20.09.2009
Газеты грузить – не иски подавать!
Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
Весь процесс ареста тиража газеты «Республика – деловое обозрение» журналисты зафиксировали на фото. Напомним, было это в ночь с четверга на пятницу в типографии «Время-Принт», куда пришли судоисполнители с определением Медеуского районного суда от 11 сентября о наложении ареста на имущество собственника, издателя и главного редактора издания.
More...
Само определение, как оказалось, было вынесено в обеспечение исполнения решения судьи Марата Максудова от 9 сентября о выплате газетой «в качестве возмещения морального вреда» 60 миллионов тенге в пользу «БТА Банка». Причем решение суда в силу еще не вступило, срок апелляции истекает только 24 сентября. То, что судебное определение об обеспечении вообще существует в природе, представители издания узнали прямо в типографии.
Судоисполнители появились в типографии прямо под выход номера. С некоторыми из них «республиканцы» встречались уже не раз: они «работали» с «Республикой» во время других процессов против издания.
На выезде из типографии дежурил сотрудник дорожной полиции, останавливая и проверяя документы у всех выезжавших из газетного цеха водителей. Видимо, чтобы ни один номер «запрещенной» газеты не вышел за пределы типографии.
Судебные исполнители долго не могли решить, что делать с более чем 17-тысячным тиражом газеты: нести на себе или вызывать машину.
Юрист Сергей Уткин задал прямой вопрос: «Что будете делать с тиражом?» И услышал в ответ, что тираж пойдет истцам, потребовавшим ареста, то есть «БТА Банку». Тогда вызывайте банкиров, потребовал юрист, пусть у нас на глазах забирают!
После совещаний по телефону с «высшими инстанциями» «БТАшников» вызвали и весь тираж был передан приехавшим в 4.40 утра еще не проснувшимся юристам «БТА Банка» Тимуру Сулейманову (крайний справа) и Бахыту Чкулову (крайний слева). Веселыми их лица не назовешь!
Привыкшие к офисной работе «БТАшники» с трудом справлялись с внезапно навалившейся на них физической работой. Что ж, газеты грузить — не иски против СМИ подавать!
...В общем, весь алматинский тираж «Республики» забрал «БТА Банк». Теперь, видимо, сотрудники дружно читают свежий номер!
Раскол в элите мобилизовал общество
Автор: Евгения МАЖИТОВА
После двух лет кризиса и почти двух десятков миллиардов долларов антикризисных вливаний в экономику относительно высокие цены на нефть и металлы не привели к стабилизации промышленности и занятости в Казахстане. Почему? Об экономической и политической ситуации в стране наш разговор с президентом фонда “Гражданская активность”, экономистом Муратбеком Кетебаевым.
More...
Кто в доме хозяин?
- Муратбек Камалбаевич, те процессы, которые сегодня идут в Казахстане, вызывают много вопросов. Газеты закрывают, людей арестовывают, в отношении Евгения Жовтиса был вынесен более чем жестокий приговор. На ваш взгляд, почему это происходит?
- Происходящее в стране закономерно. Дело в том, что любая политическая система авторитарного типа в конце концов дряхлеет и теряет свою эффективность. Восстановить управляемость системы можно только за счет ужесточения режима. Так было в годы правления Сталина в СССР, в Китае при Мао Цзэдуне.
- Но что стало толчком для начала этих процессов в Казахстане?
- В Казахстане случился экономический кризис, причем более глубокий, чем в остальном мире. Плюс резко усилились протестные настроения и в силу психологической усталости общества от многолетнего правления одного и того же человека, и по экономическим причинам. К этим бедам добавились ошибки самого Нурсултана Назарбаева. В результате система зашаталась. И вот для того, чтобы остановить ее развал, восстановить управляемость, президент взял курс на мобилизацию общества через репрессии, через запугивание. Арест Евгения Жовтиса — яркий пример запугивания гражданского общества, так называемые антикоррупционные процессы — способ запугивания чиновничьего корпуса. А все вместе это сливается в единую политику, которую можно назвать так: «Я хозяин в стране».
Принуждение к союзу
— Почему все-таки пошли по пути силового давления? Нет других методов?
- Других методов не существует в принципе, потому что политика «управляемой демократии» подразумевала девальвацию, обесценивание демократических институтов, через которые в развитых странах обеспечивается не только управление страной, но и достижение консенсуса, необходимого для объединения усилий государства, гражданского общества, бизнеса в национальных интересах. Институты — это парламентская система, независимая судебная власть и так далее.
Вы знаете, что в Казахстане не существует независимых судов, представительной власти как таковой, парламент однопартийный, и его депутаты буквально назначаются, а независимая пресса сведена до уровня островка в океане проправительственной пропаганды.
А тут кризис. Необходимо объединить усилия государства, общества, бизнеса для того, чтобы преодолеть его. Но каким образом объединять? Инструментов и институтов, с помощью которых можно было бы обеспечить мобилизацию, нет, они были сломаны, уничтожены, растоптаны. И в этих условиях у власти нет другого пути, кроме как вынужденно объединять. Она пошла по пути усиления личной власти Назарбаева и его главного инструмента — госаппарата.
- То есть причина все-таки не в том, что в принципе нет других инструментов влияния на политическую ситуацию, а в том, что таковых не существует в Казахстане?
- Да. Хотя они существовали, пусть слабые, пусть не совсем эффективные, в недалеком прошлом, по моей оценке, до 1998 года. Однако в дальнейшем был взят курс на их уничтожение. В итоге формально они есть, по существу их нет. И это проблема не только Казахстана, но и России, и всего постсоветского пространства за редким исключением. Задача гражданского общества сегодня отнюдь не в том, чтобы заставить уйти Назарбаева, — необходимо изменить страну, изменить саму систему.
- Восстановить, что было уничтожено?
- Получается так. Необходимо вернуть то, что в принципе работало в 1991—1997 годах, но, очевидно, на другом качественном уровне и на более высоком понимании того, что нужно делать.
Режим под снос
- Казахстан совсем скоро должен возглавить ОБСЕ. Однако до сих пор не стихают споры о том, насколько соотносятся статус председателя организации, призванной защищать демократические ценности, и та ситуация, которая реально есть в республике?
- Политика — это искусство возможного. Принято решение, которое пересмотреть невозможно. Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ. Я считаю, что нет худа без добра. Внимание мировой общественности будет отныне приковано к нам. И, допустим, то, что сходит с рук Туркменистану, Узбекистану, Казахстану отныне не сойдет.
- Вы полагаете, что европейская общественность сможет каким-то образом влиять на внутреннюю политику Казахстана?
- Прямо — нет, конечно. И, судя по последним событиям, Астана в принципе не очень-то обращает внимание на позицию зарубежной общественности. Но есть множество каналов влияния. Например, зарубежное общественное мнение сильно влияет на рейтинги страны, на оценку инвестиционного климата. Соответственно, проводя жесткую антидемократическую политику, Казахстан практически отсекает от себя тех инвесторов, которые могут вкладываться в несырьевые отрасли.
Ведь «Шеврон» никогда не будет вкладываться в швейную фабрику или торговый центр. Такие инвестиции делают портфельные инвесторы, средний бизнес. А негативная реакция международной общественности приводит к тому, что Казахстан изолирует себя от них.
- Вы считаете, что власти Казахстана не понимают таких вещей?
- Не уверен. Дело в том, что слово «власти» слишком обобщенное...
- Власть в лице президента Казахстана Нурсултана Назарбаева...
- Президент возглавляет исполнительную власть, но он не всесилен. Он обычный человек, который отличается от рядового гражданина тем, что имеет много полномочий, но он такой же заложник ситуации, как и все мы. Президент не может пойти против интересов большой группы лиц. Помните его приказ очистить берега рек Алматы от незаконных построек? Было очень много шума, а на деле снесли, может быть, пару заборов. И после этого поручение главы государства замяли, как будто его и не было.
То есть мы можем говорить лишь о доминанте в политике. Поэтому на вопрос, понимает ли власть как таковая, отвечаю: нет, не понимает. Но люди, которые в совокупности составляют власть, каждый по отдельности, если не понимают, то ощущают, что что-то неладно в стране. Однако ничего поделать не могут, потому что понимание и ощущения не собираются в действия.
- Почему?
- Потому что невозможно сейчас провести реформы в экономике, не проведя реформ в политической сфере, а для этого нужно сломать режим личной власти Назарбаева, причем полностью.
- Чем он мешает?
- Не он сам, просто созданная им политическая система уже не подлежит реформированию, она выстроена под одного человека и уходит вместе с ним. Она подлежит слому или реконструкции.
- Что Вы подразумеваете под словом реконструкция?
- Существуют два варианта изменений: революционный и реформистский. Первый понятен всем. В качестве примера второго можно привести Испанию, где переход от диктатуры Франко к демократии произошел путем реформ сверху.
От кризиса к кризису
— Каким Вам видится путь изменений в Казахстане?
- Я являюсь участником этого процесса, поэтому давать оценку не вижу смысла — она слишком субъективна. История покажет, какой путь выберет страна. А был ли правильным выбранный ею путь, смогут сказать только наши дети и внуки через 20—30 лет.
- Но Вы не сомневаетесь в необходимости изменений?
- Изменения необходимы, и они будут, потому что есть фактор, против которого бороться никому не под силу. Это время. То есть, даже если президенту удастся прожить до 2030 года, он в любом случае не вечен. А заменить выстроенную под него политическую систему чем-то другим не получится.
- Говорят, кризис — это пора изменений, ломки старого и возможность построить новое. На Ваш взгляд, кризис сможет стать обновляющей силой в Казахстане?
- Если речь идет о сегодняшнем Казахстане, то точно нет. Скорее всего, Казахстан из этого кризиса попадет в следующий и будет идти, как Советский Союз в последние десятилетия, из кризиса в кризис. Реформы Михаила Горбачева ведь были вынужденными. А у нас и реформ-то нет, так, возврат в хорошо забытое прошлое.
Дел на копейку
- А как Вы считаете, экономическая политика премьер-министра Казахстана Карима Масимова ведет к позитивным изменениям?
- Дело в том, что у Карима Масимова нет экономической политики. Он выполняет поручения президента и проводит его политику. Об этом он сам неоднократно говорил, и этого в принципе никто не скрывает. Впрочем, единой экономической политики как таковой в стране тоже нет. Она формируется под давлением нескольких достаточно влиятельных групп, из которых самой авторитетной является группа так называемых олигархов. Это крупный капитал западного и отечественного происхождения, который имеет прямое влияние на государство и Назарбаева — это те, кому он доверяет и кто входит в его ближайшее окружение.
- Можете привести примеры?
- Девальвация в феврале этого года была проведена в интересах именно этой группы. Она владеет крупными сырьевыми компаниями, и девальвация национальной валюты почти на четверть позволила ей при сохранении валютной выручки резко удешевить затраты, которые исчисляются в тенге. Посмотрите отчеты Евразийской группы, «Казахмыса», того же «КазМунайГаза» — у них три четверти или четыре пятых выручки сформировались за счет курсовой разницы.
Есть еще несколько групп влияния, в том числе группа малого и среднего бизнеса, есть группа чиновников. Но в целом общей сводной экономической политики, осознанного единого плана нет. Он спонтанно формируется путем столкновения групп влияния, среди которых, как я уже сказал, доминируют олигархи, сырьевики, приближенные к президенту.
- Как же так, ведь антикризисную программу Казахстана считают одной из лучших на постсоветском пространстве?
- Вопрос: кто считает?
- Российские экономисты, например...
- Есть такая поговорка «Лицом к лицу лица не увидать». Например, я российскую программу при всех ее издержках оцениваю намного выше.
- Почему?
- Потому что она ближе к народу. Господдержка оказывалась не только крупному бизнесу, но и мелкому, и среднему, и т.д. В Казахстане основная поддержка пришлась на два сектора — на крупные сырьевые корпорации, которым оказали поддержку через девальвацию, и банковскую сферу. Все остальные секторы получили номинальную помощь. Как говорится, разговоров было на сто рублей, а дела — на копейку.
Худшее впереди
- Государство в Казахстане прочно вошло в экономику. К чему в итоге может привести столь масштабное вмешательство?
- Масштабное вмешательство государства в экономику было всегда, даже когда декларировалось невмешательство правительства в рыночные отношения. Например, президент лично решал вопросы по всем крупным месторождениям черных и цветных металлов, углеводорода, урана. Без его санкции ни одно месторождение не продавалось, не передавалось — это была его вотчина. Соответственно все остальные сферы были поделены между чиновниками на уровне министров, глав регионов и так далее.
В 2007 году, когда начался кризис, предыдущие схемы, при которых значительная часть проблем решалась частным бизнесом, перестали работать из-за отсутствия внешнего финансирования. Компенсировать пришлось за счет усиления государственного влияния в экономике. Продолжалось это буквально в течение двух лет — ровно столько, сколько позволяли накопленные резервы.
Сейчас резервов стало заметно меньше, и президент заговорил о государственно-частном партнерстве. Более того, введен запрет на расходование средств Нацфонда, сокращаются инвестиционные программы правительства, которые заложены в рамках бюджета. Упор сделан на получение инвестиций от отдельных стран, в первую очередь Китая и стран Персидского залива. То есть надежды на внешние займы сосредоточены на тех странах, где мало обращают внимание на инвестиционный климат в республике, предпочитая договариваться напрямую с ее высшим политическим руководством.
Другими словами, государство активно входило в экономику только на протяжении последних двух лет. И я подозреваю: в течение последующих двух лет станет понятно, что эта политика была большим провалом.
- А как вы оцениваете эффективность использования тех миллиардов долларов, что уже закачаны в экономику?
- По оценкам президента и правительства, они закачали в экономику $19 млрд. Эффективность этой меры, на мой взгляд, крайне низкая. К успехам можно отнести то, что пока «не легла» банковская система страны. Можно считать успехом и тот факт, что не сократились расходы республиканского и местных бюджетов на социальные программы, и таким образом удается поддерживать определенный уровень жизни значительной части населения. Все остальное, скорее, разговоры и ожидание лучшего, чем реальные и положительные результаты от господдержки. Посмотрите показатели за январь-август этого года — они не слишком радужные, и это при том, что веры госстатистике нет совсем.
- Бурный рост сменился тяжелым застоем?
- Что вы, застой еще даже не начался! Мы еще падаем. Есть, конечно, мнение, что до конца года Казахстан будет иметь небольшой рост рынка, но я все-таки считаю, что свое слово скажет осень. На бумаге, возможно, и будет плюс, но в реальности, скорее всего, будет падение.
- Зачем Назарбаеву пожизненное президентство?
- Система выстроена таким образом, что входит в логическое противоречие сама с собой. Претендент, способный встать у руля государства, опасен для Назарбаева, а потому, естественно, ему нет места в окружении президента, власть ему никто не передаст. Поэтому востребованы только относительно слабые и несамостоятельные. Но ведь одна из основных задач демократических политических систем — это отбор, обучение, подъем снизу вверх лучших управленцев в общенациональных интересах.
Получается, что действующая Конституция страны и политические институты при всей их слабости, неразвитости, зачаточности относительно других стран представляют угрозу для Назарбаева лично, поскольку их институциональная задача формирования правящей элиты входит в противоречие с частной задачей Назарбаева удержаться у власти любой ценой. Отсюда то, что мы наблюдаем каждый день, — попытки выхолостить Конституцию, превратить выборы в назначение, смять демократию как таковую.
Отсюда и разговоры про пожизненное президентство. Назарбаев просто неконкурентоспособен, и, чтобы скрыть это, он пытается уйти от конкуренции, подняться над конкурентами на недосягаемую высоту.
Источник: Деловая газета «Взгляд» №33 (122) от 18.09.2009
У кошмы всем мест не хватит
Автор: Игорь ВИНЯВСКИЙ
Находясь в размышлениях, что бы почитать, извлек из шкафа томик рассказов Чехова. «Хамелеон», «Экзамен на чин», «Толстый и тонкий»… Интересно, а наши прокурорские и полицейские чины знакомы с творчеством Антона Палыча?
More...
Последнее время все чаще задумываюсь над тем, почему мы, бывшие советские дети, воспитанные на литературе, воспевающей свободу, независимость, презрение к раболепию и бесправному политическому режиму, вырастая, становимся похожими на героев рассказов Чехова, Салтыкова-Щедрина?
Конечно, далеко не все. И, несмотря на то, что по сути своей человечество не изменилось за последние 200—300 лет, все равно кто-то становился Некрасовым, Ильфом и Петровым, Зощенко или Булгаковым. Кто-то становился почитателем этих талантов, проникаясь их внутренним миром и формируя свой по образу и подобию.
Ну, понятно, что все люди разные. Поэтому кто-то должен и выпрыгивает на площадь, талдыча: не положено, разойдитесь, разрешения нет! Тогда Чехову писать не о чем было бы...
Вопрос даже не в том, что делали рьяные защитники сегодняшнего режима в школе на уроках литературы, когда все изучали классику, а на уроках истории — примеры расцвета и падения тоталитарных государств. И даже не в том, почему им не привили любовь к этим наукам. (Уверен, что если бы привили, то наша действительность была бы несколько иной.)
С ними все понятно. Они как стражник из Захаровского фильма, вспоминавший себя в прошлых жизнях и сделавший открытие: все его предыдущие инкарнации были однотипными. Он также стоял на городской площади у фонтана и следил за общественным порядком.
Вопрос в другом. Где современные казахстанские Чеховы и Некрасовы? Стоит ли говорить о том, что в литературу многие из величайших столпов пришли по зову сердца? Что не за гонорарами гнались Зощенко и Булгаков.
Ведь в отличие от классиков, живших 100—200 лет назад и сталкивавшихся с цензурой в печати, у нас есть Интернет — великолепная возможность творить в безграничном пространстве, жечь сердца глаголом, формировать гражданское сознание у молодежи. Занимать их умы хорошей литературой, высмеивающей всю пошлость политического режима.
Неужели кроме пары-тройки публицистов и политологов в стране нет художественных авторов, чьими произведениями в Интернете можно было бы упиваться, как когда-то читали произведения Мандельштама и Солженицына?
Где реакция отечественных писателей, поэтов, драматургов на происходящие в стране события?
Ау, творческая интеллигенция!
Вам мало полуживого Джакишева, находящегося в застенках КНБ? Вам мало Жовтиса, осужденного фактически без суда и следствия? Вам мало изнасилованной богатыми, жирными олигархами экономики? Вы ждете, когда наступит абсолютное ханство, в надежде выклянчить мягкий коврик у кошмы?
Да хрен вам! И на обломках самовластья не вспомнят ваши имена!
Источник: Деловая газета «Взгляд» №33 (122) от 18.09.2009
Не позорьте страну: освободите Жовтиса!
Автор: Мадина АЛИМХАНОВА
Казахстан хотел известности и признания? Он их получил. Еще не став председателем ОБСЕ, страна уже привлекает внимание мировой общественности. Правозащитники всей Европы возмущены несправедливым приговором суда в отношении Евгения Жовтиса.
More...
На минувшей неделе в ряде столиц возле посольств Казахстана прошли пикеты, организаторы которых открыто требовали от властей нашего государства прекратить репрессии и правовой беспредел и начать, наконец-то, проводить цивилизованную внутреннюю политику.
Бурная реакция мирового сообщества на приговор, вынесенный в начале сентября Евгению Жовтису, может стоить Казахстану репутации как председателя ОБСЕ. И если в Ак Орде не слышат протесты граждан своей страны, то отмахнуться от петиций на имя Нурсултана Назарбаева, переданных ему через посольства РК, уже не получится.
Свободу Жовтису!
14 сентября российские правозащитники полтора часа простояли под окнами диппредставительства РК с плакатами в руках. Они пытались обратить внимание Казахстана на то, что к делу Евгения Жовтиса сейчас привлечено внимание мирового сообщества. Кстати, сотрудники правоохранительных органов проведению мероприятия не препятствовали и сами живо интересовались происходящим.
На следующий день посольство Казахстана пикетировали уже в Киеве. Несколько десятков человек пришли на акцию в футболках с изображением Евгения Жовтиса и транспарантами. Они потребовали от казахстанских властей соблюдения норм международного права, прекратить преследование гражданских активистов и независимых СМИ.
Бишкекские активисты не побоялись выйти на акцию протеста, несмотря на то что в Кыргызстане отношение властей к подобным мероприятиям аналогично казахстанскому, а их проведение может расцениваться как нарушение закона.
Пятнадцатого сентября польские гражданские активисты организовали аналогичное мероприятие в Варшаве. Многие пикетчики были одеты в футболки с надписью «Свободу Жовтису!», а в руках у них были плакаты с требованием освободить правозащитника и прекратить аресты в Казахстане. На территорию посольства их не пустили, диалог с сотрудниками казахстанской дипмиссии происходил через закрытые ворота. Однако петицию для Нурсултана Назарбаева у участников акции все же приняли.
16 сентября обращение к президенту Казахстана было передано через посольство РК в Королевстве Норвегия. Оно было подготовлено и подписано тридцатью двумя активистами гражданского общества из стран СНГ, находящимися в Норвегии в качестве независимых наблюдателей за выборами в парламент.
Самый негуманный суд
Тексты переданных Нурсултану Назарбаеву обращений были во многом схожи. Мировое сообщество возмутили несправедливый приговор и нарушения прав человека в Казахстане.
«Предвзятый характер следствия и суда, необоснованный и несправедливый приговор ставят под сомнение независимость судебной системы Казахстана и свидетельствуют о политической подоплеке данного процесса. Фактически имеет место попытка наказать правозащитника за критику властей и деятельность по защите прав человека в Казахстане», — написали Назарбаеву россияне.
«Мы считаем, что судебный процесс над известным правозащитником Евгением Жовтисом был непрозрачным, а приговор суда — политически мотивированным. Обвинение против Евгения Жовтиса полностью сфабриковано, поскольку базируется на подтасовках и фальсификациях со стороны следствия», — заявили в Украине.
- В ходе суда было очень много процедурных нарушений. И то, что не были приняты ходатайства ни Жовтиса, ни его защиты, говорит о том, что есть политическая окраска по отношению к Евгению Жовтису со стороны властей Казахстана, — сказала в Бишкеке директор правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекен Исмаилова.
Подробности проведенного следствия и суда по делу Евгения Жовтиса стали доступны мировой общественности благодаря многочисленным публикациям в Интернете.
У зарубежных правозащитников и гражданских активистов есть возможность лично ознакомиться со схемой ДТП, ходатайствами со стороны защиты, заключениями независимых экспертов и другими документами по делу.
Только в англоязычных изданиях по всему миру были опубликованы десятки статей, рассказывающих о допущенных следствием и судом нарушениях и открыто называющих дело политическим.
Прекратить репрессии!
Политические репрессии в Казахстане вызвали серьезное беспокойство в мире. До начала председательства РК в ОБСЕ осталось менее четырех месяцев. Это означает, что у казахстанских властей есть время пересмотреть свою внутреннюю политику.
В этой связи требования к президенту Назарбаеву однозначные. Зарубежные правозащитные и общественные организации считают игнорирование принципа верховенства права и нарушение демократических свобод недопустимыми для будущего председателя ОБСЕ.
Репрессии против демократических активистов должны быть немедленно прекращены.
Похоже, что президенту Казахстана все же придется взять дело Жовтиса под личный контроль. В каждом из переданных главе государства обращений четко сформулировано, что от него ждет мировая общественность:
- независимое рассмотрение дела Евгения Жовтиса;
- прекращение политического давления на суд;
- отмена несправедливого приговора;
- привлечение к ответственности виновных за фальсификацию следствия.
Кстати, принимая обращение к Нурсултану Назарбаеву, глава диппредставительства Казахстана в Норвегии сообщил пикетчикам, что знаком с ситуацией вокруг дела Евгения Жовтиса. Он выразил надежду на положительный исход рассмотрения апелляционной жалобы. Письмо участников акции дипломат обещал передать в Ак Орду спецпочтой как можно скорее.
Не затягивать с ответом просили пикетчики и во всех других странах. Увидеть реакцию Астаны важно еще и потому, что с двадцать девятого сентября по девятое октября в Варшаве пройдет конференция по человеческому измерению. Вопрос о приговоре Евгению Жовтису там будет рассматриваться отдельно и очень детально.
И если власти Казахстана оперативно не сделают правильные выводы из сложившейся ситуации, все их последующие речи о свободе и демократии будут восприниматься в мире не иначе как ничем не прикрытое лицемерие.
Источник: Деловая газета «Взгляд» №33 (122) от 18.09.2009 года
Взял на лапу - и в тюрьму!
Автор: Олеся ЩЕЛКОВА
Программа “Десять ударов по коррупции!” не будет эффективна, пока не ужесточат наказание, а судей не перестанет назначать президент страны. Темы правовой практики в борьбе с коррупцией в ФРГ и Казахстане и отношение казахстанцев к проблеме обсудили в Алматы на прошедшем круглом столе.
More...
В рамках совещания был обсужден опыт европейских стран в борьбе с коррупцией и европейского законодательства по данному вопросу, а также сотрудничество Европейской комиссии и Казахстана в борьбе с коррупцией. В мероприятии приняли участие казахстанские юристы-эксперты, специализирующиеся по вопросам коррупции, представители международных организаций, аккредитованных в Казахстане, и другие.
Без «Нур Отана» никуда
По словам заместителя начальника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы Талгата Садуакасова, совершенствование антикоррупционного законодательства и приведение его норм в соответствие с международными стандартами является одним из приоритетных направлений антикоррупционной стратегии государства.
Важным шагом в укреплении международного сотрудничества стало подписание главой государства 5 мая текущего года разработанного финансовой полицией закона о ратификации конвенции ООН против коррупции. К ней присоединились более 147 стран. «Казахстан, — отметил Садуакасов, — подписав данный закон, вошел в систему международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией и значительно расширил возможности правоохранительных органов в розыске и возвращении незаконно нажитого имущества».
По его мнению, ратификация конвенции требует рассмотрения нашей страной ряда норм по международному опыту, позволяющему снизить уровень коррупции. Это введение уголовной ответственности юридических лиц за обещание и предложение взятки.
- Учитывая, — заметил г-н Садуакасов, — что эти предложения направлены на эффективное усиление борьбы, их реализация повлияет на мировой рейтинг Казахстана по борьбе с коррупцией. Я считаю целесообразным внести их на рассмотрение в парламент через депутатскую фракцию НДП «Нур Отан».
Здравствуй, Нигерия!
Эксперты считают, что реализация таких норм позволит снизить уровень коррупции в РК до максимально безопасного. Такого же мнения придерживается и председатель Административного суда Федеральной земли Гамбурга Герд Велинг.
- Административный суд, — заметил он, — который существует в Германии, осуществляет контроль над государством, проверяет все госакты с точки зрения их правомерности. Ни правительство, ни федеральный канцлер не имеют на это права. Наши суды могут отменить решения даже парламента. В Казахстане, к сожалению, ситуация выглядит иначе. Во всех странах, где существует независимая судебная система, нет коррупции либо она минимальна.
По словам Герда Велинга, в рейтинге наиболее коррумпированных стран находятся Судан, Нигерия, Туркменистан, да и Казахстан тоже не блещет, находясь также в этом списке. Наименее коррумпированы страны Западной Европы, Финляндия, Швеция, Швейцария, Гонконг, Сингапур и Германия.
Как отметил председатель, у них государственный чиновник десять раз подумает, прежде чем совершить коррупционное преступление. Дело в том, что ему за это будет грозить двойное наказание.
- Если речь идет о госработнике, — заметил г-н Велинг, — то наказание к нему применяется более жесткое, чем к простому гражданину за совершение аналогичного преступления. То есть если размер коррупционного преступления, к примеру, только десять тысяч евро, то чиновника лишат свободы на четыре-пять лет. Это мы называем должностным преступлением. Данная мера применяется только потому, что этот человек несет ответственность за свои действия не только как гражданин, но и как официальное лицо, призванное служить народу. И это все прекрасно понимают.
В нашем Уголовном кодексе более ста лет существуют определенные нормы, регулирующие данную отрасль.
Случаи единичные. Но их много
Соглашаться с тем, что судебная система в Казахстане коррумпирована, господин Садуакасов не стал. Он отметил, что есть отдельные случаи коррупции в судах, однако это не система.
- Я думаю, — сказал он, — что нельзя говорить о коррумпированности всех судей. Случаи коррупции в судебной системе, конечно, существуют. Лиц, нарушивших закон, привлекают к ответственности, лишают права занимать впоследствии должность судьи, но подобных моментов немного. Они единичны. Нельзя говорить, что данная проблема существует из-за издержек законодательства. Казахстан первым в 1998 году принял Закон «О борьбе с коррупцией», и мы первыми на постсоветском пространстве создали орган финансовой полиции.
По мнению г-на Велинга, немаловажную роль здесь играет и повышение квалификации госслужащих. В ФРГ они обучаются в школах государственного управления. О возможных явлениях коррупции здесь говорят не в последнюю очередь. Помимо того, что работники дают клятву о соблюдении законов и служении родине, они еще должны подтвердить, что будут вести себя в соответствии с этическими нормами.
Жизнь без иллюзий
Если на Федеральной земле Гамбурга все дисциплинированно подходят к данному вопросу и за всю историю ФРГ судей лишали должностей за взяточничество лишь три раза, то нам здесь похвастаться нечем. Да казахстанцы уже и не тешат себя иллюзиями.
Центральноазиатский фонд развития демократии провел исследование — «Уровень коррупции в госорганах власти глазами населения». Было опрошено свыше тысячи респондентов.
По словам сотрудника фонда Саната Смагулова, проблема коррупции остается в числе злободневных. Как свидетельствует опрос, органы власти вошли в первую пятерку списка по коррумпированности. Данной проблемой озабочены в основном городские жители: в Астане — 38%, Костанае — 32%, Атырау — 31%.
- В число наиболее коррумпированных, по данным опроса, — говорит г-н Смагулов, — попали таможенные, правоохранительные, налоговые органы и суды. Интересен тот факт, что правоохранительные органы сами призваны возглавлять борьбу с коррупцией, а они тут почти на первом месте.
В ходе опроса казахстанцы также высказались в отношении мер, которые могут позволить снизить уровень коррупции в стране. Так, согласно данным фонда, за ужесточение антикоррупционного законодательства голоса отдали 39%, за повышение заработной платы госработникам — 26%, за прозрачность и доступность информации о деятельности органов власти — 19%.
Как отметил докладчик, исследование показало, что сегодня население не ощущает положительных изменений от различных программ, принятых правительством, таких, к примеру, как «Десять ударов по коррупции!».
И все же, скорее всего, многое зависит от судебной системы. Если она независима, то и коррупции в стране намного меньше. Ведь именно этот орган позволяет добиваться справедливости. К примеру, в Германии судьям не только дают хорошую зарплату, но и доплачивают определенные проценты, если они женаты и имеют детей.
Причем от количества членов семьи зависит и уровень доплаты. Более того, выходя на пенсию, судья обеспечен, так как получает 70% от своей прежней заработной платы. А если он скончался, то вдова будет получать ежемесячно около 40% от данной суммы. Исходя из этого, естественно то, что в ФРГ судьи и их семьи полностью защищены системой и думают больше о том, как сохранить достоинство, а не «урвать» побольше, пока случай представился.
Источник: Деловая газета «Взгляд» № 33(122) от 18 сентября 2009 года
Подписаться на:
Сообщения (Atom)