопрос о том, состоялась ли «перезагрузка», объявленная в 2009 году, будут не лихорадочно искать политкорректные ответы с объяснением — почему нет, а коротко отвечать: «Да!»


0 коммент.:

Отправить комментарий