03.08.2009
Айтыс про Марченко
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Фронда в банкирском стане набирает силу. К публичному обсуждению личности главного банкира подключился руководитель ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. А в дебатах на эту тему всплыли персоны экс-премьера и экс-министра обороны Даниала Ахметова, невесть куда пропавшего с госслужбы, и экс-министра культуры и информации, ныне советника президента Ермухамета Ертысбаева.
More...
Бывший руководитель «Евразийского», а до этого «Альянс Банка» Жомарт Ертаев, избравший для себя в качестве публичной трибуны газету «Время», выступил в прошлый четверг с материалом, в котором заметил, что ему всегда нравился г-н Марченко, «один из самых ярких финансистов в стране, отец банковских реформ, карьере которого позавидовал бы любой начинающий банкир».
Но симпатию главный банкир вызывал у г-на Ертаева «не качеством и количеством этих самых реформ», а «недюжинным компиляторским талантом, чтобы из лоскутов сингапурского, чилийского, немецкого, малайзийского, американского и всякого другого опыта сшить красивое эклектичное платье для банковского сектора, которое затем грамотно и умело преподнести обществу как последний писк моды». И хотя кризис «разорвал это прелестное платьице в клочья — есть факт, и он прекрасен по своему масштабу и исторической значимости».
Секрет успеха
Г-н Ертаев напомнил по этому поводу, что далеко не все разделяют такое мнение со ссылкой на г-на Ертысбаева, который в свое время указывал на решающую роль в становлении банковского сектора Даулета Сембаева и Ораза Жандосова в то время как г-н Марченко в первый раз возглавил Нацбанк в конце 1999 года уже после девальвации тенге, азиатского и российского финансовых кризисов, в момент, когда цены на нефть начали расти. Но в итоге вся слава досталась г-ну Марченко, причем, если верить приведенной цитате, то г-н Ертысбаев высказывался по этому поводу следующим образом: «Просто Сембаев, Жандосов не могут пропиарить себя так, как это мастерски, надо отдать должное, делает Марченко. Его эффектные сбривания бороды и объявления тендера на самого себя — в этом ряду. Имиджевая политика настолько увлекла его, что он всерьез внушил себе и части окружающих, что он является чуть ли не архитектором казахстанских реформ».
Жомарт Ертаев соглашается с тем, что «Григорий Александрович является непревзойденным мастером пиара и перформанса», и заодно напоминает о том, как несколько лет назад, «когда тема ипотечного кредитования была еще модной и популярной, Григорию Александровичу было нестыдно приписывать многие успехи в этом направлении себе — и как главе Нацбанка, и как председателю правления частного Халык банка». При этом г-н Ертаев приводит соответствующую цитату из книги главного банкира «Финансы как творчество», которую, кстати, г-н Марченко не стал презентовать в своей стране, предпочтя ей почему-то Россию.
Напомнил г-н Ертаев и о красивой рекламе «Ипотеки-лайтс», продукта «Народного банка Казахстана» во времена правления в нем г-на Марченко, и о сжигании его чучела разгневанными заемщиками наряду с запуском в небо шариков с надписями «До свидания, наш ласковый Гриша!», и об их обвинениях в адрес Григория Марченко, самонадеянно заверявшего, что кризис имеет место лишь в головах соотечественников, и продолжавшего фактически дезинформировать общественность о реальной ситуации в стране, будучи внештатным советником президента Казахстана.
Позиции могут меняться?
В общем, если обобщить все написанное на этот раз Жомартом Ертаевым, то можно прийти к выводу, что автор фактически обвиняет главу Нацбанка в непоследовательности, а временами и в непрофессионализме, ставя под удар деловую репутацию г-на Марченко.
К примеру, со слов г-на Ертаева, сегодня «с легкой руки Григория Марченко во всех бедах банковского сектора обвиняются лишь банки, раздававшие кредиты на остановках». Однако если обратиться к теме внешних заимствований, то сегодняшняя позиция главного банкира, сетующего, «что предупреждали и что вас не слушали», явно расходится с тем, что говорил г-н Марченко на V Конгрессе финансистов, отстаивая, как напоминает г-н Ертаев, «целесообразность внешних заимствований в пику настоятельным требованиям тогдашнего премьер-министра Даниала Ахметова, не раз поднимавшего вопрос о «беспределе», который позволяют себе отечественные банки второго уровня, имея в виду, естественно, растущий объем внешних заимствований». Г-н Ертаев считает, что именно благодаря настойчивости премьера «Нацбанк и АФН хоть как-то ужесточили резервные требования к банкам и ввели косвенные ограничения на внешние заимствования».
Тут финансовым обозревателям осталось лишь развести руками и вспомнить заодно о том, какие напряженные отношения сложились в свое время между Даниалом Ахметовым во время его премьерства и Григорием Марченко в первое его правление в Нацбанке. Дело в том, что за г-ном Ахметовым стояли влиятельные сырьевые гиганты, прежде всего «Аксесс Индастриз» и «Евразийская группа», тогда как г-н Марченко представлял интересы банковских кругов, где тон в то время задавали отечественные «младотюрки». В политической сфере тогда интересы сырьевиков защищали Гражданская и Аграрная партии, создавшие блок «АИСТ» к парламентским выборам 2004 года, а им противостояла еще единая партия «Ак жол», поддерживавшаяся ведущими казахстанскими банками, в первую очередь «Казкоммерцбанком», делегировавшим Даулета Сембаева в политическое руководство оппозиции.
Справедливости ради отметим, что г-н Марченко тогда не скрывал своих симпатий к тем лидерам оппозиции, с которыми он работал вместе в финансовом блоке власти, в первую очередь к Оразу Жандосову и Жаннат Ертлесовой. Но в итоге глава государства, как известно, предпринял неожиданный кадровый ход и отдал г-на Марченко на «съедение» г-ну Ахметову, назначив банкира первым замом премьера. А спустя короткое время г-н Марченко подал в отставку с этого поста, мотивируя свой шаг несовместимостью своих моральных принципов с этическими устоями тогдашнего шефа.
Г-н Ертаев припомнил также своему оппоненту «пинок» в адрес г-на Ахметова, сделанный в упомянутой книге, где Григорий Марченко рассказывает о разногласиях Нацбанка с правительством по поводу попыток последнего подвести банковский сектор под антимонопольное регулирование: «Под удар была поставлена вся банковская система, долго и достаточно сложно создававшаяся трудом многих людей! По сравнению с этим любой мировой кризис, боюсь, покажется меньшим злом. Но наверху Ахметова, к счастью, не поддержали. Теперь он министр обороны, и мы все переживаем за нашу безопасность».
Резюмируя свою полемическую заметку, г-н Ертаев вбивает далеко не последние гвозди в «гроб» деловой репутации своего оппонента: «Когда-то вы были ярым противником участия государства в капитале частных банков, а сегодня молчаливо участвуете в этом процессе. Когда-то вы посещали заседания Ассоциации финансистов, а сейчас общаетесь с банкирами только посредством СМИ и пресс-конференций. Когда-то вы радовались за банки, привлекающие депозиты у населения, и сбривали бороду по поводу очередных миллиардов, а сегодня ругаете их за это. Когда-то вы были настоящим рыночником, а сегодня готовы упразднить все валютные обменники и посадить в тюрьму всех казначеев, кто упоминает слово «девальвация» всуе. Когда-то вы гордились тем, что являетесь простым интеллигентом из народа, а сегодня сравниваете этот народ со стадом».
Где ответ, «Мистер Нет»?
После таких обвинений, естественно, остается лишь ждать, что глава Нацбанка выдаст в адрес своего критика-«самурая» нечто такое, после чего г-ну Ертаеву останется совершить что-то вроде обряда информационного харакири и надолго замолчать. Тем более что г-н Марченко получил неожиданную «огневую» поддержку со стороны главы ФНБ Кайрата Келимбетова, предложившего в интервью «Панораме» рассмотреть в ближайшее время вопрос об объединении Нацбанка и АФН, а во главе мегарегулятора поставить Григория Марченко, ибо «возглавлять эту структуру должен харизматичный человек, на которого невозможно оказать давление».
Для вящей убедительности г-н Келимбетов даже заявил нашим коллегам, что недавно смотрел фильм про советского министра иностранных дел «Андрея Громыко», получившего на Западе прозвище «Мистер Нет». Так вот, по мнению г-на Келимебетова, «нынешний глава Нацбанка — как раз такой «Мистер Нет». Он может сказать «нет», отстоять свою точку зрения на самом высоком уровне, вплоть до своей отставки».
Что думает об этих высказываниях г-на Келимбетова глава АФН Елена Бахмутова, пока не известно. Между тем Кайрат Келимбетов заявляет о том, что привлечение «значительных внешних заимствований и долговая нагрузка, которую не в состоянии выполнить ни один банк, — это серьезная ошибка риск-менеджмента. Очевидно, что ошиблись все: риск-менеджмент банков, заемщики, кредиторы, рейтинговые агентства, присваивавшие крайне высокие рейтинги, и регуляторы».
А вот еще один его диагноз: «Система, которая, собственно, называется корпоративным управлением, когда акционеры, совет директоров, независимые директора и правление — разные люди со своими функциями, оказалась недействующей». Кроме того, глава ФНБ заметил, что «когда начнется освоение Кашагана и будет приток значительных средств, регуляторы, по правилу контрцикличности, вновь могут оказаться недостаточно сильны».
Британский опыт, на основе которого создавалось АФН во время первого правления г-на Марченко в Нацбанке, г-н Келимбетов идеальным не считает, полагая, что «следовало бы тщательней взвесить, будет ли у нас работать то, что работает в Британии, которая сейчас сама стоит перед возможностью пересмотра данной реформы». А образцом для подражания он считает Турцию, где, с его слов, «авторитет регулятора непререкаем» и «человек, поступающий на службу в банк, приносит что-то похожее на клятву Гиппократа, и если он в дальнейшем допускает какие-то нарушения с точки зрения регулятора, это приводит к «большим проблемам по жизни».
Со своей стороны отметим, что насчет больших проблем по жизни для банкиров и наши власти в последнее время отличились небывалым размахом репрессий.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий