17.07.2009
Трансформация Шабдарбаева
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Вроде на календаре лето, однако настроения в обществе отнюдь не отпускные. И не только потому, что на дворе экономический кризис. Атмосфера в стране как будто перед грозой – душная, давящая, тревожная, навевающая плохие предчувствия.
More...
Возможно, потому что многочисленные аресты чиновников и предпринимателей по обвинению в коррупции выглядят на первый, второй и последующие взгляды не торжеством справедливости, а как запугивание всех подряд, чтобы не позволяли себе ничего лишнего.
Начнем с того, что Назарбаев подписал закон, по которому все интернет-ресурсы мира превратились на территории Казахстана в средства массовой информации, а государство получило право после несложной процедуры блокировать любое из них. Вал негодования, поднявшийся за рубежом, отнюдь не остановил казахстанского президента. И мы его понимаем (хотя категорически не поддерживаем): при такой ситуации в стране не до жиру — быть бы живу.
Нашли чем гордиться
Дело в том, что общественно-политическая ситуация внутри республики ухудшается на глазах. И хотя долготерпению, толерантности и неагрессивности большинства казахстанцев стоит только удивляться, наверху понимают, что так долго продолжаться не будет. Ведь, несмотря на утверждения государственных мужей в стиле Кашпировского, экономика уговорам и заговорам не поддается, и осенью, похоже, следует ожидать очередной «ямы» на «дне» кризиса.
Даже официальная статистика, которая, cудя по всему, не верит уже сама себе, дает такие показатели, что волосы встают дыбом. Члены правительства делают упор, что показатели экономического развития нашей страны упали не настолько сильно, как в соседней России, а темпы падения существенно сократились по сравнению с концом 2008 и началом 2009 года. Но на это остается только прокаркать: «лиха беда начало».
Вчитайтесь в последние статданные. Насколько плохо стало гражданам, показывает динамика розничного товарооборота: его объем за первое полугодие 2009 года уменьшился по сравнению с январем — июнем прошлого года на 8,6%.
Насколько плохо стало отечественному бизнесу видно по тому, что объем грузооборота в тонно-километрах сократился на 12,3%. В секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды падение показателей составило 6,5%. Совокупная прибыль крупных и средних предприятий за первый квартал 2009 года оказалась ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 73,1%. Количество же убыточных предприятий превысило половину от общего числа отчитавшихся.
Но больше всего шокирует статистика внешней торговли. Внешнеторговый оборот упал на 40,7%, в том числе импорт — на 20,8%, экспорт — на 50,4%. (Кстати, как при таких показателях сокращение ВВП составило всего 2,2%?) После этого хвастовство, что правительству вместе с Национальным банком удалось в первой половине текущего года понизить инфляцию до 3,9%, а курс национальной валюты удержать в назначенном ими коридоре, звучит как минимум неуместно — нашли чем гордиться.
Чем ниже ранг, тем больше фантазии
И, похоже, чем ниже ранг чиновника, тем уже его должностные возможности и залихватистее фантазии на темы, заданные главой государства. Так, аким Восточно-Казахстанской области, выступая перед депутатами областного маслихата с докладом, как реализуется поручение Назарбаева местным исполнительным органам власти стать коренными в деле индустриально-инновационного развития страны, сообщил, что «Ульбинский металлургический завод совместно с канадской корпорацией Cameco планирует запустить производство по выпуску гексофторида урана. С технической поддержкой французской компании Аreva планируется создание тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов. Эти проекты позволят создать в Казахстане полный цикл производства ядерного топлива».
Возникает вопрос, а какое отношение Бердыбек Сапарбаев имеет к проектам, инициированным и реализуемым «Казатомпромом»? Или после ареста их инициатора Мухтара Джакишева они остались без чуткого руководства?
Впрочем, и другие проекты, названные Сапарбаевым в числе «прорывных», имеют отношение к акиму области постольку, поскольку осуществляются на вверенной ему территории, но это отнюдь не означает, что акимат может записать их себе на счет.
Ведь программы Усть-Каменогорского титаномагниевого комбината по выпуску металлического титана, строительство «Казцинком» медеплавильного электролизного завода и «Казахмысом» Актогайского горно-обогатительного комбината, инвестпроекты «Парка ядерных технологий» и уникальнейшие производства Ульбинского металлургического завода — это все-таки заслуга компаний-инвесторов.
Понятно, что аким области был вынужден присоседиваться к ним не от хорошей жизни, а потому что обязан выполнить невыполнимое поручение Назарбаева любой ценой или хотя бы проимитировать выполнение. У акимов просто нет иного пути, чтобы сохраниться на должности. Тем более что верховная власть ищет и находит новые методы усиления государственного контроля и надзора.
Так, недавно в национальный холдинг «КазАгро» и его дочерние компании были командированы сотрудники КНБ. Десять лучших офицеров-контрразведчиков будут в качестве советников контролировать использование средств Национального фонда РК, выделенных на поддержку агропромышленного комплекса.
С технологической точки решение блестящее: предварительный контроль всегда эффективнее последующего, однако с политической — полный маразм. Если подобная практика получит поддержку главы государства, а то, что в ней заинтересовано руководство КНБ, не подлежит сомнению, — такие возможности усилить свое влияние на экономику появляются, то скоро подобные комиссары от спецслужб появятся везде, где есть существенные денежные потоки.
«Чистые руки» Шабдарбаева
Что касается самого председателя КНБ, то он снова засветился в информационном пространстве, на этот раз дав интервью гламурному журналу Exclusive. С глянцевых страниц перед читателем встает человек не просто чести и долга, а, как говорится, без страха и упрека. Создается ощущение, что Амангельды Шабдарбаев решил напомнить своему непосредственному шефу о своих заслугах перед ним и о своей преданности, опять же ему.
Для прочих читателей интересно будет узнать, что Амангельды Смагулович, оказывается, земляк Нурсултана Абишевича, поскольку родом из Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области.
Что касается причин, по которым руководитель главной спецслужбы Казахстана стал регулярно светиться в СМИ, то про нее невольно проговорился журналист издания — оказывается, в стране все чаще поминают 1937 год. И поскольку Шабдарбаев имеет прямое отношение к тому, что его ведомством и им самим все чаще начинают пугать предпринимателей и чиновников, ну совсем как Берией в сталинские времена, он, видимо, решил собственноручно заняться улучшением своего имиджа.
Как это у него получилось, решать читателям Exclusive. Но, на наш взгляд, просто прекрасно — если у кого и были надежды, что репрессии прекратятся и деятельность сотрудников КНБ войдет в правовое русло, то они могут их оставить себе на долгую память.
Не будем пересказывать объемное интервью Амангельды Смагуловича, позволим себе только пару цитат, чтобы показать, как он, оказывается, близок к первому президенту: «Скорее, трансформировался я сам. Понимаете, когда люди находятся рядом почти круглые сутки, между ними образуется какая-то невидимая связь. Иногда нам достаточно просто обменяться взглядами. Порой, когда Нурсултан Абишевич возвращается из своих поездок, а я остаюсь в стране, он распознает по моему взгляду, какие новости его ждут... Вы же понимаете, что моя должность, да и личная позиция, обязывают говорить главе государства не всегда приятные новости, но он не раз убеждался в моей объективности и поэтому прощает некоторую резкость моего характера».
И еще: «Самое его главное требование — это преданность делу и родине. Поверьте, это не просто звучит красиво, а это действительно так. Я говорю совершенно искренне. А личная преданность формируется сама собой, она зависит от широты личных качеств человека, от того, как он доказывает на деле свой профессионализм и внутреннюю духовность, то есть должна быть гармоничность человека во всем».
Впрочем, хваля шефа, председатель КНБ не забыл и себя: «В жизни мне приходилось не раз и падать, и подниматься. Кто-то из литераторов сказал: «Если я и заблуждался, все мои заблуждения были искренними». А самое главное — как ни старались мои «друзья», включая Рахата Алиева со всеми его ресурсами, — меня не сломить — я чист перед совестью и законом. Я воспитанник старой школы. У меня есть честь от воина и доброта от матери. Это не просто красивые слова. Каждый раз, когда я беру на себя ответственность за то или иное решение, честь и репутация для меня превыше всего. И это ко многому обязывает меня, как руководителя спецслужбы, в которой, поверьте мне, работают настоящие патриоты и профессионалы, и они служат Родине не за награды».
Увы, похоже, что число людей, не разделяющих самомнение Шабдарбаева, увеличивается с каждым днем. И очень скоро он сможет занять в Казахстане то самое место, с которого изгнал Рахата Алиева, - как только число жертв репрессий со стороны КНБ достигнет количества жертв бывшего старшего зятя Назарбаева.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №26 (161) от 17 июля 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий