02.06.2009
GM в падении обрушит экономику США
Автор: Александр СЕРГЕЕВ
Крупнейший американский автопроизводитель General Motors на днях официально объявил о банкротстве. Эксперты уверены, что такой итог был неизбежен, но это пока не конец истории – падение такого монстра серьезно покачнет американскую финансовую систему.
More...
В минувший понедельник GM обратился в суд Нью-Йорка с заявлением о банкротстве. Поскольку компания не может расплатиться с кредиторами, банкротство — единственная возможность General Motors избежать полной ликвидации. Известно, что долги компании в два раза превышают стоимость ее активов.
Банкротство GM можно с тем же успехом назвать национализацией — оно финансируется американским правительством и будет проходить под его полным контролем, после чего государство получит 60% акций новой компании.
Между тем эксперты ФГ «Калита-Финанс» обратили внимание на то, что банкротство GM станет одним из крупнейших за всю корпоративную историю Америки. Закроются 11 заводов компании, вследствие чего будут сокращены 20 тыс. рабочих мест. General Motors продаст такие знаменитые бренды, как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer. За компанией останутся Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC.
Аналитики «Калита-Финанс» считают, что национализация General Motors была неизбежна. «Резкое падение спроса на машины в США значительно сократило выручку автогиганта и сделало невозможным обслуживание непомерных долгов GM (только в июне предприятие должно выплатить свыше $1 млрд держателям облигаций), — заявлено в аналитическом отчете «Калита-Финанс». — Бесконечные вливания средств со стороны правительства — уже объявлено о новом госкредите в размере $30 млрд — не спасают дело, т.к. непомерные расходы компании на фоне резкого падения доходов съедают все субсидии». По мнению экспертов «Калита-Финанс», General Motors необходимы реструктуризация и сокращение социальных расходов, а также изменение продуктовой линейки — на смену мощным и неэкономным автомобилям должны прийти малолитражки.
Руководитель аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго согласен с коллегами из «Калита-Финанс» в том, что банкротство General Motors было неизбежным и не стало для рынка сюрпризом. Оно предопределено особенностями рынка кредит-дефолтных свопов (CDS). CDS — это производный, внебиржевой инструмент, страхующий банки и корпорации от дефолта по обязательствам. Фактически это договор, согласно которому одна сторона за плату обязуется заменить другую в случае неисполнения определенного (названного) обязательства.
Как работает эта система? «Две стороны заключают сделку. Если в течение года какая-то компания, например та же GM, объявит дефолт, то другая сторона — продавец CDS, выплачивает 100% суммы сделки. Если не объявит — то другая сторона, покупатель, выплачивает некую сумму, обычно 1—10%, которая и называется ценой CDS», — рассказал «Республике» Евгений Шаго. По его словам, поскольку для GM эта цена была в последнее время в районе 100%, это означает, что рынок оценивал вероятность банкротства и дефолта по долгам очень высоко.
Решение проблем General Motors обойдется США в приличную сумму. С начала кризиса концерну уже было выделено около $20 млрд в качестве материальной помощи. Еще $30 млрд государство планирует вложить в обновленную GM. Но проблема не только в дотациях. «Перезагрузка» GM, если воспользоваться новым политическим термином, в очередной раз серьезно встряхнет американскую банковскую систему. Но чтобы понять, почему это произойдет, надо еще раз вернуться к CDS.
«При отказе GM платить по своим долгам (кредитам, облигациям) это обязательство переходит по кредит-дефолтному свопу организации (обычно это крупный банк или страховая компания), которая продала кредитору этот своп», — подчеркнули эксперты «Калита-Финанс».
По словам Евгения Шаго, объем обязательств GM оценивается в $1 трлн, на который были выпущены CDS, в то время как весь рынок CDS составляет примерно $50 трлн. «Таким образом, исполнение CDS вызовет перемещение триллиона долларов в банковской системе, что само по себе — непростая финансовая операция, — сказал эксперт. — Во-первых, продавцы CDS должны найти эти деньги. Во-вторых, для мелкого банка сложно провести столь крупный платеж. Это может вызывать затруднения с ликвидностью и даже привести к неплатежеспособности отдельных банков».
Евгений Шаго напомнил, что история такого рода произошла совсем недавно. Исполнение CDS на банк Lehman Brothers серьезно подкосило финансовую систему, хотя там объем не превышал $300 млрд. Именно CDS на возможное банкротство банка Lehman Brothers стали одной из причин фактической национализации страховой компании AIG, которая продавала эти свопы. Когда Lehman Brothers подал на банкротство, AIG должна была выплатить вместо банка его долги в той части, на которую были проданы CDS. Если бы не помощь государства, AIG не смогла бы расплатиться по своим обязательствам.
Евгений Шаго и «Калита-Финанс» единодушны в том, что ситуации похожи. Как только GM перестает платить по своим долгам, эта обязанность переходит к банкам и страховым компаниям, которые продавали CDS на долги GM. И последним останется традиционно уповать на Белый дом.
Однако его возможности тоже не беспредельны. Эксперты «Калита-Финанс» напомнили, что дефицит бюджета США приблизился к $1,8 трлн (12% от американского ВВП), а долг страны превышает $11 трлн. «Это ставит под вопрос платежеспособность крупнейшей экономики мира. Сохранив GM, Барак Обама может потерять высший рейтинг надежности своей страны, что в свою очередь еще больше приблизит, на наш взгляд, неизбежный дефолт самих США по своим долгам», — резюмировали аналитики компании. Что, впрочем, для государства, пережившего четыре дефолта и традиционно живущего в долг, штука привычная. Другое дело, что дефолт неизбежно скажется на рейтинге кредитоспособности и, следовательно, на ставках по будущим кредитам.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий