22.06.2009

Накроет ли ОДКБ волна дезинтеграции?


Автор: Александр КАРАВАЕВ, заместитель генерального директора ИАЦ МГУ

Рядом скандалов между ближайшими союзниками ознаменовался этот политический сезон на пространстве бывшего СССР. Они бумерангом отразились на многих интеграционных проектах, в том числе сказались на результатах последнего саммита ОДКБ, в задачу которого входила мобилизация партнеров в систему КСОР.
More...
Первый нехороший «звонок», указывающий Кремлю на трудности в очередном, но исключительно важном саммите ОДКБ, прозвучал не из Минска, а из Ташкента.

На волне мощного пиара перед саммитом (в российских СМИ появилась серия объемных материалов о позитивных результатах интенсивной полугодовой работы военных и дипломатов в вопросе согласования КСОР) Узбекистан, один из ключевых участников организации, выдвинул два условия, фактически оставляющих его за бортом формирования этих сил. Позиция Узбекистана, в принципе, не новость. В стиле Каримова вести настолько консервативную внешнюю политику, что скоро в этой осторожности он превзойдет и нового туркменского лидера, столь же не склонного к быстрым переменам и региональным альянсам.

Все — «за», лишь некоторые против

Условия, на которых настаивает Ташкент в отношении ОДКБ, ранее уже становились камнем преткновения в военной интеграции вокруг России. Речь идет о порядке применения подразделений КСОР. Ташкент и Минск настаивают, что их участие в оперативных силах может быть только в той части, которая не противоречит национальному законодательству. Ташкент обратил внимание и на режим временного применения соглашения по КСОР, который позволяет начать текущую работу по формированию подразделений до ратификации соглашения парламентами стран-участников ОДКБ. Очевидно, что Ташкент не желает в этом участвовать. По сути, он ведет речь об отказе участвовать в военных операциях и очень ограниченно — в миротворческих, и то только после принятия соответствующего указа или законодательного акта парламентом Узбекистана.

Между тем Москва и Астана готовы пойти на реальное ускорение темпов работы по формированию КСОР. Получится ли воплотить в жизнь эти планы, если остальные участники, согласные с позицией Узбекистана, заметно отстанут и превратятся в обузу? И если на Узбекистан Кремль, видимо, перестал делать серьезную ставку, то обострение конфликта, например, с Белоруссией, поставит под удар те линии совместной безопасности, которые уже наработаны: координация комплексов ПРО, стратегической ПВО, производство техники (Белоруссия производит колесные тягачи для «Тополь-М» и шасси для оперативно-тактических комплексов).

Углубление российско-белорусского политического конфликта (речь идет о позиции Минска в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии, развитии отношений с ЕС) возобновило старые финансовые и бизнес-трения, которые, безусловно, отразятся на сфере безопасности и в итоге дадут плачевные результаты как режиму в Минске, так и Москве. Союзнические связи, российские дотации и взаимная кооперация двух стран настолько сильны, что крах этих связей будет равносилен отскоку в 1991—1992 годы. Очевидно также, что конфликт Минска и Москвы будет блокировать дальнейшее коалиционное строительство в рамках ОДКБ.

Еще очень важный момент: Ташкент настаивает на запрете привлечения подразделений КСОР для разрешения конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В более широком смысле об этом не раз говорил и президент Лукашенко, но в отношении всего СНГ. Официальная позиция Минска сводится к тому, что ни один белорусский солдат не будет принимать участие в конфликтах за пределами страны. Более того, Минск ни разу не посылал своих военнослужащих (а иногда не было и наблюдателей) на оперативно-тактические учения, проводимые в рамках ОДКБ в Центральной Азии. Во всяком случае, на память приходят лишь одни штабные учения объединенной ПВО СНГ, где участвовали белорусские специалисты совместно с казахскими.

В целом позиция партнеров по ОДКБ солидарна с позицией Лукашенко относительно применения сил в СНГ — ни в коем случае не воевать. Причем если вспомнить реакцию на августовскую войну прошлого года, участники организации были не готовы оказать России даже уверенную дипломатическую солидарность.

Подобная индифферентность в поддержке союзников заставляет задуматься об эффективности организации другого участника ОДКБ — Армению, которая рассчитывает свои риски в конфликте с Азербайджаном за Карабах именно с учетом своего участия в ОДКБ. Накануне саммита генсек ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что «Армения настаивает на установлении более конкретных сроков готовности КСОР». Понятно, что Еревану необходима ясность в надежности военной поддержки, учитывая рост военного потенциала Баку. Парадокс заключается в том, что сотрудничество с НАТО для Армении может оказаться более эффективной страховкой от возможности военного решения конфликта со стороны Азербайджана, поскольку способов воздействия на Баку у НАТО на порядок больше, чем у ОДКБ.

Таким образом, партнеры по ОДКБ, пусть с рядом оговорок, но в целом не против принимать участие в создании коллективных сил оперативного реагирования на своей территории, с большими оговорками готовы принимать участие в учениях, но абсолютно не готовы к ситуации реального военного применения этих сил.

Учитывая эти конфликтные реалии, в ОДКБ прорабатывают варианты координации применения сил в иных направлениях (контроль наркотрафика, антитеррор, ликвидация природных катастроф). Известно, что на московском саммите обсуждалось предложение включить в состав КСОР отряды спецназначения МВД. Кроме того, предварительно согласовано подключение к КСОР подразделений спецназа органов госбезопасности, которые нужны на случай проведения совместной антитеррористической операции. Есть предложения по спасательным подразделениям МЧС (Россия предлагает включить отряд «Лидер»).

Подобный вектор развития ОДКБ все больше обсуждается среди экспертов совета организации. Есть мнение, что если ОДКБ пойдет по линии усиления специальных гражданских сил, то сотрудничество с такой организацией может стать интересным большему кругу стран (например, Азербайджану и даже Украине).

Стиль политики Византии не к лицу ОДКБ

Впрочем, анализируя и подводя промежуточный баланс сил в ОДКБ, нельзя не упомянуть об общих проблемах интеграции на постсоветском пространстве. Как мы помним, разговоры об усилении позиций России в СНГ ведутся давно. Тем не менее, кардинальный разворот в сторону постсоветского пространства обнаружился в августе-сентябре прошлого года. Война с Грузией стала хорошим способом уточнения клуба союзников и исходных позиций, ожидалось, что далее Россия включит более сложные методы развития и продвижения своих интересов в СНГ. Но никто не мог тогда поручиться за успешность этого «возвращения», хотя все условия для этого были.

То есть казалось, что все складывается вполне удачно для России. После признания независимости Абхазии и Южной Осетии было эффективное давление на киргизское правительство с целью закрытия американской базы в Манасе. Были получены более вразумительные и обнадеживающие сигналы из Вашингтона относительно ПРО в Чехии и Польше. Иными словами, Россия получила больше шансов на реализацию эффективной интеграционной политики на прирубежном пространстве СНГ. Но почему не смогла реализовать?

Единственный более-менее вразумительный ответ на этот вопрос можно найти, если внимательно присмотреться к способам реализации политики внутри пространства СНГ. Именно к способам, потому как механизмы для реализации политики так и не сформированы. Все отдано на откуп личным договоренностям между президентами в так называемом «византийском стиле». А этот стиль по своей природе предполагает очень сильные и «неожиданные» конфликты.

Есть ли рецепты, как избавиться от этого изъяна во внешней политике? Есть — правда, выбор невелик. Необходимо либо еще больше ужаться, сосредоточившись на двусторонних отношениях, либо забыть порочную практику личных договоренностей, что подразумевает создание институтов очень высокого уровня ответственности. Не секретариатов и специальных органов, а авторитетных респектабельных институтов, руководители которых будут отвечать не за административные вопросы своих организаций, но являться фигурами первой величины в принятии общеполитических и макроэкономических решений внутри своих стран. Другой вопрос — возможно ли подобное, поскольку чтобы создать подобные институты, потребуется кардинальная перестройка командно-административных отношений внутри вертикали власти, и не только в России.

До тех же пор, пока воля президентов будет довлеть над институтами, конфликты будут продолжаться и впредь, без всякой уверенности в том, что будущее снимет их остроту — придут новые лидеры и принесут новые конфликты. Поэтому на данном этапе в ЕврАзЭС и в ОДКБ долгосрочное планирование невозможно. Слишком много в них личного.

«Правильные» и «неправильные»


Автор: Сергей ДУВАНОВ

В среду, 17 июня, в информационном выпуске «Радио 31» прошла информация о состоявшемся в Алматы форуме «За свободный Интернет». Поведав о сути проблемы, возникшей в результате готовящегося принятия проекта закона, нацеленного на регулирование Интернета, и вкратце рассказав о ходе самого форума, диктор в завершение бодро сообщила, что участники форума высказались о необходимости совместной работы с правительством по регулированию Интернета.
More...
Как непосредственный участник этого форума, был просто ошарашен. Дело в том, что главной темой форума было как раз наоборот — не допустить регулирования Интернета в том варианте, в каком это предлагает власть. Общий лейтмотив принятой форумом декларация — всемерно противостоять принятию указанного законопроекта как противоречащего принципам свободы и демократии. Ни о каком сотрудничестве с правительством в деле регулирования Интернета там нет и речи. Откуда эта откровенная дезинформация? На мой взгляд, возможны два варианта объяснения.

Ошибка или провокация?

Первый — это недостаточный профессионализм журналистов. Присутствующий на мероприятии журналист просто, что называется, не понял проблему до конца. Записал отдельные высказывания (а в ходе дискуссии звучали разные), а потом выбрал что-то, что больше понравилось. Так бывает, когда нет четкого понимания проблемы, и тогда немудрено за деревьями не увидеть леса.

Другой вариант — это та самая пресловутая внутренняя цензура. Когда редактор сидит с ножовкой и отпиливает у материалов все острые углы, за которые могут зацепиться во властных коридорах. Чтобы не обвинили в оппозиционности и нелояльности к власти.

Конечно, указанный форум вряд ли претендует на нелояльность к власти как таковой и уж тем более на оппозиционность. Так, пощипали немного правительство за их законопроект, назвали это маразмом, дикостью, отступлением от принципов демократии, обвинили в противоречии Конституции и нормам международного права. Никто не призывал отправить правительство в отставку, организовать акцию гражданского неповиновения или марш протеста. Никто не требовал включить в резолюцию пункт о недоверии действующему президенту. Все, повторяю, прошло довольно незлобиво и вряд ли кого могло зацепить.

Но тем не менее, видимо, кто-то в редакции «Радио 31» решил сгладить излишнюю угловатость форума и придать ему прилизанный, компромиссный характер. Да, мол, волнуется интернет-сообщество, не нравится ему правительственный законопроект, поэтому предлагает сесть за общий стол и вместе подумать, как регулировать Интернет.

Вроде все верно — на самом деле журналисты, правозащитники, НПО предлагают властям диалог по данной теме. Но принципиальным является то, что в этих предложениях нет и слова о регулировании Интернета, речь идет как раз об обратном — о недопустимости этого. Не нужно прятать суть за словами. Сегодня власть — за регулирование Интернета, журналисты — против. Здесь конфликт интересов. И в контексте этого конфликта заявление о том, что журналисты готовы сотрудничать с властью в деле регулирования Интернета, — мягко говоря, провокационно по своей сути.

Вообще, «ошибка» «Радио 31» сама по себе очень симптоматична. Она показывает о наличии двух принципиально разных подходов в среде журналистов и интернет-провайдеров. На форуме это отчетливо прозвучало. Кое-кто из выступавших призывал не драматизировать ситуацию: мол, не так страшен закон как его малюют. Дескать, не смогут власти мониторить весь Интернет, сил не хватит. На что тут же прозвучало возражение, что власти и не собираются устраивать тотальную проверку всего Интернета. Им достаточно контролировать материалы на 5 — 6 имеющихся общественно-политических сайтах. Ведь законопроект и направлен против этих «неправильных» сайтов.

Аргументация от «делающих дело»

Тему «правильных» и «неправильных» сайтов, возможно, сам того не желая, актуализировал известный веб-издатель Александр Ляхов, который поставил под сомнение «нездоровый ажиотаж», вызванный инициаторами кампании «За свободный Интернет». Общему мнению собравшихся в зале, что в таком виде закон принимать нельзя, г-н Ляхов противопоставил свое видение проблемы.

По его мнению, регулирование Интернета необходимо и закон нужно принимать, хотя и не мешало бы уточнить кое-какие детали. В обоснование необходимости регулирования Интернета он привел три аргумента. Эта аргументация заслуживает особого внимания.

Аргумент первый — это то, что Интернет перестал быть саморегулируемым пространством, дескать, там давно уже существуют юридические нормы, определяющие ответственность. Правда, при этом Александр забыл сказать, что только в откровенно диктаторских режимах регулируется контент интренет-ресурсов. Именно это и предлагает делать новый закон, защищаемый г-ном Ляховым. Означает ли это, что у нас должно стать так же, как в Северной Корее и Китае?

Второй аргумент — из серии откровенно верноподданнических. Звучит примерно так: если кому-то не нравится закон — это не повод его критиковать. Видимо, нужно понимать так: власти знают что делают, а наше с вами дело — подчиняться.

И, наконец, третий аргумент в пользу контроля над Интернетом — дескать, не следует полагаться на заграничный опыт. Согласитесь, знакомая песня про то, что Запад нам не указ, что, мол, мы сами с усами и поэтому должны решать, как нам жить, сами. Казалось бы, вот и жили бы без всех этих западных штучек — компьютеров и Интернета, парламента и всяких там демократических свобод. Однако нет, не уберег Бог, заимствовали. Неужели кто-то жалеет?

Приведенная аргументация вряд ли может кого-то убедить в необходимости регулировать Интернет в Казахстане. Но зато позволяет понять, что стоит за этой позицией.

«Либо мы политикой, либо она нами»


То, чем занимается сам г-н Ляхов, — это редактирование принципиально аполитичного сайта. Принимаемый же закон, как мы уже сказали, является целевым и принимается исключительно для общественно-политических сайтов, позиционирующих себя как независимые. То есть закон изначально ни к сайту г-на Ляхова, ни к подобным «правильным» ресурсам не имеет никакого отношения. Они вне политики, а значит, этот закон не про них.

Конечно, сайт г-на Ляхова тоже независимый, но эту независимость нужно понимать прежде всего как независимость от гражданской позиции и независимость от происходящего в стране. Такая независимость в Казахстане официозом не только не преследуется, но и, напротив, всемерно одобряется и приветствуется.

Никто не говорит, что «правильные» сайты не нужны. Если есть спрос, должно быть предложение. А спрос на такие сайты, скорее всего, всегда будет выше спроса на общественно-политические ресурсы. Но уровень популярности не может быть объективным показателем общественной значимости сайтов. Потому что в этом случае мы будем вынуждены признать, что самыми значимыми являются порносайты.

Разговор о другом — о том, что «неправильные» сайты играют принципиально иную роль. Главное, что они делают — промывают людям мозги, делают их граждански ответственными, вовлекают в политическую жизнь страны, то есть превращают пользователей в граждан с большой буквы. Согласитесь, что в наших специфичных условиях «авторитарной демократии» это гораздо больше, чем просто информировать, просвещать или создавать условия для общения. Это принципиально другой уровень предназначения. И с гордостью заявлять, что мы «дело делаем», а не политикой занимаемся, это значит просто не дорасти до понимания важности политического участия в жизни страны, не созреть до гражданского восприятия окружающего, не научиться видеть в своих поступках иную значимость, кроме своей шкурной.

По большому счету тем, что ты далек от политики, не гордиться нужно, а стыдиться. Это же проявление твоей гражданской никчемности и бесполезности. Чем тут гордиться? Тем, что ты квартирант? Отечественный гастарбайтер? Я знал много людей, которые гордились тем, что они далеки от политики. Но их это не спасло. Приходило время, и политика сама начинала заниматься ими.

Помнится, мой хороший друг Серик Медетбеков говаривал: мол, бросай ты это грязное дело, Серега! Займись делом, открой бизнес. И очень гордился тем, что сам вне политики. Где теперь его первая в Казахстане профессиональная студия по производству мультфильмов? Где его «Радио РИК»? Где сам Серик? Все отобрали, пришлось даже уехать из страны.

Или более свежий пример. Скажите, думал ли Джакишев и его помощники, что окажутся в центре громкого политического скандала? Да никогда! Свято верили, что их это не коснется, потому что целенаправленно избегали политики, а «делали дело». Причем делали неплохо. Ну и что? Где теперь их дело и где они?

И таких примеров много, и с каждым днем их становится больше. Потому что если долго не заниматься политикой, то обязательно наступит время, когда политика займется тобой. Это аксиома.

Либо самообман, либо... вранье

Понимают ли это люди, гордящиеся своей аполитичностью? Вряд ли. Просветление наступает, как правило, только тогда, когда политика стучит в дверь. А пока это не случилось, для них нет режима личной власти, нет преступлений этой власти, нет тотальной коррупции, нет зажима прав и свобод — они этого просто не хотят видеть. Зачем? У них у каждого свое дело, которым они гордятся, и порой небезосновательно. Это, как они считают, дает им право бросать всем остальным упреки в том, что, вместо того чтобы «делать дело», те митингуют, создают нездоровый ажиотаж — одним словом, занимаются не тем чем нужно.

Если они, скажем, редактируют интернет-сайты, то это обязательно «правильные» сайты, которые избегают политики, как черт ладана. Хотя, будучи высокообразованными и неглупыми людьми, они прекрасно понимают, что именно политика — это то, что определяет происходящее в стране и будущее этой страны.

Я даже думаю, что в глубине души они признают, что занятие политикой — дело куда более серьезное и важное для страны, застрявшей где-то между прошлым и настоящим, чем та бытовуха, развлекуха и просветительство, которыми они занимаются на своих сайтах. Потому что в нашей стране политика — это не только Назарбаев и его отношения с бывшим зятем, но и продажные суды, и бездарное правительство, и откровенно смешной парламент, и несерьезная оппозиция, и преследуемая пресса, и зомбированный народ. Но об этом ни-ни.

На это у них табу. И не столько потому, что они боятся об этом писать, — умные люди могут писать и о политике, не гневя власть. Скажем, как это делает газета «Время». У людей вне политики тут, скорее, другое. Просто внутренне, так сказать, психологически они не имеют претензий к этой власти. Она им не мешает жить, а они ей не мешают править. Поэтому касаться информации, которая заведомо не в пользу этой власти, им не с руки. В этом случае нужно либо врать — и тогда открыто оказаться на стороне этой власти, либо писать правду — и, значит, с ней поссориться. Поэтому им удобнее позиционировать себя «над схваткой»: мол, этим грязным делом (политикой) не занимаемся, мы «дело делаем».

В лучшем случае это самообман, в худшем — сознательное вранье! На самом деле идеологически люди, гордящиеся своей аполитичностью, во все времена были на стороне власти. И неспроста они сегодня за регулирование Интернета. Для этих людей, как и для нашей власти, все эти «бархатные революции» в Грузии, Украине, нынешние события в Молдове — безусловное зло. Оппозиция для них по определению продажная, так как подпевает Западу, как, впрочем, и НПО, финансируемые западными фондами. Для всех, кто «над схваткой», Запад по определению идеологический враг и насаждаемая им демократия — это не более чем стремление задержать нас в развитии, а то и того хуже — ограбить и закабалить. Таких «аполитичных» нынче пол-России, да и в Казахстане не меньше.

Что делать, наследие холодной войны плюс рецидив имперского мышления. Естественно, с такой идеологической начинкой им ближе нынешняя власть, чем демократы из оппозиции, тащащие в страну чуждые им западные ценности. Им хорошо и при этом режиме, и они, прикрываясь нейтральностью и аполитичностью, на самом деле поддерживают самые мракобесные проекты власти. Вот это «дело делают» они действительно хорошо.

Суперкомпьютером по кризису


Автор: Ксения БОНДАЛ, Валерия МИНГОВА

Информационно-аналитический портал «Республика» продолжает публиковать материалы в рубрику «Фигура недели». На этот раз нас удивило заявление главы МВФ Доминика Стросс-Кана о том, что в условиях продолжающегося кризиса еще рано говорить о посткризисном развитии в Казахстане, и предложение президента России Дмитрия Медведева разделить экономику на пять приоритетных направлений.
More...
Пик кризиса еще не пройден?

Фигурой прошлой недели по праву можно назвать главу Международного валютного фонда (МВФ) Доминика Стросс-Кана. В ходе визита в Казахстан он заявил, что в условиях продолжающегося кризиса еще рано говорить о посткризисном развитии.
- Кризис еще не закончился и еще многое предстоит сделать, чтобы произошел экономический подъем в первой половине 2010 года, — отметил он. — Говорить о посткризисном развитии еще слишком рано, надо сначала выйти из кризиса.

На этом фоне несколько преждевременно звучат заявления с самых высоких трибун, что правительству удалось стабилизировать ситуацию в финансовом секторе и оживить экономику страны.
- Есть возможность по итогам первого полугодия выровнять экономику и не допустить спада темпов роста, — уверенно заявил президент Нурсултан Назарбаев на совещании Совета иностранных инвесторов в конце позапрошлой недели. — Из месяца в месяц темпы не ухудшаются, а улучшаются. Финансовый сектор стабилизировался, малый и средний бизнес получил выделенные средства и начал работать, строительство оживилось по всей стране, и дольщики начали получать квартиры.

И хотя до последнего времени внешний фон — рост фондовых индексов, стремительный взлет цен на нефть и цветные металлы — поддерживал оптимизм казахстанских властей, эксперты не исключают вероятности новой волны кризиса.

Например, директор департамента анализа и управления рисками АО «Тенгри- Финанс» Бауыржан Тулепов считает реальным наступление третьей волны кризиса.
- Сейчас план «Альянс Банка» по реструктуризации долгов находится на обсуждении инвесторов, окончательного решения по нему еще не принято. Если инвесторы откажутся от этого плана, «Альянс» будут банкротить. И я думаю, что такая же участь ожидает и «БТА Банк»,— прогнозирует он.

По оценкам аналитика, банкротство двух этих банков станет «большим стрессом для страны», в результате чего поддержание кредитования экономики уйдет на второй план, а на первый выйдет проблема стабилизации финансового сектора.
- Скорее всего, это приведет к оттоку депозитов, что является самым большим риском для финсектора и экономики страны. И в этой ситуации под ударом могут оказаться не только проблемные банки, но и те, которые считались стабильными, например «Казкоммерцбанк» и «Народный банк». Вот эти события могут спровоцировать еще одну волну кризиса, — заключил эксперт.

Медведев озадачен созданием суперкомпьютеров

Фигурой ушедшей недели в России стал президент Дмитрий Медведев, в очередной раз заявивший о необходимости модернизации российской экономики. Глава государства в этот раз выделил пять приоритетных направлений развития посткризисной экономики. Это энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров.

- Необходимо без промедления и, к сожалению, как всегда, в ручном режиме начать модернизацию, — цитирует г-на Медведева «Российская газета».

По решению президента, в рамках комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, созданной еще 15 мая этого года, будет функционировать пять рабочих групп соответственно приоритетным направлениям. Помощник президента России Аркадий Дворкович отметил, что состав групп будет определен в течение 10 дней, а руководители групп будут утверждены в начале июля, сообщает Интерфакс. Комиссия планирует проводить заседания ежемесячно.

Эксперты оценили инициативу президента положительно. Известно, что г-н Медведев давно уже делает ставку на инновационное развитие и последние шаги — как раз тому подтверждение.

Помимо всего прочего, глава государства выразил надежду, что бизнес и научная среда тоже будут принимать активное участие в разработке новой модели экономики.

Коррупция равна убийству?


Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ

Партия «Нур Отан» предложила приравнять хищение госсредств в особо крупном размере к тяжким преступлениям, а самих преступников пожизненно лишать свободы. Однако казахстанские эксперты встретили эту идею с большой долей скепсиса. Одни назвали ее популизмом, другие предположили, что соответствующая поправка может быть принята «под кого-то».
More...
Одновременно с инициативой обязать всех госслужащих носить нагрудный знак «Я против коррупции» нуротановцы предлагают внести поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие пожизненное лишение свободы виновных в хищениях государственных средств в особо крупных размерах. Данная мера, по мнению руководителя экспертной комиссии при республиканском общественном совете по борьбе с коррупцией партии «Нур Отан» Мирбулата Кунбаева, станет «мощным сдерживающим фактором для коррупционеров всех мастей».

Но возникает резонный вопрос: а будет ли толк от ужесточения наказания? И не предпринимается ли это специально наспех, чтобы успеть до начала громких судебных процессов?

Велосипед от «Нур Отана»

Инициатива партии «Нур Отан», по мнению директора Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, в принципе не соответствует общей концепции гуманизации. Воровать будут, как раньше. Зато придется вспомнить и о факторе судебной ошибки, который исключить нельзя, и о том, что у нас принято делать «козлов отпущения».

- В Китае вообще смертная казнь за это предусмотрена, но от этого коррупция не снижается, — продолжил директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис. — Это не лучший способ, усиление санкции не ведет к решению.

Поэтому вопрос, на его взгляд, должен состоять не в суровости наказания, а в его соразмерности. И первым критерием здесь является самое тяжкое преступление — посягательство на жизнь.

- Когда речь идет о деньгах, нужно бороться с коррупцией. Наказание должно быть суровое, но главное — борьба с безнаказанностью, — подчеркнул правозащитник.

Жестокость наказания, может быть, и необходима, но учитывая, какое количество людей у нас расхищают госсредства, пожизненный срок, по расчетам исполнительного директора общественного фонда «Транспаренси Казахстан» Сергея Злотникова, должны получить очень многие. Он солидарен с г-ном Жовтисом в том, что наказание должно быть неотвратимым, и предложил поставить во главу угла возвращение похищенных средств.

- Уголовный кодекс, в принципе, — это не самый лучший инструмент, — уверен эксперт. — Другое дело, что наказание должно быть, но чтобы оно было пожизненно — нет. Ну можно еще и расстрел предложить!

- Никогда пожизненное лишение свободы, — уверена директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова, — не являлось сдерживающим фактором для коррупционных преступлений. У нас пожизненное лишение свободы применяется в качестве альтернативы смертной казни. И я бы посоветовала первому заместителю партии «Нур Отан», а также всем его чиновникам не изобретать велосипед и не призывать к ужесточению наказания в некоторых сферах.

Бренд популизма

Партия «Нур Отан» преследует две цели: с одной стороны, показаться перед народом борцами с коррупцией, а с другой — срезать под корень неугодных крупных олигархов или политиков. В этом убежден председатель республиканского движения «Улт тагдыры» Дос Кошим, который считает заявление провластной партии просто имиджевым:

- Они хотят показать себя справедливыми. Это, так сказать, реноме для политической партии, потому что все коррупционеры, которых поймали и, возможно, еще поймают, — нуротановцы. В этом самый интересный парадокс. Но это самый обычный популизм.

Политолог высказался против вообще каких-то сезонных кампаний борьбы с коррупцией.

- Мне кажется, у нуротановцев больше ничего иного нет, за что бы, как говорится, взяться. И поэтому им нужны такие громкие кампании, какие-то начинания вроде борьбы с коррупцией, — пояснил Дос Кошим.

А вот главный редактор журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев считает инициативу правящей партии одним из последствий огромного снежного кома, который сформировался несколько месяцев назад. Таким образом представители правящей политической партии стараются проявлять самые различные инициативы в борьбе с этим явлением.

- Идет серьезный тренд — борьба с коррупцией. Но что в него «забивается» — тут можно приложить очень много домыслов и фактов — от борьбы с политическими противниками до действительного наведения порядка в госаппарате.

Тем не менее политолог связывает это с тем, что бороться с коррупцией сегодня стало модно. А сам факт того, что предложение это прозвучало, уже показателен.

Крупной рыбе не до себя

Общественный деятель Жасарал Куанышалин предположил, что идея пропрезидентской партии имеет цель быть реализованной к началу громких судебных процессов в стране. По его убеждению, вся эта шумиха вокруг борьбы с коррупцией по сути своей является просто спектаклем.

- Откуда это было все инсценировано? — задался он вопросом и сам же попытался ответить на него. — Вся система, режим личной власти построен на коррупции. Поэтому все эти «телодвижения» — это чистейшая имитация борьбы. И, как результат этой имитации, — межклановые и прочие разборки, в которых жертвами становятся, говоря по совести, неудобные для этого режима люди, а не самые коррумпированные.

Исходящие из «Ак орды» сигналы обращены, по его мнению, в сторону тех, кто все еще «питает какие-то иллюзии касательно своего места в этом режиме».

- Эти люди полагают, что представляют собой какие-то фигуры, что они что-то могут самостоятельно что-то решать и так далее. А мы видим, чем это для них кончается. Собственно эта кампания началась с экс-главы «Казахстан темiр жолы» Жаксыбека Кулекеева. Его открыто обвинили в коррупции, подставили его, а дальше уже механизм раскрутился. Это было тоже сделано по указке сверху затем, чтобы поставить всех на место, а не для того, чтобы искоренять коррупцию, — заявил г-н Куанышалин.

- Я боюсь, в этом случае у нас не останется практически никого их тех, кто сегодня у власти, — предположила заместитель председателя демократической партии Казахстана «Ак жол» Людмила Жуланова. — У нас, к сожалению, сегодня закон только для избранных. Поэтому, как правило, либо неугодные попадают под действие закона, либо мелкая сошка. А те, кто является истинными коррупционерами, продолжают руководить страной.

Самое печальное, по ее мнению, заключается в том, что рядовые казахстанцы спокойно «проглатывают» официальные версии, как это было в случае с Жаксыбеком Кулекеевым.

- И сейчас они, конечно, не могут допустить, чтобы с Мухтаром Джакишевым и с Мухтаром Аблязовым получилось то, что с Кулекеевым. Вот сейчас стараются быстренько подвести, как раз под них и статью эту принять быстро. Крупную рыбу очень трудно поймать, потому что она сама себя ловить не будет, — заключила зампред «Ак жола».

Судья посоветовал прокурору «подумать»


Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Фото: Андрей ХАЛИН

Новые перспективы обозначились сегодня в деле фонда «Алем Арт» – возможно, здравый смысл все же восторжествует и прокуратура не станет взыскивать с благотворительной организации более 8 миллионов тенге, потраченных на искусство. Сегодня на предварительной беседе судья межрайонного экономического суда Алматы посоветовала прокурору отозвать иск и не лезть поперек батьки в пекло, указав, что проверка финансовой полиции в фонде еще не завершена. Представитель прокурора выглядел крайне растерянным и обещал внимательно изучить документы.
More...
22 июня в специализированном межрайонном экономическом суде г. Алматы состоялась предварительная беседа судьи Ахметшиевой М. со сторонами по иску прокуратуры Медеуского района о признании фонда «Алеем Арт» аффилированным с «БТА Банком» и возвращении фонду «Самрук-Казына» более 8 миллионов тенге, потраченных на искусство.

На беседу пришли президент фонда «Алем Арт» Данияр Шабдукаримов, его представитель в суде Сергей Уткин и представитель прокурора Медеуского района Даурен Мамутов. Кроме того, в зале, как выяснилось позже, присутствовал и представитель «БТА Банка», но сидел он скромно, не представился и ничего не сказал.

Со словом «вникнем» судья начала вслух читать исковое заявление прокурора, долго перечисляя все номера, даты и суммы договоров, которые истец просит признать недействительными. Потом г-жа Ахметшиева перешла к возражению фонда, зачитывая некоторые предложения по два раза, хотя документ был построен на простом доводе. По закону «Об акционерных обществах» акционер может оспаривать решения акционерного общества, но прокуратура оспаривает сделки, хотя подобного права акционерам не предоставлено.

- Прокурор обращает внимание на то обстоятельство, что АО «ФНБ «Самрук-Казына» владеет контрольным пакетом акций общества, — процитировала судья возражение, — однако закон не предоставляет права крупным акционерам такого дополнительного полномочия, как оспаривание в судебном порядке сделок, заключенных обществом, и взыскание убытков. Или у АО «ФНБ «Самрук-Казына» как акционера существуют какие-то особые полномочия? Прокурор не приводит ссылку на законодательство о таких полномочиях.

Если же исковое требование акционера о признании недействительными сделок с третьим лицом неправомерно, говорится в документе, то и требование о взыскании с третьего лица полученной денежной суммы также незаконно.

- Понятно, что истец просит взыскать сумму в свою пользу, а не в пользу общества, хотя в исковом заявлении это обстоятельство стыдливо умалчивается, — сделал акцент Срегей Уткин. — Но ведь согласно ст.36 ГК РК акционеры не имеют каких-либо вещных прав на имущество общества (в т.ч. денежные суммы). У акционеров существуют только обязательственные права, например право на получение дивидендов.

- Получается, что один акционер (АО «ФНБ «Самрук-Казына») намеревается с помощью прокуратуры и суда получить доход за счет других акционеров, у которых имеются точно такие же обязательственные права на имущество общества? — задался вопросом юрист.

Впрочем, вопрос остался без ответа, а судья попросила уточнить, куда тратились деньги и перед кем отчитывался глава фонда за их расход. Г-н Шабдукаримов ответил, что деньги тратились на целевые расходы — поддержку деятелей искусства, например фонды Чолпан Хаматовой, Бибигуль Тулегеновой, детские дома, школы, училища.

- А отчитывался я только перед своими учредителями и в суде должен отвечать, только если они подадут на меня иск, — дополнил он. — Сейчас у нас идет проверка финансовой полиции, КНБ, прокуратуры, и никаких фактов нарушения по тратам денег не выявлено, вызывались все получатели денег, подтвердившие получение.

- Что прокурор ответит на возражение? — спросила судья, но молодой представитель прокуратуры в замешательстве попросил время подготовиться.

- Конечно, подготовьтесь. Вообще, разберитесь, может, отзовете иск, будете думать? Как это деньги вернуть? Эти школы, детские дома уже их потратили, тогда нужно будет опять учинять иски, чтобы уже с них взыскивать? Вы как это исполнение видите? — наступала судья на представителя прокурора. — Почему опередили события и подали иск до завершения проверки? Хорошо подумайте.

- Я не сам иск готовил... сейчас только вник... я уточню...- оправдывался представитель прокуратуры Мамутов.

- Серьезно уточните, я понимаю, что вы работу выполняете, но выполняйте ее качественно. Это же смешно! Если комиссия там при проверке выявит нарушения, то сама примет какие-то меры, а вы зачем ее опережаете?

На этой ноте, собственно, и закончилась беседа. Такой настрой судьи, конечно, вселил в ответчиков надежду на справедливость. Следующая встреча сторон состоится 2 июля 2009 года.

Чиновников уволим, студентам поможем


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Правительство, вопреки просьбе депутатов, намерено сократить число госслужащих, заявил сегодня премьер-министр Карим Масимов на заседании парламентской фракции партии «Нур Отан». Несмотря на то что Казахстан, судя по докладу главы кабмина, почти победил кризис, «лишних» денег в стране все равно пока нет и, видимо, не предвидится. Но все обязательства депутатов пред избирателями Масимов все-таки пообещал исполнить.
More...
Накануне завершения парламентской сессии от заседания фракции ждали многого. В кулуарах делались прогнозы: мол, почта мажилисменов завалена гневными письмами избирателей, потерявших работу, не имеющих возможности платить кредиты за жилье или оплачивать обучение, поэтому народные избранники «живьем» премьера не отпустят и выскажут ему все, что думают о правительственной деятельности. Но, вопреки всем прогнозам, встреча исполнительной и представительной ветвей власти прошла вполне мирно и спокойно, в очень доброжелательной атмосфере.

Премьер-министр Карим Масимов, выступая с докладом, в очередной раз перечислил, какую огромную работу проделало правительство по борьбе с мировым экономическим кризисом. Антикризисная программа, «дорожная карта» да и текущая работа кабмина проходят под знаком «всеобщей борьбы с негативными явлениями кризиса». Результат, по мнению премьера, налицо — ситуация в стране стабильна.

- В мае текущего года наблюдалось сокращение темпов спада экономики, — признал он, но тут же с особым удовлетворением продолжил: — В отдельных сферах экономики имеет место рост. Производство сельхозпродукции за пять месяцев выросло более чем на 3%, инвестиции в основной капитал выросли на 7,4%, а в мае — на 10,8 %, рост реальных денежных доходов населения составил в апреле 4%, реальные заработные платы — 3%, общая численность работников выросла на — 3,4 %, создано свыше 100 тысяч новых рабочих мест. Уровень инфляции за пять месяцев составил 3,5%. Нам удалось избежать наихудшего экономического сценария и создать предпосылки для посткризисного развития.

Антикризисная программа и «дорожная карта» также получили от премьера положительную оценку: средства осваиваются, проекты реализуются, в общем — результаты есть, причем положительные.

Правда, несколько иная точка зрения оказалась у председателя комиссии по контролю за расходованием средств, выделенных на антикризисную программу, депутата Мажилиса Гульжаны Карагусовой. По ее оценке, темпы освоения банками средств, выделенных из бюджета на антикризисную программу, далеки от совершенства: «БТА Банком» не освоено 39,8% выделенных средств, «Казкоммерцбанком» — 63,9% , «Народным банком» — 50,6%, «Альянс Банком» — 71,9 %. В этой связи депутат предложила премьеру заняться выявлением причин такого отставания.

Отдельного внимания удостоилась программа поддержки дольщиков — через рефинансирование ранее выданных ипотечных займов. Длительное согласование условий и затянувшееся рассмотрение документов по этой программе привело к тому, что многие дольщики до сих пор не могут рефинансировать свои кредиты.

- На 1 июня 2009 года, по нашим сведениям, на рассмотрение в банках находится порядка 18 тысяч заявлений по рефинансированию ипотечных кредитов, — заявила Карагусова. — В связи с этим мы считаем возможным продлить срок действия данной программы не до 1 июля, потому что явно не успевают, а до конца этого года.

Предложения депутатов о продлении программ рефинансирования премьер не комментировал. А вот на идею о пересмотре условий по программе студенческого кредитования глава правительства отреагировал так:

- Если сегодня будет рекомендация парламентской фракции «Нур Отана» по этому вопросу, мы готовы пересмотреть условия в соответствии с теми рекомендациями, которые были высказаны.

Не нашло правительственной поддержки предложение депутатов об отмене моратория на прием на госслужбу. Наоборот, премьер заявил, что численность госслужащих в стране будет сокращаться.

- Сейчас есть на рассмотрении постановление правительства о достаточно масштабном сокращении внутри государственной службы, — ошарашил он депутатов. — Мы вакантные должности все уберем и часть некоторых людей тоже сократим.

Глава правительства пояснил, что кризис влияет на всех, не только частников, поэтому и госорганам тоже придется «ужаться» в штатах. Тем более что уже становится очевидно — увеличивать в ближайшее время бюджетные расходы, особенно на содержание госаппарата, это слишком большая роскошь для казны. Правительство сейчас работает над корректировкой трехлетнего республиканского бюджета и уже в сентябре представит парламенту уточненный документ. В основе всех изменений — незыблемый сегодня постулат: экономия и еще раз экономия.

- Текущие расходы мы оставляем на уровне 2009 года, то есть повышения текущих расходов не будет, — твердо заявил премьер. — Все социальные вопросы, с которыми партия «Нур Отан» пришла на выборы, — это будет исполнено. Остатки ресурсов, которые будут возникать, будут направлены на решение вопросов, связанных с индустриально-инновационным развитием.

...Пока Карим Масимов с парламентской трибуны вещал о достижениях, а Гульжана Карагусова озвучивала «некоторые проблемные вопросы», перед зданием парламента толпилось несколько десятков человек — членов общественной кампании «За достойное жилье!», которые пытались добиться встречи с народными избранниками. Люди принесли парламенту свое обращение с целым пакетом не только требований, но и предложений по решению проблем дольщиков и ипотечников. Увы, в зале заседаний Мажилиса о них не особенно вспоминали.

Войска НАТО пойдут в народ


Автор: Ахмед ДУРАНИ

«Новая стратегия США в Афганистане – это прежде всего совместные действия стран – участниц операции «Несокрушимая свобода» по восстановлению гражданских объектов в стране». Такое заявление сделал на днях министр обороны США Роберт Гейтс, представляя нового командующего войсками США в Афганистане Стэнли Кристела и его заместителя Дэвида Родригеса.
More...
Более того, как заметил Роберт Гейтс, Соединенные Штаты намерены помочь Кабулу в восстановлении боеспособности Национальной армии Афганистана, заняться подготовкой новых военных кадров, а также наладить работу правоохранительных органов.

В свою очередь генерал Кристел, приступив к своим обязанностям 15 июня, заметил, что, несмотря на то что в Афганистан отправлен дополнительный 23-тысячный контингент американских войск, США намерены наладить дружеские отношения с местным населением: «Мы приложим все наши усилия и возможности, чтобы уберечь мирное население Афганистана от потерь во время проведения наших военных операций. Наша задача — показать рядовым афганцам свои мирные намерения и убедить их в необходимости нашего присутствия в стране во имя их же безопасности. Только выполнив эту задачу, американская армия получит поддержку местного населения и в итоге добьется успеха».

Принцип «огонь на огонь», получивший свое развитие после событий 11 сентября 2001 года, не оправдал себя, считает генерал Кристел, а потому принято решение «не держать солдат в войсковых частях, а, напротив, отправить их в народ. Чтобы они, общаясь с местным населением, не только узнали обо всех его бедах и нуждах, но и, активно помогая ему в их решении, стали афганцам добрыми друзьями».

Вместе с тем новый главнокомандующий войсками США в Афганистане не стал скрывать, что подразделения миротворческих сил НАТО намерены увеличить число военных операций на юге страны, чтобы окончательно решить вопрос с талибами, которые получили подкрепление за счет вытесненных военными Пакистана боевиков из северных и северо-восточных провинций этой страны. По словам Стэнли Кристела, военный контингент США, взяв в свои руки командование войсками НАТО в 5 регионах страны, желает на деле продемонстрировать своим партнерам по наведению порядка в Афганистане новый подход в проведении военных операций.

Официальный Кабул положительно оценил новые инициативы США. В частности, представитель Министерства обороны Афганистана Захир Амиди отметил, что планы Соединенных Штатов в восстановлении Национальной армии страны и полиции, в подготовке новых военных кадров — полностью отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Интересно, что о своем желании участвовать в реализации новой стратегии США в Афганистане объявили и две бывшие республики Советского Союза — Грузия и Эстония. В частности Тбилиси пошлет в Афганистан роту своих военнослужащих, которые будут обеспечивать безопасность Кабула и его пригородов, а Таллинн уже в ближайшее время увеличит свой контингент еще на 150 человек. Кстати, в настоящий момент около 300 военных из Эстонии выполняют свою миротворческую миссию в самой неспокойной провинции Афганистана — Гельмент. Соответственно, с 2003 года эстонская армия потеряла трех своих военнослужащих, еще 30 человек были ранены.

«Дорожная карта» из крапленой колоды?


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Очередные «придорожные разборки» устроил премьер-министр на селекторном совещании в субботу. Хотя чиновники не устают декларировать успешность работы правительства по борьбе с экономическим кризисом, все с большей ясностью проявляется один из основных принципов работы наших топ-менеджеров в госуправлении.

More...
Привычка подбирать «хвосты», помноженная на народное «авось», превалирует даже в разработке важнейших государственных программ.

Нетрудно вспомнить, что антикризисная программа правительства при практической реализации наткнулась на факт, известный всем, работающим в реальном секторе экономики, но, как оказалось, доселе неизвестный в кабмине: трудности в оформлении документов для получения кредитов, дороговизна «сопутствующих» любому займу страховки и оценки, высокая стоимость самих кредитных ресурсов, несмотря на их бюджетное происхождение.

В итоге, уже начав внедрять в практику антикризисные меры, правительство вынуждено было буквально в пожарном режиме устранять существующие много лет препоны лишь для того, чтобы выделенные государством деньги дошли до конечного адресата — малого бизнеса и ипотечников. И, судя по всему, аналогичная ситуация ожидает и «дорожную карту», разработанную для реализации послания президента.

Напомним, что Нурсултан Назарбаев, выступая с посланием еще в марте, поручил правительству сосредоточиться на проблеме, о которой сам кабмин, разрабатывая антикризисную программу, почему-то не удосужился подумать, — занятости населения.

Было дано четкое поручение — разработать стратегию занятости и за счет работы на местах по ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, дорог местного значения, ремонта объектов социального значения создать порядка 350 тысяч рабочих мест. Необходимые средства президент нашел, и по логике работа должна была тут же закипеть.

Она и закипела, но, правда, по-своему. В «дорожной карте» оказалось предусмотрено создание лишь 250 тысяч рабочих мест. Средства нашлись в объеме 163 млрд тенге. Во всех регионах прошла ревизия по объемам работ на обозначенных президентом направлениях, разработаны и утверждены конкретные проекты (порядка 5 тысяч), деньги распределены по областям...

Недобор и пересчет

Нынешний субботний «селектор», посвященный мероприятиям «дорожной карты», показал: в очередной раз все пошло как-то «не совсем так». По данным, представленным ответственным секретарем Министерства труда и социальной защиты Тамарой Дюсеновой, по состоянию на 17 июня в регионах «запущены» 4436 проектов, или 92,9% к запланированному в рамках карты объему проектов.

Но, как оказалось, рабочих мест на этих проектах создано всего 137210, или 54% от того количества, которое правительство планировало изначально. И получается, что, просчитывая «дорожную карту», кабмин в своих расчетах по проектам и рабочим местам «ошибся» как минимум на 100 тысяч.

В разрезе направлений, по данным Минтруда, картина такова: на объектах ЖКХ количество созданных рабочих мест составляет 49,6% к запланированному объему, по дорожно-ремонтным работам — 37,8%, по социальной инфраструктуре — 64,2%, по объектам села — 65,1%.

Если смотреть картину по регионам, то бесспорными лидерами практически по всем направлениям стали Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области и Астана. Аутсайдеры — Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская области и Алматы.

Естественно, премьер-министр тут же призвал отстающих к ответу. Однако сами акимы областей с такой постановкой вопроса не согласились. Более того, глава Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов, в недавнем прошлом — сам член правительства, подробно объяснил, что, во-первых, благодаря принятым мерам не произошло большого, как ожидалось, сокращения рабочих на действующих предприятиях (фактически высвобождение составило лишь 1% от прогнозов), а во-вторых, все работы в регионе ведутся четко в соответствии с планом финансирования. Аналогична ситуация и в Кызылординской области, и в городе Алматы.

Услышав о несбывшихся пессимистических прогнозах по безработице, воодушевленный Карим Масимов тотчас поинтересовался:

- Я правильно вас понимаю, что вам деньги сейчас не нужны, поскольку проблем у вас нет с занятостью?

- Нет, — мгновенно отреагировал глава Западного Казахстана. — Деньги, Карим Кажимканович, нужны, и мы их осваиваем. Я могу сейчас перечислить, как идет у нас.

Подробное перечисление всех направлений, на которые направляются выделенные из бюджета средства, премьера не вдохновило и он вернулся к графику, представленному Министерством труда. Главы областей с критикой не соглашались, доказывая, что работают в установленных пределах, в полном объеме. А первый заместитель акима Алматы Маулен Мукашев даже «осмелился» привести логическое обоснование замедленных темпов по дорожно-ремонтным работам:

- У нас, действительно, на дорожных объектах сегодня 4758 человек — это фактические люди, которые работают на объектах, — признал он. — Но мы еще будем июль, август, сентябрь, октябрь работать. Потому что одновременно 300 улиц мы не можем закрыть в городе! Есть график работы, и по мере освоения графика мы будем и людей набирать.

- Вообще, никогда такого не было, — не сдержал возмущения первый вице-премьер Умирзак Шукеев. — Чтобы акимы оспаривали цифры, которые заранее готовятся?! Наверное, министерство собирало эти данные, какие-то ваши подчиненные, замы, департаменты подписывали. Если неточность — то там надо разбираться. Что нам лекции здесь читать? Вы можете там собрать своих и читать лекции. Надо сказать — вот эти цифры признаете или не признаете. Если признаете, то как будете исправлять, как будете форсировать работу? А что нам по полчаса здесь рассказывать?! Мне кажется, надо четче, посерьезнее подходить к докладам. Мы же здесь собрались все. Селектор — это дорогая связь! По полчаса читать лекции!..

Маулен Мукашев вновь попытался объяснить, что работа идет согласно графику финансирования, но гнева «сверху» уже было не сдержать.

- Как критиковать правительство — вы на первом месте! — негодовал Шукеев. — Вы своим делом займитесь! Своим делом!!! Сейчас там же работа должна кипеть на всех улицах, на объектах, школах, больницах.

Дискуссию волевым решением «свернул» премьер-министр, заявив: на «сдачу хвостов» у областей-аутсайдеров осталось 10 дней. В начале июля правительство будет подводить итоги полугодия, и уже там будут сделаны «определенные выводы».

- Всем надо ускориться, — с нажимом сказал Масимов. — Не отговариваться. Это же работа такая, конкретная, с живыми деньгами. Ничего откуда-то находить не надо, надо просто брать, работать и делать. Всем, каждому на своем участке. И за свою работу каждому надо будет отвечать. И ответит каждый.

Перестарались с подгоном?

Поставив «точку на объектах», премьер-министр перешел к другой не менее важной составляющей «дорожной карты» — увеличению казахстанского содержания в государственных закупках. Большинство тендеров уже завершились, поэтому вполне можно сделать соответствующие выводы.

Итоговую картину представил министр финансов Болат Жамишев. И вновь случилось уже привычное — не сошлись цифры. Даже в общих данных: так, у Минтруда, по данным на 17 июня, количество заключенных договоров составляло 4466. А у Минфина, по данным на 18 июня, — уже оказалось 5663 договора.

- Я не думаю, что за день было заключено 1200 договоров, — иронично заметил г-н Жамишев. — И получается, что перекрестный такой анализ говорит о том, что все-таки с отчетностью относительно выполнения мероприятий «дорожной карты» вопросы остаются.

Не сходятся сведения и по деньгам, поскольку области отчитались за договоры на общую сумму 153 млрд тенге. Но самое главное — весьма сомнительна информация по собственно казахстанскому содержанию. Как оказалось, некоторые регионы умудрились отчитаться за сто процентов made in KZ в госзакупках, что не могло не вызвать удивления даже в правительстве.

- Вряд ли по материалам на ремонт дорог, на ремонт школ, объектов ЖКХ можно в нашей стране обеспечить 100-процентное содержание, — скептически отметил глава Минфина.

Реплика Болата Жамишева вызвала легкие смешки в зале заседаний. Правда, усмешки вышли немного кривоватыми. Понятно, что столь очевидное и неприкрытое «замазывание глаз» и «подгонка под позитив», может быть, и хорошо скажется на официальной статистике, но очень плохо отразится на стране. Тем более что сегодняшняя экономическая ситуация, обостренная мировым кризисом, во многом своим критическим состоянием обязана именно вечному и ставшему уже привычным подгону под «красивые цифры».

Не надо нам умной «советчины»!

С данных о казахстанском содержании разговор перешел на поведение казахстанских производителей, традиционно по-своему трактующих любую ситуацию: как кризисный спад, так и ускоренный рост. Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко обратил внимание на то, что в стране начался резкий рост цен на строительные материалы — главную составляющую всех проектов «дорожной карты». В частности, очень сильно поднялась стоимость цемента — с 8 до 12 тысяч тенге за тонну.

- То есть пришли деньги на реальные объекты и стали дорожать строительные материалы, — четко обрисовал он ситуацию. — Цементники опять начали, извините, играть свою игру. Это плохо.

В ответ Умирзак Шукеев озвучил сразу несколько методов «борьбы со своими играми» — от просто убедительных разговоров и просьб до включения производителей цемента в подписанные акиматами меморандумы или вообще включения «цементников» в реестр монополистов.

Другой вице-премьер Ербол Орынбаев предложил «перспективный метод» — провести анализ по товарным группам и сделать четкий прогноз по необходимому объему товаров и отечественного, и импортного производства. Такой подход позволит увидеть и перспективные направления для расширения действующих и создания новых производств и даст «реальный сигнал» для малого и среднего бизнеса.

Столь активная, а главное — мгновенная генерация всевозможных идей вызвала скептическую усмешку у главы Агентства по защите конкуренции Мажита Есенбаева. Заметив, что внести всех производителей в реестр монополистов будет «не очень правильно», он не удержался от язвительного замечания:

- То, что цены пошли, — это же говорит о том, что экономика оздоравливается, этому же надо вообще радоваться! А не так вот, — и уже серьезно продолжил: — Еще хотел бы сказать по поводу отслеживания товарных рынков. Надо смотреть просто по балансу производства и потребления. И мы об этом говорили. Я вообще удивляюсь: когда «дорожную карту» составляли, в основе этот анализ должен был быть. А сейчас, когда реализация идет, говорить вдогонку о том, что нам необходимо проводить такой анализ и так далее... Если бы у нас был баланс производства и потребления и межотраслевой баланс, о котором мы давно говорили, то, наверное, сейчас таких вопросов не возникало бы.

- Что вы умничаете, честно говоря? — опять не сдержал эмоций Умирзак Шукеев. — Есть конкретный товар — цемент, и он растет в цене. Есть организации, которые за это мы сделали ответственными. Надо взять и принять меры! Какой межотраслевой баланс? Это был в Советском Союзе межотраслевой баланс. Где сейчас найдешь эти перекрестные коэффициенты? Это невозможно сейчас — составить межотраслевой баланс. Поэтому надо просто решить конкретную задачу. Можно так умничать еще целый день.

Неизвестно, как далеко зашла бы «умная дискуссия», если бы арбитром вновь не выступил премьер-министр. Прервав буквально на полуслове собравшегося ответить на выпад главу АЗК, Карим Масимов обрубил:

- Дискуссию закрываем. Надо взять и решить.

...Все озвученные в ходе «селектора» проблемные вопросы премьер поручил взять на контроль своим заместителям. Но основной (пусть и затронутый вскользь) вопрос так и повис в воздухе: как могло правительство, не имея четкой картины и точных прогнозов, разрабатывать такие серьезные документы? И не может не вызывать удивления, почему правительство, которое, как знают все приближенные к госструктурам люди, как раз и занимается подготовкой посланий президента, фактически оказалось не готово к реализации его поручений, потратив больше месяца на разработку некоего «обще-конкретного документа», а теперь еще и «дотягивает» свои же «хвосты».