21.10.2009
В Лондоне говорят о нефти и деньгах
Автор: Дмитрий КОПТЕВ
На проходящей в Лондоне ежегодной конференции «Нефть и деньги» представители мировой нефтяной индустрии убеждали друг друга, что очередное ралли на нефтяном рынке не является пузырем, что отказываться от доллара в расчетах за нефть еще рано, и что эпоха слияний и поглощений в отрасли осталась в прошлом.
More...
Самое, пожалуй, смелое заявление прозвучало из уст главного исполнительного директора британской компании ВР Тони Хейворда. В то время как большинство аналитиков и даже самих представителей нефтянки признают, что рост цен на нефть в последние месяцы носит спекулятивный характер и не связан с реальным спросом (см. например, материал «Нефть дорога даже для ОПЕК»), глава ВР без тени сомнения заявил, что ралли базируется на фундаментальных показателях. Правда, показатели эти не совсем экономические.
«Что касается нефти, то мы сейчас наблюдаем снижение добычи на существующих месторождениях при росте спроса, — привело слова Хейворда РИА "Новости". — При этом мы имеем примерно 50 миллионов баррелей в день новых ресурсов, что в два раза больше нынешней добычи на всем Ближнем Востоке». Проблема, по мнению топ-менеджера ВР, лежит не в геологической, а в политической сфере. Примерно 80% вновь открываемых нефтяных месторождений находятся в странах, которые ограничивают или полностью запрещают доступ к ним зарубежных компаний, пояснил он.
В результате складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, есть ресурсы, которые только и ждут, чтобы их начали разрабатывать. С другой — глобальные энергетические компании, которые были бы рады этим заняться. А посередине — правительства, не имеющие технологий или средств для освоения имеющихся у них месторождений, но не готовые допустить к ним инвесторов из-за рубежа. По крайней мере, на тех условиях, на которых те готовы были бы работать. «Мы ожидаем, что правительства этих стран все-таки обеспечат безопасный и стабильный доступ к этим ресурсам. Когда мы поймем, что условия нормальные, мы будем инвестировать», — заключил Тони Хейворд.
Отметим, что кое-где к этому призыву прислушались даже раньше, чем он был озвучен для широкой публики. Например, на прошлой неделе Ирак объявил о смягчении налогового режима для иностранных компаний, претендующих на участие в разработке нефтегазовых запасов страны (подробнее об этом см. материал «В Багдаде все подешевело»). От кого еще Хейворд ждет подобных сигналов, он не уточнил.
Однако как бы нефтяные компании ни стремились пробиться к новым ресурсам, делать это за счет покупки новых активов они не будут, полагает коллега Хейворда из американской ConocoPhillips Джим Малва. По его словам, он не ожидает в будущем очередной волны слияний и поглощений в нефтяной отрасли, подобной той, что имела место в 80—90-е годы прошлого века. Результаты той волны, которые мы можем наблюдать сейчас, показывают, что слияние компаний давало крайне мало возможностей для синергии, поэтому смысла возвращаться к этой практике нет. Кроме того, в последнее время усилилось противодействие такого рода сделкам со стороны национальных правительств.
Подобные заявления должны заинтересовать аналитиков и насторожить менеджмент ЛУКОЙЛа. В последнее время ходили упорные слухи о том, что ConocoPhillips собирается продать принадлежащий ей пакет акций российской компании. В IV квартале 2008 года американцы были вынуждены констатировать, что инвестиции в ЛУКОЙЛ, о которых Малва в 2004 году лично прилетал в Москву договариваться с тогда еще президентом Владимиром Путиным, оказались не столь удачными, как казалось. Потери ConocoPhillips от снижения балансовой стоимости доли в ЛУКОЙЛе составили почти $7,5 млрд. Так что Джим Малва имеет полное право жаловаться. Впрочем, пока американская компания категорически отрицает, что собирается выйти из капитала российской.
Но вот за что можно быть спокойным, так это за доллар. Несмотря на то что американская валюта в последнее время переживает не лучшие времена, отказываться от ее использования в торговле нефтью никто не собирается, заявил на конференции генсек организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Абдалла аль-Бадри. «Вы не можете перескакивать с валюты на валюту. Процесс перехода должен занять какое-то время», — привело слова аль-Бадри ИА «Новости-Казахстан».
Производители и потребители нефти не всегда и не во всем соглашаются друг с другом, однако по этому вопросу наблюдалось редкостное единодушие. «Индивидуальные транзакции уже сейчас могут осуществляться и в долларах, и в евро, и в иенах. Но нефтеиндустрия должна опираться на наиболее надежную, наиболее ликвидную валюту», — заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака. В настоящий момент такой валютой является доллар. Хотя в перспективе исключать возможность отхода от американской денежной единицы все же не стоит. Кто ее знает, вдруг еще подешевеет — даром, что ли, нефть отдавать?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий