27.07.2009

Мировую интеграцию спасут долги


Автор: Екатерина ПОСПЕЛОВА

Кризис решит дальнейшую судьбу мировой финансовой интеграции. Топ-менеджеры ведущих мировых банков опасаются, что государственные меры по регулированию и стабилизации национальных финансовых систем создают угрозу финансового протекционизма.
More...
Однако если не усилить регулирование сейчас, то последствия не заставят себя ждать – бомба замедленного действия может взорваться в любой момент.

Разговоры о том, что регуляторам необходимо выработать комплекс мер по глобальной координации финансовой архитектуры, ведутся, кажется, с самого начала кризиса. Однако дальше официальной риторики на международных саммитах дело не доходит. В итоге государства, не дожидаясь принятия глобального соглашения, начинают внедрять комплекс мер по защите собственных финансовых рынков.

Речь идет не только о поддержке ликвидности банковской системы. Например, недавно Минфин США направил в Конгресс проект реформы финансового регулирования. Правительство предложило ужесточить требования к капиталу крупных финучреждений и ввести ограничения на рост их активов. Также была выдвинута идея по созданию единого национального банковского регулятора, куда войдут уже существующие органы надзора.

Помимо этого, Минфин намерен разработать реформу регулирования рынка деривативов — производных финансовых инструментов, которые, в частности, используются и с целью проведения спекулятивных операций для извлечения конкретной прибыли. В связи с тем, что именно эти ценные бумаги сыграли главную роль в возникновении кризиса на американских и мировых финансовых рынках, министр финансов США Тимоти Гейтнер недавно призвал ограничить деятельность дилеров, работающих на рынке деривативов. В число таких компаний входят, в частности, JP Morgan Chase и Goldman Sachs.

«Координация регулирования мирового финансового рынка явно запаздывает. В результате государства начинают в одностороннем порядке разрабатывать реформы на национальном уровне. В идеале — это должно привести к более эффективному надзору за финансовыми потоками, ограничить спекуляции, сделать более подотчетным рынок деривативов, что позволит лучше оценивать риски», — считает заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая. По мнению эксперта, если бы меры по контролю над рынком деривативов были приняты своевременно, то, возможно, и удалось бы избежать сегодняшнего кризиса. «Сейчас этот рынок превратился в бомбу замедленного действия, которая пока еще не взорвалась, но может взорваться в любой момент», — подчеркнула аналитик. Этим и объясняется, по ее словам, поспешность действий американских регуляторов.

Правда, такая политика США не нашла понимания со стороны мировых кредитных организаций. На днях топ-менеджеры Deutsche Bank, JPMorgan, испанского BBVA и шведского SEB заявили, что принятие таких мер будет способствовать ускорению изменения правил существующей мировой финансовой системы, что впоследствии создаст угрозу протекционизма, сообщает Financial Times.

Другим фактором риска для мировых рынков является ограничение трансграничной деятельности в пользу кредитования клиентов внутри страны. Понятно, что от движения мирового капитала больше всего зависят развивающиеся рынки. Именно они в первую очередь и пострадают от своего стремления защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции. Такая политика будет лишь способствовать дальнейшему углублению рецессии. К этому добавляются еще неутешительные подсчеты Института международных финансов (IIF), согласно которым в 2009 году банки выведут с развивающихся рынков порядка $61 млрд. Для сравнения: в прошлом году чистый приток капитала на рынки этих государств составлял порядка $167 млрд.

Кроме того, поддержка капитализации национальных банковских систем требует от правительств усилить давление на оффшоры, что также ограничивает движение финансовых потоков. «Это обычная конкуренция за капитал, который нужен внутри страны для финансирования дефицита бюджетов», — пояснила Ольга Беленькая.

Тем не менее об ограничении мировой интеграции пока говорить рано. Все дело в международном долговом рынке, который является связующим звеном между защищенными национальными финансовыми рынками. А учитывая, что долговой рынок пока что исключительно растет, финансовая зависимость между странами только усиливается.

Таким образом, с одной стороны, страны принимают на государственном уровне комплекс мер по спасению финансовой системы, что дает в какой-то степени свои плоды. С другой — при этом увеличиваются бюджетные дефициты. Государства наращивают внешний государственный долг (особенно актуально это в отношении США с дефицитом бюджета в этом году почти в $2 трлн). «Сейчас напряжение растет, поскольку иностранным государствам не совсем понятно, как защитить уже накопленные инвестиции в долларовые активы от потерь в случае снижения покупательной способности доллара, вполне вероятной при таком наращивании госдолга, — пояснила Ольга Беленькая. — Соответственно, их желание приобретать низкодоходные американские облигации не столь высоко. Как минимум они могут требовать более высоких процентных ставок, компенсирующих ожидаемую долларовую инфляцию».

Другим камнем преткновения является рост ставок по гособлигациям, которые не оставляют шансов для частных компаний в поиске капитала. «Капитал для компаний будет менее доступным, что в дальнейшем может снова подорвать экономику», — добавила эксперт.

Все точки над i расставит следующий год, который должен показать, как страны справятся с дефицитом бюджетов, и выявить победителя в гонке за капиталом. С учетом того, что США опережают остальные страны как в плане выработки мер по регулированию национального финансового рынка, так и в плане по привлечению капитала других государств, то долго думать над тем, кто выйдет победителем, не приходится. А посему разговоры о смене мировой финансовой архитектуры и ограничению мировой интеграции можно отложить до следующего кризиса.

2 коммент.:

Asia Economic Institute комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Asia Economic Institute комментирует...

Россия, Индия и Китай - Азиатские партнеры

Источник: Asia Economic Institute (www.asiaecon.org)

В феврале 2009 года российская компания “Роснефть” аннонсировала подписание договора между Москвой и Пекином на поставку 15 миллионов тон (300,000 барелей в день) нефти в течение 20 лет в размере 25 миллиардов долларов. При этом ОАО Роснефть получит 15 миллиардов долларов, а Транснефть – 10. Трубопровод протянется от населенной пункта Сковородино (Западная Сибирь). Китай уверен, что этот нефтеной трубопровод уменьшит риски Китая по отношению к импорту нефти со своими другими партнерами. Премьер-министр России Владимир Путин полагает, что данный проект откроет для России надежный Азиатский рынок, что позволит России укрепить позиции на энергетическом рынке. Александр Жуков уже намекнул, что вполне вероятен тот факт, что Россия станет крупнейшим поставщиком энергии в Китай в течение последующих 15 лет.

Россия и Индия
Россия и Индия являются крупнейшими торговыми партнерами на протяжении уже некоторого времени. Москва является основным поставщиком вооружений для Индии, включая самолеты, танки и различную инфраструктуру и т.д.

Индия – это страна, чья экономика в основном развивается засчет сферы услуг. Ей недастает натуральных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности растущей экономики. По некоторым оценкам через 15 лет Индия будет потреблять в 3 раза больше нефте продуктов, чем в настоящий момент. Без дополнительных притоков энергоресурсов Индийская экономика скорее всего пойдет на спад. Поэтому Индия очень заинтересована в тесных партнерских взаимоотношениях с Россией, страной богатов углеводородами.

Потребности Индии являются очень важными и для России, которая уже заключила большое количество энергетических контрактов. Кроме того, официальные представители России отмечают на за последние 40 лет Российско-Индийские отношения в оборонном секторе превысили 35 миллиардов долларов. Около 33 процентов всего Российского оборонного экспорта направляет в Индию.

Министр обороны России, а также министр иностранных дел России заявляют, что ключевым моментов в отношениях между Россией и Индией является обмен технологиями. На самом деле Индия и Россия известны за их хай-тек индустрию и кооперацию в военно-промышленном комплексе, согласно словам Виктора Комардина – главы делегации Рособоронэкспорта. По заявлениям СМИ, в феврале 2009 года Россия и Индия договорились о проведении конкурса в области самолетостроения, имея цель снижения цены. Михаил Погосян – генеральный директор самолетостроительной компании “Сухой” заявил:”Мы сделали большой прогресс с момента заключения междупровительственного соглашения в 2007 году для совмествоного развития и выпуска военного истребителя пятого поколения. И уже готовы подписать детальный контракт в этом году для запуска программы.” Данная программа планирует продолжаться более чем 50 лет.

Заключение: Почему Россия должна уделять большее внимание своим соседям

Бурно развивающиеся экономики России, Китая и Индии окажут глобальное влияние в течение последующих десятилетий. Оценивается, что эти три гиганта вместе с Бразилией к 2050 году станут богаче, чем большинство передовых экономик на настоящий момент. Специализация экономик этих стран (Китай – огромный стабилизационный фонд, России – большой запас полезных ископаемых, Индия – хорошо развитая сфера услуг) - яркий пример позитивного экономического сотрудничества и роста.

Источник: Asia Economic Institute (www.asiaecon.org)

Директор, основатель Raymond Mobrez, более 20 лет в финансовом секторе

Отправить комментарий