07.08.2009

Перед Родиной не стыдно…


Автор: Ирина МЕДНИКОВА

История с требованием вернуть «БТА Банку» деньги, потраченные фондом «Алем Арт» на благотворительность, получает все больший резонанс. Поскольку у самого фонда денег нет – он их все раздал, средства придется взыскивать с творческой интеллигенции – актеров, режиссеров, композиторов и писателей, которые на протяжении трех лет радовали казахстанцев концертами и фестивалями, редкими изданиями книг и музыкальными сборниками.
More...
С просьбой дать оценку происходящему мы обратились к известным общественным деятелям и артистам. Сразу скажем, в такой поворот событий нашим респондентам пока не хочется верить.

Просто глупость

Композитор Куат Шильдебаев признается, что эта ситуация абсолютно нелепа для него. На деньги фонда известный музыкант издал три альбома своей музыки, о чем вспоминает с благодарностью.

- Эти люди мне помогли вовремя, и я был так счастлив, мои диски до сих пор пользуются успехом! — говорит он. — Но я и не подозревал, что могут быть какие-то претензии... Я не знаю, что делать, если скажут, что мы должны возвращать деньги... Я творческий человек, далекий от того, чтобы понимать, кому это все могло быть нужно... это так странно, глупо...

welcome, БТА!

«Полной бессмыслицей» называет эту историю и актер, художник-постановщик и продюсер Бопеш Жандаев, который также получал меценатские деньги.

- Если деньги были перечислены на законных основаниях, согласно договорам и контрактам, которые были подписаны фондом и банком, то имеют ли они обратную силу? — задается вопросом он. — Деньги давно истрачены, освоены, и есть какие-то материальные доказательства этого — поставленные спектакли, написанные картины, снятые фильмы, проведенные концерты.

На вопрос, что он будете делать в случае требования прокуратуры вернуть деньги, актер на секунду теряется.

- Если я получу такой переадресованный мне иск, я буду оспаривать это в судебном порядке, — рассуждает он, — но мараться бы я не стал... вернул бы, наверное, деньги, нашел бы, если им так угодно... Потому что легче всего обидеть художника, режиссера и любого деятеля культуры, которые верой и правдой служат своему народу, своей стране... Может быть, нужно лучше поправить ситуацию с дорогами, нефтяной промышленностью, с медициной, чиновниками, но если правоохранительные органы считают, что нужно начать с художников, — welcome!

Г-н Жандаев считает, что ему стыдиться или скрывать нечего, а «государство, вернее, те силовые структуры, которые этим занимаются, расписываются под собственным портретом»!

Поверните время вспять!

Композитор Едиль Хусаинов полагает, что вернуть деньги — это все равно что вернуть в реку воду, которая утекла.

- Если какой-нибудь идиот мне что-то выставит, я им сам в три раза больше счет выставлю в ответ! Люди работали, тратили время, энергию — и вдруг что-то вернуть. Ведь деньги мы получали года два назад, а как вернуть уплаченные налоги?! Вот если они вернут время назад, то тогда я на это посмотрю!

Может, вмешается президент?


Известная пианистка, ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Жания Аубакирова знакома с некоторыми проектами фонда «Алем Арт» и не верит, что дело дойдет до исполнения и взыскания денег с деятелей культуры.

- Но не может быть такого решения, чтобы взыскивать с деятелей культуры, — это против здравого смысла. Все-таки это нереально, как они будут заставлять возвращать деньги — мне это интересно? Может быть, государство может вмешаться, президент? — надеется народная артистка Казахстана.

Такого нигде в мире не было!

Президент фонда «Русский арт» и член союза художников Казахстана Владимир Псарев говорит, что хотя от фонда «Алем Арт» ничего и не получал, но с таким решением суда не согласится никогда.

- Это наиболее обездоленная часть нашей республики — творческая интеллигенция, — эмоционально начинает он, — по размеру пенсий, окладов и гонораров, по отсутствию работы, государственной заботы, внимания официальных государственных ведомств! Это, конечно, не наше дело — банковская или клановая борьба, но когда вы у художника или певца отнимаете ту сумму, которую когда-то дали, под каким бы красивым предлогом вы этого ни делали, — такого ни в фашистской Германии, ни в либеральной Америке, ни в коммунистическом Китае — нигде в мире не было! Никто не отнимал денег, данных на благотворительные нужды. Как можно? Это просто позор, позор для того, кто формулирует такие требования.

...Одним из получателей благотворительных средств был также фонд Бибигуль Тулегеновой. По мобильному телефону певицы ответила, видимо, сотрудница ее фонда, которая отказалась представиться. Вначале она было обозначила свою позицию в отношении судебного дела, но потом резко свела разговор на нет, сказав, что будет что-то объяснять только органам, которые придут и спросят ее о целевом расходовании благотворительных денег, «а в прессе упоминания своей фамилии не хочет». Не все, к сожалению, готовы сразу заступиться за своих бывших благодетелей...

Так и сказал

Нам удалось дозвониться до председателя совета директоров «БТА Банка» Армана Дунаева с вопросом: будет ли банк в случае невыплаты денег фондом «Алем Арт» требовать их с творческой интеллигенции? «Вы мне задаете вопрос, по сути которого и о котором я в принципе не в курсе, — ответил нам г-н Дунаев, — потому что я сейчас нахожусь за пределами Казахстана. Я не слышал даже об этом ничего, вернусь — будем разбираться». Вы верите, уважаемые читатели, что глава банка не в курсе?

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №29 (164) от 07 августа 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий