25.09.2009

Астана верит в светлое ядерное будущее


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Казахстан заявил о намерении развивать у себя мощности по обогащению урана. Прежде Астана вслух не касалась этой темы: у РК никогда не было собственного разделительного производства. Эксперты разошлись в оценках заявления и его возможных последствий.

More...
Одни считают, что Астана может претендовать лишь на совместное производство с Россией.Другие, напротив, убеждены, что Казахстан себя недооценивает – республика могла бы играть ключевую роль на рынке ядерного топлива.

Казахстан намерен к 2020 году занять 7% мирового рынка по обогащению урана — такую претенциозную декларацию озвучил министр энергетики и минеральных ресурсов республики Сауат Мынбаев 24 сентября на энергетическом форуме KazEnergy. Как сообщило агентство «Новости-Казахстан», чиновник заявил, что к 2020 году республика намерена также к указанному сроку довести свою долю в изготовлении топливных таблеток до 13% и занять 14% мирового рынка изготовления тепловыделяющих элементов — ранее Астана в этом сегменте не присутствовала вовсе. «Мы постоянно проводим работу по добавлению всех недостающих звеньев ядернотопливного цикла, у нас амбициозные, но вполне реальные планы», — процитировало министра агентство.

Сауат Мынбаев подчеркнул, что республика планирует создать у себя полный вертикально интегрированный комплекс ядернотопливного цикла. По его словам, сегодня в Казахстане имеются два из пяти возможных переделов: добыча урана и изготовление порошков и топливных таблеток. «По прогнозам парк ядерных реакторов в мире до 2050 года должен будет увеличиться почти в три раза от сегодняшнего уровня. И Казахстан не будет в стороне от этой глобальной тенденции и может стать одним из ключевых игроков на мировом ядерном рынке», — процитировало главу Минэнерго агентство «Новости-Казахстан». Сауат Мынбаев также напомнил, что Казахстан планирует до 2020 года ввести у себя в действие как минимум одну АЭС.

В объятьях ядерных банкиров

Тема обогащения урана сама по себе довольно щекотлива. Дело в том, что обогащение урана — это двойная технология. Она позволяет создать как низкообогащенный уран с содержанием изотопа урана-235 от 2 до 5%, который используется при производстве топлива для АЭС, так и высокообогащенный — с содержанием изотопа более 90%. Последний можно использовать для создания ядерного оружия. Поэтому в мире распространено мнение, что страна, обогащающая уран, потенциально может претендовать на статус ядерной державы. Понятно, что государства, уже имеющие такой статус, делают все, чтобы не допустить в той или иной стране развития технологий обогащения. Все помнят, что разговоры Ирана о мирном атоме привели к своеобразной «холодной войне» между ним и западными странами.

Однако Казахстан может позволить себе такие заявления. Потому что де-юре уже обогащает уран, правда, совместно с Россией. Астане принадлежит 10% акций российско-казахстанского банка ядерного топлива. Речь идет о Международном центре по предоставлению услуг ядерного топливного цикла (МЦОУ) на базе электролизно-химического комбината в Ангарске. Главный редактор журнала «Атомная стратегия» Олег Двойников уверен, что глава казахстанского Минэнерго имел в виду как раз ангарские мощности. «Создавать отдельное разделительное производство в Казахстане — это абсолютно не рационально, — считает эксперт. — Это слишком долго и дорого. Мне кажется, что разделительный комплекс составляет примерно 40% стоимости всей атомной отрасли страны».

Но это не единственная точка зрения. Потому что и Россия для Казахстана не единственный партнер в развитии атомной отрасли. Напомним, весной этого года Нурсултан Назарбаев предложил США разместить на территории Казахстана банк ядерного топлива. Казахстан может разместить у себя такой банк, поскольку подписал договор о нераспространении ядерного оружия.

Интрига в том, что Америка, давно мечтающая о банке ядерного топлива, по официальной версии, не владеет современной технологией газоцентрифужного обогащения — она есть только у России и у англо-голландско-германского концерна «Юренко». Вашингтон до сих пор использует устаревшую газодиффузионную технологию. Однако ходят упорные слухи, что у США на самом деле центрифуги есть. Просто американцы не спешат переоснащать свои заводы, поскольку это потребует очень больших финансовых затрат. Не исключено, что американцы в будущем попытаются использовать свои устаревшие технологии как разменную монету — например, переоснастят собственные разделительные производства, а газодиффузионные машины предложат стране, которая согласится разместить у себя банк ядерного топлива. И Казахстан на роль такой страны вполне подходит.

Подростковые комплексы

На каких разделительных мощностях — собственных или российских — глава казахстанского Минэнерго Сауат Мынбаев намерен занять 7% мирового рынка по обогащению урана, можно только гадать. Возможно, он и сам этого пока не знает. «Это было политическое заявление, которое не описывает технологический процесс, — объяснил "Республике" директор Международного центра ядерной безопасности (МЦЯБ) Минатома РФ, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ Рустам Исламов. — Это программа действий. Она может быть достигнута разными способами. Это может быть собственный обогатительный комбината. Или же, поскольку строительство такого комбината — чрезвычайно дорогостоящая и длительная процедура, это может быть возведение мощностей по дообогащению уже обогащенного ядерного топлива».

По словам профессора Исламова, никаких юридических препятствий на пути возведения таких мощностей у Казахстана не будет. «Вы обогащаете топливо до 4% — это абсолютно мирный уран. Все ядерное топливо с содержанием изотопа урана меньше 20% не является военной продукцией, — сказал эксперт. — Все разговоры о двойной технологии и о том, что от 4%-ного урана недалеко до 90%-ного — от лукавого. Обогащение до 4% отнимает колоссальное количество времени и денег. Представьте, сколько придется потратить и того и другого, чтобы обогатить топливо до 90%?»

Юридических препятствий не будет, но это не означает, что для Казахстана такой путь оптимальный. «Казахстан сегодня напоминает неразвитого подростка. В том смысле, что у республики просто колоссальный потенциал в этой области. И он мог бы играть одну из ключевых ролей на рынке ядерного топлива. Однако руководство ядерной отрасли республики этот потенциал недооценивает», — считает Рустам Исламов.

По его словам, Казахстану необходима сеть атомных электростанций по всей стране. Одной АЭС, которую власти пообещали построить к 2020 году явно недостаточно. «Это и есть планы подростка, — сказал директор МЦЯБ. — Подросток хочет выкурить одну сигарету и сходить на один фильм. А ему нужно перестать копировать взрослых и начинать ходить в библиотеку и читать книги».

Комментируя заявление главы казахстанского Минэнерго относительно планов по созданию полного вертикально интегрированного комплекса ядернотопливного цикла, Рустам Исламов отметил, что Астане следует принять участие в разработках новейших реакторов, которые кардинально меняют топливный цикл, поскольку не требуют отдельных мощностей по переработке ядерного топлива и захоронению отходов. «И если Казахстан, вместо того чтобы копировать старый паровоз, возьмет на вооружение новейшие технологии, то он сразу вырвется вперед», — сказал эксперт.

Но для участия в таких разработках Казахстану нужно сначала навести порядок в собственной атомной отрасли. Которую, как известно, в последнее время серьезно лихорадит. Передел, насильственная смена менеджмента, неожиданные аресты и уголовные дела не слишком хорошее подспорье для развивающейся отрасли. Пользуясь столь удачным образом Рустама Исламова, подросток, вместо того чтобы корпеть в библиотеках, сегодня устраивает «разборки» в подворотнях. Едва ли в столь экзотичных штудиях можно реализовать свой ядерный потенциал.

0 коммент.:

Отправить комментарий