08.10.2009

Может, хватит уже экспериментов?


Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО

Одним из главных ньюсмейкеров в последнюю неделю был министр здравоохранения Казахстана Жаксылык Доскалиев. Активно выступая то в парламенте, то на телевидении, он эффектно перескакивал с долгосрочной программы реформирования здравоохранения на цветочно-продуктовые подношения акушеркам.
More...
Мы решили узнать, какое впечатление произвели идеи министра на «целевую аудиторию» – врачей и их пациентов.

Сразу скажем, положительных откликов было мало. Практически он был один (конечно, среди опрошенных нами врачей, экспертов и простых граждан).

Предприниматель Сергей, 39 лет, полностью одобрил начинание:

- Я считаю, что это хорошая идея. Мы ведь все равно платим врачам, чтобы лучше нас лечили. Но это если поставить ящик для благодарных пациентов в поликлинике и опускать туда, например, деньги в конверте адресно — именно на имя того врача, кого я хочу отблагодарить, и чтобы этот врач мог получить мои «благодарственные деньги» дополнительно к своей зарплате, пусть и за вычетом налога. Врачи боятся брать деньги, это сейчас считается взяткой. А так, возможно, у них будет стимул лучше нас обслуживать.

- Я предлагаю пойти дальше и поставить такие кассы в полиции, в пожарной охране и т. д. и т. п., — возразил ему активист сообщества больных гепатитом С Сергей Бирюков. — А еще можно в Сенате и Мажилисе, почему нет? Мы ведь нет-нет да и обращаемся туда. Благодарность народа не знает границ... Только у меня, как и у многих людей, страдающих вирусным гепатитом, рука не тянется в карман за «благодарностью» для нашей медицины!

Посетительницу блога министра Доскалиева Ларису Владимировну Эглит предложение «легализовать благодарность эскулапам» очень обеспокоило.

- Почти и так все платно. Даже в женских консультациях намекают на вознаграждение. Если этот указ примут, то где гарантия, что людям не будет дешевле помереть, чем сходить на прием к эскулапам? — спросила она.

Если рассматривать предложение под другим углом, согласна с предыдущим респондентом г-жа Эглит, то тогда нужно платить вознаграждение учителям, чиновникам, милиционерам, депутатам и т. д. Предела вымогательствам не будет?

Идею легализовать взятки высказывают не первый раз, сказал нам бывший главный врач алматинской «Скорой помощи» Игорь Волков.

- Но почему за рубежом нигде врач в карман не берет? Почему мы идем другим путем? Почему у нас за бесплатную медпомощь платят? — задался он риторическими вопросами. — У нас сейчас сложилась такая ситуация, что о легализации говорить даже нельзя. Услышав министра, я был просто поражен.

Предпринимателю Ерболу сама инициатива «пожертвований» понравилась, но налоги он платить не согласен.

- Я бы с удовольствием заплатил, честное слово, если бы это ушло по назначению, тому врачу, которого я хочу отблагодарить. Но зачем налог? Опять министры свою выгоду хотят, — предположил он.

Врач Алия высказалась еще резче:

- Наши чиновники уже не знают, где деньги еще вытянуть. Наверное, в министерстве деньги закончились, а жить привыкли на широкую ногу, вот и решил министр взятки легализовать! А про цветы и коньяк — это вообще нонсенс! Как он от коньяка с цветами налог брать будет? По цветочку из букета и по 100 грамм из каждой бутылки? Смешно!

Функционер из системы горздрава, пожелавший остаться анонимным, уверен, что легальные кассы будут пустовать.

- Подарки — это одно. Но сегодня люди «благодарят» до лечения, а не после. Как давали врачам в руки, так и будут давать. Да, во всем мире есть такие кассы, но они благотворительные, для меценатов. У нас это не добровольные взносы, а поборы. Получается, поборы узаконить? Я категорически против, — заключил он.

Президент общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова подошла к проблеме с точки зрения медика.

- Когда не могут что-то кардинально решить — предлагают паллиативный метод, — сказала она и пояснила: — Обходной путь, полумеру. Не этим сейчас надо заниматься. Вместо того чтобы включить нормальные механизмы мотивации тяжелого труда врача, министр пытается прибегнуть к лозунгу, который был брошен кем-то из революционеров и который является причиной низкой зарплаты врачей и учителей: «Их прокормит народ!» Так давайте вообще им зарплату не будем платить. Пусть народ их прокормит. У меня слов нет!

У министра — «трубочное» зрение

К другим инициативам министра здравоохранения после таких эскапад отношение уже было настороженным. Когда г-н Доскалиев заявил, что треть больных у нас в стационарах «лежат там просто так», думаю, многие вытаращили глаза, а врач и бывший чиновник Бахыт Туменова выставила министру диагноз — «трубочное» зрение (поле зрения так сужено, что больной смотрит как бы через узкую подзорную трубу).

«Главврачи вынуждены их держать, для того чтобы среднею сумму набрать за пролеченный случай... Акушерская смерть по неуточненной причине, срыгивание новорожденного, серная пробка и целый ряд вещей — такого диагноза быть не должно», — сказал министр на правительственном часе в Мажилисе.

- Я согласна с министром в том, что койка должна «крутиться», — прокомментировала нам слова главного медика Бахыт Туменова. — Да, у нас сейчас количество коек на 10 тысяч населения в два с лишним раза больше, чем в США. Да, раньше, в советское время, у нас лежали в больницах месяцами — сейчас до 10 дней обычно, а на Западе три дня: прооперировали — и вперед. Но ведь проблема заключается в другом: у нас не хватает социальных коек.

В системе оказания медицинских услуг койки частично стали социальными, считает бывший замакима Павлодарской области по социальным вопросам. Бахыт Туменова давно предлагает разделить оказание помощи тяжелобольным и тем, кому нужна паллиативная помощь — хроникам и пожилым.

- Больничная койка должна быть очень дорогой за счет того, что там лежат только больные, которые нуждаются в интенсивной терапии, в оперативном лечении или в реанимации. Дорогой она становится за счет использования высококвалифицированного труда и оборудования. Таких коек действительно должно быть меньше, — объяснила глава фонда.

Министр здравоохранения, по мнению г-жи Туменовой, должен был сказать, что нужны социальные больничные места, где будут долечиваться люди пожилого возраста, люди с хроническими заболеваниями. Это может быть сеть хосписов, реабилитационных центров, дневные стационары, койки для лечения хронических больных.

Тогда, как считает Бахыт Туменова, часть функций Министерство труда и социальной защиты в плане здравоохранения и социальной защиты нужно перебросить в Министерство здравоохранения.

- Министерство здравоохранения должно стать Министерством здравоохранения и социальной защиты, а трудом пусть занимается министерство труда, — считает медик.

Основывает свое мнение Бахыт Туменова на статистике: сейчас в Казахстане 7,7% пожилых людей.

- В любой стране, когда это число приближается к семи процентам, это сигнал тревоги, — сказала она. — Ожидается, что лет через 10 у нас в стране, с учетом нашей демографии и если ничего не будет реально делаться, количество пожилых достигнет 14%.

А власти пока не думают, кто и как будет кормить и лечить «долгожителей». Тема пожилых вообще не поднимается на политическом уровне, что, по мнению руководителя НПО, большая ошибка.

Больного потеряем!

От разделения медицинского и социального разговор плавно перешел в более глобальную сферу — к системе здравоохранения и подходу к здоровью человека вообще.

- Ведь министр прекрасно знает, что от системы оказания медицинских услуг зависит только 10% здоровья, а остальное зависит от других факторов. И проблема заключается в том, что мы идем не по пути укрепления имеющегося здоровья — наша система здравоохранения нацелена на больных, — разъяснила свою точку зрения Бахыт Туменова.

Отсюда упор на лечение, а не на профилактику.

- Мы отчитываемся категориями, сколько денег дают на строительство больниц, а не на детские спортивные площадки, общедоступные плавательные бассейны, — сказал она. — Мы никак не можем эту пирамиду перевернуть.

Устояла эта пирамида на своей вершине, по мнению г-жи Туменовой, и в новой концепции единой национальной системы здравоохранения. В первую очередь главу фонда смущает излишняя централизация средств, заложенная в концепции. Слишком много полномочий в распределении средств получает Министерство здравоохранения — а это всегда почва для коррупции.

- По моему пониманию, министерство должно разрабатывать правила игры в рамках концепции социальной политики государства. Оно должно разрабатывать стандарты, мониторить, как исполняются эти программы. Но само участвовать в этих играх не должно, — уверена она.

Второе, что настораживает главу фонда, — в предлагаемой системе опять забыта роль первичной медико-санитарной помощи. В который раз Бахыт Туменова повторяет, что в здоровом человеке может быть заинтересован только врач «первой встречи», если он при этом становится средстводержателем. Запустить механизм свободного выбора врача можно только через первичную медико-санитарную помощь, считает она.

- Предположим, я участковый врач. Я получаю деньги на две тысячи больных, которые поверили в меня, из расчета, сколько стоит один больной в этом году. Теперь я буду заинтересована в том, чтобы они у меня не заболели. Если по моему недосмотру хронический больной, которому я вовремя не провела предупредительную терапию, поступит в стационар с обострением — я деньги плачу этому стационару за его лечение. Вот только при таком механизме я заинтересована в том, чтобы мои подопечные не болели, — объяснила свой механизм доктор.

Согласно же новой концепции пациент получает полную свободу выбора и врача, и стационара. Получается, продолжила наша собеседница, врач первичной помощи вообще не знает, куда тот пошел и откуда выписался.

- Мы еще больше запутаемся и будем терять наблюдение над больными. И мы не подняли, а, наоборот, еще ниже опустили роль первичной медико-санитарной помощи, — сделала невеселый вывод Бахыт Туменова.

Давайте сначала опробуем

Какова суть очередной реформы, которую, по словам министра, разрабатывали чуть не семь лет, а внедрять будут еще десять лет, нам согласился разжевать высокопоставленный чиновник в системе здравоохранения, наотрез отказавшийся назвать свое имя.

Государство гарантирует определенный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), начал он. Каждый аким по своим возможностям формирует бюджет для ГОБМП, и получается, что в одной области больного лечат на 15 тысяч тенге, в другой — на 27 тысяч, в третьей — на 37 тысяч. Уже это неравномерно, в общем, гарантированный объем они исполняют где-то на 60%. Остальное приходится доплачивать больному. Это первое.

- Вторая проблема: человек приезжает и хочет лечиться в Алматы. Деньги на его лечение лежат в области. Но в Алматы его бесплатно не принимают — он идет в частное лечебное учреждение и снова платит — притом что он уже заплатил налоги за свое лечение, — продолжил чиновник.

При новой единой системе средства на ГОБМП не будут распределяться по областным акиматам, они остаются в республиканском бюджете. Но в каждой области создаются территориальные комитеты по оплате медуслуг.

- У каждого жителя с собой будет электронная карточка. Человек идет в любую больницу, лечится, все назначения фиксируются и данные о них отправляют в комитет. Там делается экспертиза пролеченных больных: чем лечили, как и т. д., — пошагово объяснил наш собеседник. — И потом делается вывод: оплатить этой больнице 100% за лечение, когда оно проведено качественно, или, если некачественно, то 30 или 50% — остальное будет штрафом.

Наш собеседник увидел в предлагаемой системе два главных несоответствия. Первое: министр говорит, что любой человек сможет уже с 1 января 2010 года прийти в любое медучреждение и потребовать обслужить его. А если человек пожелает, минуя районный и областной уровень, лечиться только в республиканском НИИ? Получается, проще говоря, насморк должны будут лечить врачи высшей категории на сложнейшем оборудовании?

- Предполагается, что в такие учреждения, оказывающие высокоспециализированную медпомощь, пациенты будут идти по направлению участкового врача, — далее рассуждает медик. — Но если человек находится не по месту своего проживания? Не захлебнутся ли наши институты — хирургии имени Сызганова, педиатрии, онкологии в таких «простых» пациентах?

На этот вопрос, по мнению медика, ответа министр пока не дал.

Второе слабое место — стоимость лечения. Если сейчас средняя стоимость одного пролеченного случая высчитывается исходя из возможностей бюджета (есть предельный объем оказания стационарной помощи), то по новой программе больного сначала лечат, а потом получают на него деньги.

- То есть оплата пойдет по фактическим расходам. А если фактические расходы будут миллионными? При нынешнем кризисе денег может не хватить — ведь республиканский бюджет планируется сейчас на три года, — засомневался чиновник.

По мнению нашего собеседника, лучше всего было обкатать систему на уровне какой-нибудь области или, например, Астаны. Сейчас нет точных данных, сколько человек в Казахстане за год пролечено, сколько на это потрачено денег, поэтому нет исходных данных для расчета нужных для новой системы средств.

У нашего визави нашлось еще одно предложение, которое вроде бы уже нашло понимание в верхах: установить для стационарных больных официальную плату за коммунальные услуги — электричество, отопление, белье. А лечение сделать действительно бесплатным.

Мы же со своей стороны засомневались вот в чем. Если врач пролечит пациента в стационаре, а в комитете по оплате признают, что лечение было некачественным, то где больница возьмет деньги на этот случай, даже если учесть, что 30% средств будет выплачено авансом?

- Да, это будет убыток для больницы, и врачи побоятся теперь плохо лечить, не будут уже оскорблять пациентов... — без энтузиазма ответил медик.

Мы, правда, усомнились в возможности врачей с 1 января стать поголовно грамотными и компетентными: ведь большинство как могут, так и лечат (да и стать в одночасье вежливыми и доброжелательными вряд ли всем удастся).

- Прошу заметить: это не я вам сказал! Это вы сами! — улыбнулся наш собеседник. — Действительно, даже под страхом нестопроцентной оплаты неумелый хирург оперировать не научится.

Конечно, часть заработанных денег лечебное учреждение обязано будет направлять на специализацию, повышение квалификации врачей. Но когда будет заметен эффект?

- То, что конкуренция появится, я согласен. Но что качество улучшится?.. Об этом надо думать со стадии медицинского образования, снизу надо начинать, а не сверху, — заключил чиновник и вздохнул напоследок: — Идея хорошая, но почему мы все время торопимся? Хватит уже над народом эксперименты ставить, все уже устали: и врачи, и пациенты.

0 коммент.:

Отправить комментарий