08.10.2009

Саркози благословил «свой путь» Казахстана


Автор: Василий ИВАНОВ

Пока у Казахстана есть нефть и уран, Запад будет прощать ему все, вплоть до пожизненного президентства одного человека. Госвизит президента одной из старейших демократий Европы Николя Саркози наглядно это продемонстрировал.
More...
французский президент во время пресс-конференции в «Ак орде» жестко поставил на место журналиста газеты «Le Monde», вздумавшего задать неудобные для «дорогого друга» Назарбаева вопросы.

Пожалуй, это был ключевой момент визита. Все договоренности по нефти, газу, урану и мирному освоению космоса отходили на второй план по сравнению с вопросом о том, намерен ли Саркози использовать свой визит для того, чтобы донести до Назарбаева: терпение Запада по отношению к тому, что творится в последнее время в республике, не безгранично. К этому, кстати, перед самым началом госвизита призвала Саркози международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч», сотрудница которой Андреа Берг констатировала: ситуация с правами человека в стране ухудшается.

«Постановка этого вопроса лично Николя Саркози послужила бы для Астаны давно назревшим сигналом о необходимости серьезно отнестись к правам и свободам», — говорилось в распространенном во вторник — в день встречи Саркози и Назарбаева — пресс-релизе правозащитной организации. Увы, французский президент не только не поставил эти вопросы, а фактически оправдал действия властей Казахстана. По крайней мере, публично.

Председательство с оглядкой на историю

Злополучный вопрос журналиста «Le Monde» был, в общем-то, абсолютно невинным: бедолага спросил лишь, почему Франция поддержала кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ несмотря на то, что в Казахстане на последних выборах в парламент прошла лишь одна партия президента.

Спросить можно было и жестче, оперируя совсем другими фактами — раздутой кампанией по внедрению института пожизненного президентства или неадекватным наказанием правозащитника Евгения Жовтиса. Однако и напоминание об однопартийной демократии Казахстана подействовало на Саркози:

- Я во главе с французской дипломатией решил поддержать Казахстан, потому что я считаю, что Казахстан стремится к полному воплощению всех норм и стандартов ОБСЕ, и это стало моим выбором, — сказал Саркози и принялся отчитывать французскую прессу, проведя одновременно исторический ликбез.

- Когда приезжаешь в страну в другом регионе мира, надо пытаться в первую очередь понять, что происходило здесь раньше. Казахстан не существовал в качестве страны до 1991 года, и когда мы смотрели на карту мира, стояло огромное красное пятно — СССР. Сталин решил депортировать огромную часть населения для того, чтобы ее заменить другим населением. Затем были события, с которыми вы знакомы — конец Советского Союза. Именно в этом регионе Средней Азии страны должны были начинать все с начала и строить все с нуля для того, чтобы спасти свою культуру, которую просто полностью отрицали во времена диктаторской системы. Именно в этом регионе мира у нас немало критических ситуаций, трудностей. У Казахстана было немало ядерного оружия на своей территории, однако Казахстан решил отказаться от всех видов ядерного оружия несколько лет назад. Может, вы думаете, это плохой выбор? — спросил Саркози у мятежного журналиста.

И сам же ответил на этот риторический вопрос:

- Хороший выбор, которому последовали остальные страны региона. И этим выбором мы обязаны кому? Ну разумеется, господину Назарбаеву. Я был бы очень счастлив, если бы другие страны этого региона также сделали этот выбор — выбор мира. Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану довольно затруднительно не сделать выбор в пользу мира хотя бы потому, что, в отличие от Казахстана, им ядерного арсенала при распаде Союза не перепало.

Далее последовал традиционный пассаж про уважение к многочисленным немусульманским конфессиям в Казахстане. И вывод:

- Я не думаю, что вы знаете о существовании многих стран, где ситуация такова, а для меня это очень важно, — отметил Саркози.

- Когда начинаешь о чем-то судить, причем с такой авторитарностью, надо судить комплексно. Иначе можно просто потерять доверие, — заключил глава Франции, обращаясь к французскому журналисту.

В зале раздались аплодисменты — французскому президенту хлопали сидевшие в первых рядах обитатели «Ак орды». После чего настал черед радушного и незлопамятного хозяина заявить, что он к журналисту «Le Monde» не имеет претензий за выражение мнения «определенных кругов на Западе, представители которых, естественно, почти не бывали здесь — не только в Казахстане, но и в регионе, и не знают исторических предпосылок».

Потом выяснилось, что председательство в ОБСЕ Казахстану необходимо вовсе не затем, чтобы завалить весь мир акметаллом и вывезти себе как можно больше дефектала на хранение.

- Казахстан должен был быть председателем ОБСЕ, чтобы переломить мнение, которое сложилось и которое сейчас выразил корреспондент, — заявил Нурсултан Назарбаев.

Железная логика у «Ак орды» — в течение почти года создавать за счет арестов, жестких законопроектов и идей, идущих вразрез с базовыми принципами демократии, превратное о себе мнение, а потом вдруг заявить: председательство в ОБСЕ необходимо, чтобы развеять это мнение о себе. Вопрос, а не легче ли было его не создавать, повисает в воздухе. Потому как страна у нас молодая, демократия — зеленая, и «поэтому мы считаем, что мы идем своим путем».

- Любая революция для наших стран с многонациональным и многоконфессиональным населением опасна для будущего нашего государства, наша главная цель — сохранить, укрепить нашу независимость, поднять экономику страны, улучшить жизнь людей и постепенно приближаться к цивилизованному миру, воспринимая все ценности демократии и свободы, которые есть в западном мире, — утверждает Назарбаев.

Слова-то, конечно, правильные, только вот как с ними соотносить реальность, непонятно: если проведение справедливого и непредвзятого судебного разбирательства по делу Жовтиса воспринимается как революция, так уже полстраны готово «Марсельезу» запеть. И с мнением этих людей надо, по логике, считаться больше, чем с лестью еврочиновников: последние уедут, а с первыми дальше жить в одном доме.

Дорогой друг дороже старого

Глубокие познания французского президента в истории региона в общем и Казахстана в частности были вознаграждены сторицей: Франция получила доступ к двум самым важным стратегическим запасам страны — нефти и урану. В ходе визита было заключено трехстороннее соглашение между компаниями «КазМунайГаз», Total и «Газ де Франс» о принципах разработки месторождения Хвалынское на шельфе Каспийского моря, на освоение которого, напомним, претендует российский «ЛУКОЙЛ». Здесь, правда, речь не идет о вытеснении россиян: глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов и ранее заявлял об интересе в реализации проекта совместно с Total. Так что заключенное во вторник соглашение для северного соседа громом среди ясного неба не стало. А вот участие французов в строительстве нефтепровода Ескене — Курык, который станет частью пути в обход России через Каспий до Баку — Тбилиси — Джейхан, возможно, северного соседа заденет.

Еще одно соглашение, не ставшее неожиданностью, но ясно дающее понять, что Россия больше не будет монополистом в развитии стратегических отраслей в Казахстане — это подписание учредительных документов по созданию совместного предприятия по маркетингу между нацкомпанией «Казатомпром» и французской AREVA по организации производства топливных сборок в Казахстане и увеличению объемов добычи урана.

Как пояснил журналистам нынешний глава «Казатомпрома» Владимир Школьник, увеличение объемов добычи произойдет уже в этом году — на 25% от запланированных ранее. А в течение последующих шести месяцев будет разработано технико-экономическое обоснование и начнется строительство предприятия по изготовлению тепловыделяющих сборок для реакторов компании AREVA.

По сведениям Школьника, стоимость будущего производства — около 100 миллионов долларов, производительность — 400 тонн топлива в год. Один реактор AREVA потребляет до 20 тонн топлива ежегодно, таким образом, производитель французских реакторов обзаводится собственной (на 49%) заправочной станцией для двадцати из них в Казахстане. При этом в предприятии, которое будет торговать топливом с этой станции, французы, по словам главы «Казатомпрома», владеют пакетом в 51%.

Что точно должно быть неприятно для России, так это достижение Астаной и Парижем согласия в области производства космических спутников. Согласно скрепленным договоренностям, АО «Национальная компания «Казакстан гарыш сапары» и французская компания «EADS-Astrium» построят вблизи Астаны сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов, который, по словам главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, будет заниматься «разработкой, созданием и испытаниями всевозможных искусственных спутников Земли — спутников дистанционного зондирования, телекоммуникационных спутников, спутников научного назначения, метрологических и других».

При этом глава космического агентства Казахстана не преминул снова запустить камень в огород россиян по поводу безвременно умершего «КазСата».

- Предприятию, которое никогда не делало спутники (центру Хруничева), его заказал наш национальный инновационный фонд, который понятия не имеет, что такое спутник. Как глухой немому заказали друг другу, так и получился такой «хороший» спутник, как «КазСат», — сказал он.

А в ответ на вопрос о том, не будет ли то же самое, что и с «КазСатом», происходить с французско-казахстанскими аппаратами, г-н Мусабаев заявил, что «теперь этим будут заниматься профессионалы, которые получали специальные знания не в области того, как считать деньги, а в сфере космоса». И выразил надежду на то, что «теперь все получится».

Правда, получится или нет, мы узнаем не скоро: комплекс в Астане построят к 2012 году, а на изготовление спутника, по авторитетному свидетельству главы «Казкосмоса», должно уходить не менее четырех лет. В сумме это как минимум 2016-й год — есть время, чтобы «не считать деньги».

...В целом же визит Саркози потянул на 6 миллиардов долларов — контракты и соглашения на такую сумму были, по словам Назарбаева, подписаны во вторник в Астане. Так что когда на бизнес-форуме французский президент несколько раз обратился к хозяину «дорогой друг», он, возможно, изъяснялся вовсе не в переносном, а в самом что ни на есть прямом значении слова «дорогой». Ну и, в конце концов, орден «Алтын Кыран», украсивший грудь Саркози, тоже за что попало не дают — только за исключительные государственные заслуги перед Республикой Казахстан.

0 коммент.:

Отправить комментарий