21.10.2009

А в каком Казахстане живешь ты?


Автор: Оксана МАКУШИНА

«Итоговая программа» на телеканале НТВ в минувшее воскресение могла бы многих казахстанцев от гордости за свою страну вознести до небес. Могла бы, если бы не «уши и хвосты», которые так и кричали из каждого эпизода: «ЗАКАЗУХА!»

More...
Хорошо тем, у кого есть доступ к интернету, где можно найти самую разнообразную информацию — от жесткой критики оппозиции до открытой провластной пропаганды. Гораздо сложней людям, кто вынужден в силу тех или иных причин получать информацию из телевизионных новостей. О них в Казахстане давно ходит анекдот: «Смотрит аксакал из казахстанской глубинки новости на «Хабаре», слушает, как хорошо жить в Казахстане, и говорит как-то своему соседу: «Хочу жить в том Казахстане, о котором рассказывают на телеканале «Хабар». Действительно, реальная жизнь и жизнь, о которой рассказывают с экрана официального телеканала, вещи зачастую диаметрально противоположные.

Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Мы уже писали о том, как тратятся миллионные средства для размещения имиджевых статей в крупных западных изданиях: о чем там пишут, понятно, но не сильно наглядно — все-таки языковой барьер сказывается. Другое дело — российское телевидение! И язык понятен и картинка дополняет.

Благостный рассказ (http://ip.ntv.ru/news/7706/) о сказочной стране Казахстан, который прозвучал в итоговом выпуске программы Кирилла Позднякова, — прямое тому подтверждение. Нас уже не сравнивают с Туркменией и Узбекистаном, а сразу говорят, что наша республика «сегодня считается чуть ли не самой преуспевающей на постсоветском пространстве».

Корреспондент НТВ Вадим ФЕФИЛОВ, автор сюжета о Казахстане, обнаружил в нашей стране просто таки грандиозные прорывы в области образования, здравоохранения, строительстве. А архитектор Аманшол ЧЕКАНАЕВ, который отвечает за генплан развития Астаны, заметил ему, что в столице: «Вы можете увидеть что-то, похожее на Дубаи, и что-то, похожее на Москву». Вообще же программа максимум, по его словам, «по устройству и озеленению мы стремились быть похожими на Ванкувер».

Дальше из уст корреспондента льется мед в сахарной пудре: «...а пожарище мирового финансового кризиса руководство страны, кажется, притушило. Даже строительство уникального развлекательного центра «Ханский шатер» по проекту знаменитого Нормана Фостера не заморожено, а идет полным ходом». Архитектор уверенным эхом вторит: «Кризис все почувствовали, но другое дело, что из этого кризиса надо уметь выходить, и у нас сумели это сделать. Как жилье строилось, так оно и строится».

Все, свершилось, кризис уже покинул бескрайние степи нашей родины! И чего дольщики и ипотечники возмущаются?

Курдючный жир - в сторону

Про медицину песня отдельная. Из сюжета следует, что у нас, в Казахстане, она достигла грандиозных высот.

Взять, например, кусок, посвященный рождению новой жительницы нашей удивительной столицы в Центре материнства и детства, которым «управляет менеджер из далекой Австрии, совсем ничего не понимающий во врачебной практике» (цитата приводится дословно). Как бы расставляя точки над Томас Йенки, генеральный директор Национального центра материнства и детства, поясняет: «Основная цель моей работы здесь - организовать, наладить работу центра таким образом, чтобы он соответствовал западным стандартам. Это даже прописано в моем контракте».

Судя по всему, для усиления эффекта в качестве примера зрителям дают следующую информацию: «Здесь выхаживают детей, родившихся совсем крошечными - весом 500 и даже 400 граммов. Раньше, на кочевьях, в юртах в сплошных буранах судьба таких детей была бы предрешена». А руководитель отделения неонтологии этого отделения Карлыгаш Жубанышева поясняет: «Понятно, что они пытались как-то выхаживать таких детей, смазывали курдючным жиром, в малахаи, наверное, заворачивали, мама рядом была. Но в большинстве случаев такие дети умирали».

Не знаю, как вам, но у меня из этих утверждений сложилось впечатление, что вчера мы все только-только из юрт вышли! Вдруг вспомнила, как студентки из Москвы в далекие 70-е годы, приехавшие в Алма-Ату на практику, перешептывались: «Здесь даже улица Гоголя есть...». Получается, россияне и по сей день верят, что мы по городу передвигаемся на верблюдах? В принципе соответствует представлению европейцев о России, что там медведи по улицам ходят...

А такие проблемы, как повальное воровство и отвратительное обслуживание, у нас, оказывается, ушли в прошлое! «По личной просьбе президента страны за ее реанимацию взялся казах с американским паспортом Алмаз Шарман. И говорят, что дела пошли - внедряются принципы корпоративного управления», рассказывает российский корреспондент. Сам же г-н Шарман поясняет, что это значит: «Это означает, что сейчас решения по инвестициям, закупкам, лечению и так далее принимаются в клинике коллективно, так называемым правлением».

Не страна, а сказка!

После съеденных ушей барана

Из сюжета стала понятна и основная проблема, над которой ломает голову наша власть. Оказывается, в приоритетах казахстанского властного Олимпа — «сохранить одни многовековые традиции и сломать другие». Посему «в степях создается туристический рай. Туристам покажут аутентичный Казахстан».

И следующий эпизод «сказочки» о туристическом рае: «В одном Балхашском регионе - около 20 компаний, занимающихся приемом дорогих гостей и с Запада, и с Востока. Работы всем хватает. На озере Балхаш построены отели класса люкс, но туристы чаще всего просятся ночевать в традиционной юрте. Стоит это не дешево, а посмотреть настоящие обряды казахов выйдет в круглую сумму. Это ведь не театр, а реальная жизнь древнего кочевого народа. Вот годовалому малышу связывают веревкой ноги, а потом разрезают - шагай и крепко держись на ногах. Туристу из Самары, конечно, стало бы тепло на душе. В казахской глубинке освоили тонкости туристического бизнеса. Нас приглашают и усаживают за сельский дастархан. После съеденных ушей барана и слабоалкогольного верблюжьего напитка акын справа чутко ловит ощущения гостей. После обильного казахского застолья турист становится кроткий, как ягненок. Из-за стола гость должен выйти в праздничном настроении и таком же одеянии - шолпане».

Ну что тут скажешь... А дальше — больше!

В рай за 25 тысяч долларов год

Следующий эпизод начинается с трогательной истории о том, как простая аспирантка экономфака МГУ «челночила» в 90-е годы: купит партию пылесосов в Китае и едет перепродавать в Москву. Потом развернулась она таки на пылесосном бизнесе и успешно занялась нефтью и газом. Такая вот типичная казахстанская женщина.

Сегодня ее, конечно, все знают, уважают, президент Казахстана Назарбаев называет бизнес-леди номер один в стране. Однако нефть нефтью, но и о будущем страны нужно думать. Выдала леди на-гора свой антикризисный план: вместе с партнерами построила школу, где учится будущая национальная элита страны.

Кто там не знает, куда отдавать ребенка учиться? Кто говорит, что учителя получают мизерную зарплату? На самом деле у нас повсеместно «обучение юных казахов - на английском, преподаватели сплошь из Великобритании. Годовая плата здесь - 25 тысяч долларов, но нет отбоя от родителей, желающих устроить сюда своего ребенка. Мест в школе пока всего 400, а в «листе ожидания» еще сотни фамилий».

В сюжете видно, что даже трудовик в этой школе — из туманного Альбиона. Жизнь в Казахстане удалась: англичане у нас на посылках бегают!

И бывшая аспирантка МГУ с умиление констатирует: «Для каждого ученика эта школа - настоящая скоростная шестиполосная трасса в будущую карьеру. Страна постепенно избавляется от двух извечных бед: чем больше умных людей, тем больше хороших дорог». Вот как на наших просторах по-новому зазвучала русская поговорка о дураках и плохих дорогах!

И под конец трезвым взглядом

К концу сюжета, видимо, алкогольное опьянение от кумыса да шубата выветрилось, и, похоже, самому корреспонденту от сказочно-мармеладной истории тошно стало. Поэтому начал чувствоваться трезвый взгляд на окружающее.

Как ни старался Азат Бектуров, заместитель министра транспорта и коммуникаций, рассказать, что Всемирный банк выделил «самый большой кредит в истории Всемирного банка и в истории Казахстана» на строительство дороги от юго-восточного китайского порта Ляньгань до Санкт-Петербурга, happy end не получилось.

Протрезвевший корреспондент сообщил в итоге: «Китайские строители свой участок уже построили ударными темпами, и теперь бизнесмены КНР с нетерпением ждут, когда казахстанцы и русские, как следует, возьмутся за дело. Но, возможно, им придется подождать, когда питомцы Ульфии Куанышевой подрастут».

Вот и сказке конец. Мы же в свою очередь напомним читателям и зрителям народную мудрость: «Сказка — ложь, а в ней намек...» На что — догадайтесь сами.

0 коммент.:

Отправить комментарий