07.08.2009
Последнее предупреждение?
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО, Евгения ПЛАХИНА
Подписание президентом Назарбаевым закона об Интернете стало, видимо, последней каплей для Европейского союза. Нынешний председатель ЕС – Швеция распространила довольно жесткое заявление по этому поводу. Казахстанские правозащитники в свою очередь считают, что это только начало.
More...
«К глубокому сожалению, ЕС узнал о том, что президент Назарбаев поставил свою подпись под законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информационно-коммуникационных сетей», о котором также говорилось в докладе Центра ОБСЕ в Астане от 14 июля», — так начинается заявление Постоянного совета ОБСЕ от 16 июля относительно интернет-законодательства в Казахстане. И далее подписавшие напоминают, что они уже четыре раза (!) выражали свою серьезную обеспокоенность этим законом на Постоянном совете в этом году, в последний раз — в ответ на очередной отчет представителя по свободе СМИ г-на Миклоша Харашти 2 июля.
Это — уже прямое нарушение
«Как мы заявляли ранее, мы строго придерживаемся такой точки зрения, что данный закон нарушает обязательства Казахстана перед ОБСЕ благоприятствовать получению доступа граждан к Интернету и гарантировать, что он останется открытой общественной площадкой для свободы мнений и выражения», — открытым текстом говорится в документе.
Принятие закона — также прямое нарушение обещания, данного министром Тажиным в Мадриде Совету министров иностранных дел 29 ноября 2007 года, — принимать во внимание все рекомендации ОБСЕ и ее институтов при реализации программ демократических реформ.
В заявлении приводится мнение Миклоша Харашти, что данное законодательство в значительной степени ограничивает свободу Интернета и СМИ по нескольким причинам. «В частности, это относится к приравниванию форумов, блогов, чатов и других интернет-ресурсов к традиционным печатным и телерадиовещательным средствам массовой информации, ограничению доступа к зарубежной прессе и установлению новых ограничений для традиционных средств массовой информации с помощью расширения перечня оснований для приостановления публикации или распространения», — говорится в заявлении.
Так как Казахстан приближается к своему председательству в ОБСЕ, ЕС напоминает о своей готовности работать с Казахстаном в качестве будущего председателя и надеется, что страна воплотит в жизнь принципы, обязательства и стандарты организации.
«Мы настоятельно рекомендуем Казахстану принять во внимание вышеозначенные доводы при применении данного закона и рассмотреть будущие поправки к нему», — заключают авторы документа.
Смена тактики
В тот день, когда был подписан этот одиозный законопроект, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис был в Вене и имел возможность наблюдать реакцию представителей европейских институтов гражданского общества на этот, по его выражению, гвоздь в крышку гроба свободы слова. Мы попросили правозащитника рассказать о своих впечатлениях.
- Всем было понятно, что это вызов. В кулуарах говорят, что наши высшие дипломаты обещали западным дипломатам, что этот закон принят не будет. А теперь они в таком состоянии, что просто разводят руками и идут пить воду, — обрисовал ситуацию г-н Жовтис.
Выступая на брифинге в Вене, посвященном теме соблюдения Казахстаном своих обязательств перед ОБСЕ, директор Бюро по правам человека четко обозначил основные противоречия нынешней позиции казахстанских властей и принципов этой международной организации.
- Я сказал, что с 1 января у вас будет председательствовать страна с однопартийным парламентом, с журналистом в тюрьме, с этим законом об Интернете, с «делом Дреничевой», с обвиняемым без защитника (речь на тот момент шла о Мухтаре Джакишеве — ред.), — перечислил он. — Судя по их реакции, они не знают, что делать.
Теперь, по словам Евгения Жовтиса, казахстанские правозащитные организации несколько поменяли тактику в отношении Запада.
- Мы сейчас едем и встречаемся с ними не с целью проинформировать их о нарушениях прав человека, которые есть в Казахстане, а чтобы спросить у них, как они собираются отвечать за все то, что у нас происходит, — так как ОНИ за это проголосовали, — объяснил он.
«Одну башню снесло напрочь»
Теперь казахстанские НПО будут апеллировать к западным НПО и правозащитным организациям, чтобы те спрашивали у своих правительств, как они строят отношения с Казахстаном, чтобы их оппозиция посылала запросы в парламент...
На вопрос о причинах таких нелогичных шагов казахстанских властей «в разные стороны» — к председательству в ОБСЕ, но не соблюдая принципы ОБСЕ, Евгений Жовтис ответил так:
- Складывается очень сильное впечатление, что существуют две непересекающиеся линии. Одна — внешняя: наше общение с внешним миром, включение в мировую экономику, ратификация протоколов ООН, «путь в Европу», председательство в ОБСЕ и т.д. Другая линия — внутренняя, где принимают законы об Интернете и о религии, сажают журналистов, накладывают штрафы на газеты, закрывают партии и общественные объединения.
Существует ли единый стратегический центр, где совмещаются эти линии, задался вопросом правозащитник.
- Ведь то, что происходит по второй линии, первой никаких плюсов не приносит, вред один. У страны, получается, две башни: внутренняя и внешняя. Так вот, внутреннюю снесло напрочь, — сделал невеселый вывод г-н Жовтис.
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №29 (164) от 07 августа 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий