29.06.2009
В Гондурасе путч, а президент в пижаме
Автор: Виктор ЛЕРНЕР
Южноамериканские страны в очередной раз подтвердили, что революции являются здесь своего рода «национальным спортом». В минувшее воскресенье в Гондурасе произошел военный путч. Утром солдаты арестовали президента этой страны Мануэля Зелайю Росалеса. Переворот, по сообщениям международных СМИ, прошел бескровно, а глава государства вместе с личным секретарем был выдворен в Коста-Рику, где попросил политического убежища.
More...
Военный путч в Гондурасе в одном основополагающем моменте коренным образом отличается от стандартных дворцовых переворотов где бы то ни было: он имеет под собой законную основу. Верховный суд страны распространил сообщение о том, что именно он отдал приказ о смещении президента.
Путч по приговору
Причина — Зелайя совершил попытку провести «нелегальный» референдум, имеющий целью изменить Конституцию. В начале будущего года завершается положенный ему законом 4-летний срок правления, и президент решил заранее позаботиться о том, чтобы остаться «у руля» как можно дольше, лучше всего — пожизненно.
Вообще, следует заметить, что подобные липовые «народные волеизъявления» в последнее время становятся модными во многих государствах. Не вдаваясь в подробности, можно вспомнить «референдум» в Беларуси, о котором по сей день ходит анекдот, что во время его проведения граждане этой страны должны были ответить на вопрос: «Не возражаете ли вы, чтобы Александр Григорьевич Лукашенко пожизненно оставался нашим президентом?» Причем вариантов ответа было согласно демократическим нормам два: «Нет, не возражаю» и «Да, не возражаю». Подобные изменения конституций в минувшие годы произошли не только в Европе (все же Беларусь — страна европейская), но и в Центральной Азии, и в той же Южной Америке — в Венесуэле.
Мануэль Зелайя, президент с ярко выраженным социалистическим уклоном, решил, что раз подобный трюк получался у его коллег-президентов, то получится и у него. Не тут-то было. Сначала запротестовал парламент, потом генералы намекнули, что вот так, за здорово живешь, на Основной Закон покушаться негоже. Когда президент не внял предупреждениям и объявил о проведении референдума, Верховный суд объявил его незаконным. Но и это не остановило Зелайю: подготовка к референдуму продолжалась.
Более того, он в очередной раз вступил в конфликт с юстицией страны: в минувший четверг он уволил главнокомандующего гондурасской армией Ромео Васкеса, а когда суд велел восстановить того на посту — отказался это сделать. Тогда судьи отдали приказ военным взять президента под стражу. Его полномочия были досрочно прекращены (гондурасское законодательство предусматривает подобную возможность), а исполняющим обязанности главы государства временно назначен председатель парламента. До выборов.
Что касается теперь уже экс-президента Мануэля Зелайи, то с ним пока еще не все ясно. Улетая в Коста-Рику с военного аэродрома, расположенного в пригороде Тегусигальпы, Комаягуа, он «на прощание» подписал отказ от своего поста. А прибыв в Сан-Хосе (столица Коста-Рики), Зелайя отрекся теперь уже от отречения и в интервью американскому телеканалу CNN заявил, что ничего такого и не думал подписывать. И вообще требует немедленного возвращения к горячо поддерживающему его народу Гондураса. «Вся эта история, — подчеркнул он, — есть не что иное, как грязный политико-военный заговор». Его секретарь Энрике Рейна сообщил журналистам о том, что «эль президенте» в ближайшее время подаст иск в международные органы юстиции.
Верните президента!
По большому счету, факт подписания или неподписания Зелайей пресловутого отречения ничего не меняет: если решение по поводу его отставки принял Верховный суд, значит, так тому и быть. Тем не менее в одном опальный президент совершенно прав — у себя в стране он пользуется немалой поддержкой.
Дело в том, что Гондурас — одна из наиболее бедных стран региона, количество тех, кто живет ниже официального уровня бедности, достигает 70% от общего числа населения. Мануэль Зелайя — президент-популист, достойный последователь Робин Гуда и Уго Чавеса. Он обожает отнимать у богатых, и бедным от подобной «экспроприации» тоже крохи перепадают. Так что, добейся он проведения референдума — у него были бы весьма неплохие шансы получить президентский пост пожизненно, даже не прибегая к каким-либо манипуляциям.
Однако первыми свои голоса в защиту выдворенного гондурасского президента подали его коллеги из соседних стран — президент Венесуэлы Уго Чавес и глава Боливии Эво Моралес. Первый, напомним, уже успел «протащить» у себя в стране подобный же референдум, а второй опробовал этот способ, меняя Конституцию по другому поводу — речь шла о национализации нефтедобывающей промышленности. Оба заявили, что усматривают в гондурасском перевороте «руку Вашингтона».
Впрочем, было бы удивительно, если бы они этого не сделали: в последнее время все присяжные враги США, от полумифического Усамы бен Ладена до вполне реального Уго Чавеса, теряют почву под ногами. После того как Барак Обама освоил процесс торжественного нажатия на «кнопку перезагрузки отношений», всем им стало довольно сложно объяснять всяческие неурядицы и проблемы «происками США». Вот и на этот раз глава Белого дома отозвался на события в Гондурасе третьим в мире.
Он подчеркнул свою «глубочайшую озабоченность» развитием ситуации и присоединился к требованию Организации американских государств (ОАГ) о том, что обе стороны в этом конфликте должны «соблюдать демократические и правовые нормы». Возникшее напряжение и разногласия должны быть разрешены мирным путем и, как особо выделил Обама, «без малейшего воздействия извне».
ОАГ на своем внеочередном экстренном саммите осудила «гондурасский путч». От имени европейцев министр иностранных дел Чехии Ян Когут во время саммита ОБСЕ на греческом острове Корфу заявил, что «эта акция означает неприемлемое нарушение конституционного порядка в Гондурасе».
«Меня все больше беспокоит Гондурас»
Зелайя заявил, что собирается продолжить выполнять свои обязанности как ни в чем не бывало. 29 июня открывается конференция глав государств Центральной Америки, и президент Гондураса примет в ней участие. «Я по-прежнему остаюсь легитимным президентом страны, — подчеркнул Зелайя, — и поэтому немедленно отправляюсь в Никарагуа на эту встречу». Примечательно, что на пресс-конференцию, данную совместно с президентом Коста-Рики Оскаром Ариасом, Мануэль Зелайя демонстративно явился в пижаме: его, мол, вытащили прямо из постели и вышвырнули из страны. Он призвал гондурасцев начать кампанию ненасильственного сопротивления путчистам. «Народ Гондураса никогда не примет незаконное правительство», — заявил он.
Тем временем ситуация становится все напряженнее. Супруга никарагуанского президента Даниэля Ортеги, Росария Мурилло, исполняющая обязанности пресс-секретаря своего мужа, заявила, что в Гондурасе были похищены послы Никарагуа, Кубы и Венесуэлы, которые находились с визитом в резиденции министра иностранных дел Гондураса, Патрисии Родас. Последняя также была арестована и, по непроверенным данным, на вертолете вывезена за пределы страны.
Латиноамериканский информационный телеканал Telesur сообщил, что упомянутых дипломатов высокого ранга не похищали, а попросту избили под горячую руку и вышвырнули из резиденции главы гондурасского МИДа. Это подтвердил и Уго Чавес, причем, согласуясь со своей задиристой натурой, пригрозил заступиться за избитого посла своей страны силой оружия. Вряд ли, конечно, это осуществимо в реальности: Гондурас граничит с Никарагуа, Гватемалой и Сальвадором, а с Венесуэлой у него общей границы нет — но кто его, Чавеса, знает...
Как бы там ни было, в данный момент Гондурас все больше и больше беспокоит весь мир. И так же, как в анекдоте, мир, наверное, вспомнил совет: не надо расчесывать Гондурас. Тогда, может, сам заживет.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий