31.08.2010

От тюрьмы и от сумы…

Непростая ситуация вокруг учреждений, исполняющих наказания в Республике Казахстан. 
 
Автор: Юрий ГУСАКОВ
 
В СМИ – почти ничего толком. Почитаешь Интернет – чувства весьма противоречивые… Ни с того ни с сего не отправятся в отставку первый руководитель и два заместителя Комитета УИС. По этой и ряду других причин стоит, наверное, посмотреть на эту ситуацию попристальнее и поотстраненнее.
Последние месяцы систему лихорадит. Бунты, акции членовредительства, увольнение руководителей, отставка самых высоких управленцев, смерть отдельных осужденных, избиения осужденных... Отголоски лихорадки — появление «новых» правозащитников, компромат на «старых», шумиха в СМИ, политизированность отдельных представителей правозащитного сектора, серьезная игра в политику организованной преступности, массовый побег с кровопролитием... Перечислять можно долго.
Институт повышения преступной квалификации
О чем же тогда молчат? Что вслух не проговаривают? Молчат о том, что экс-министры юстиции загнали систему исполнения наказаний в тупик, затормозив так хорошо начатые в свое время реформы. Молчат и о том, что Комитет уголовно-исполнительной системы (уж не знаю, с кем в сговоре) по непонятным причинам противится приватизации всего, что еще с советских времен называлось «промзона» (для непосвященных: средство выкачивания прибыли посредством использования труда осужденных на морально и физически устаревшем оборудовании).
Молчат о том, что специалистов-тюремщиков в стране почти не осталось, а среди неспециалистов должности руководителей и замов в учреждениях настолько непопулярны, что число вакансий приближается к сотне. Молчат и о том, что «грев» (для непосвященных: спиртное, деньги, наркотики) гуляет по зонам Республики Казахстан. Молчат и о том, что попадает он туда в основном через сотрудников системы, которые так восполняют недостаточное внимание государства к их быту и социальной неустроенности. Молчат и о сложившейся практике «развенчания авторитетов» с последующим запугиванием других осужденных...
Выкладывая государству деньги из своих карманов, мы с вами надеемся, что государство воздаст преступникам по заслугам. Что те, кто нас грабит, убивает наших родных и близких, насилует их, торгует наркотой, приводя к смерти, заслуженно отбывают наказание по приговору суда. Что раскаиваются, ждут освобождения для начала новой жизни. Именно поэтому в светском правовом государстве нет места отмщению преступнику за содеянное и именно поэтому мы ведем речь о наказании, возмездии и исправлении.
Могу утверждать, что почти все зоны в Казахстане превращены в «институты повышения квалификации и роста преступного мастерства». Практически все учреждения пенитенциарной системы представляют собой лагеря, где осужденных содержат не в тюрьмах и камерах, а в бараках, которые называют общежитиями для осужденных, группами по шестьдесят, сто и более человек. По сути, такие условия можно рассматривать как условия для процветания субкультуры, уголовной традиции в различных проявлениях, распространения инфекционных и других заболеваний, нарушений прав человека, злоупотреблений и всевозможных спекуляций. Именно поэтому необходимо продолжать реформировать систему как важную составляющую оздоровления общества в целом.
Два слова об уголовной традиции. Не так просто изменить то, что возникло несколько веков назад... Традиции воровского мира уходят корнями в царскую Россию и в то наследие, которое сегодня ощутимо влияет на ситуацию в учреждениях, — бесспорный негатив, от которого надо избавляться. Традиция живет за счет вовлечения в свои ряды новых членов (зачастую это молодые люди с несформировавшейся психикой, моральными устоями и ценностями, подверженные негативному влиянию).
Вторая составляющая традиции — противопоставление «черной зоны» (так называют продолжателей воровской традиции) «красной зоне» (продолжателям традиции советской). Очень небольшое количество специалистов-профессионалов осознает, что поддержание режима в учреждении за счет «черноты» или посредством «красных» (так называемых активистов из среды осужденных — советов правопорядка) — нарушение действующего законодательства, регламентирующего исполнение наказаний в Республике Казахстан, в основе которого лежит унижение человеческого достоинства.
Открыть тюрьмы
Изменение правоотношений в пенитенциарных учреждениях в сторону международных стандартов в этой области (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН, 1955 г.) не может не повлечь за собой изменения условий пребывания сотрудников УИС на территории учреждений, когда персонал (сотрудники) учреждений, работающий в контакте с осужденными, постоянно подвергает свою жизнь опасности. Это в равной степени относится к представителям оперативно-режимной службы, воспитательной и медицинской служб. Иными словами, надзор за жизнью осужденных в учреждении осуществляют люди, которые подсознательно, в интересах собственной безопасности или корысти, продлевают жизнь субкультуре и уголовной традиции преступного мира.
Надо сказать, что государство очень прохладно относится к сотрудникам системы, обеспечивающей нашу с вами безопасность. Мизерная зарплата и полное отсутствие льгот, ранее присутствовавших. Эту составляющую необходимо учитывать всем, кто берется за изучение условий содержания осужденных в Республике Казахстан с целью ее улучшения.
Казалось бы, осуждение преступника к определенному приговором сроку лишения свободы и отбывание им этого срока в жестких условиях не предполагают дальнейшего участия общества в его (осужденного) судьбе. Государство, обеспечивая безопасность общества, полностью берет на себя заботу о пребывании преступника в пенитенциарном учреждении и последующей реинтеграции в общество (ресоциализации).
Тем не менее закрытость учреждений способствует применению устаревших норм морали и быта, негативному отношению к проводимой реформе, противодействию и обострению конфликтов, которые вызваны самим назначением учреждения для исполнения наказаний. Такие конфликты перманентны, и ряд факторов, которые могут повлиять на их стремительный рост, необходимо учитывать в обязательном порядке.
Изоляции от общества преступника и закрытости учреждений, порождающих произвол, противопоставляется участие общества в судьбе преступника и открытость учреждений для определенного круга лиц. Ведь условия содержания преступников в очень многих странах далеки от международных стандартов. Однако посещения учреждений независимыми некоммерческими организациями, представляющими общество, способствуют изменению такого положения. Имеются в виду религиозные организации, организации медицинской и правовой направленности, а также правозащитные и средства массовой информации.
Основные пункты
Вот только слово «способствуют» скоро придется употреблять в прошедшем времени... Если кто-то из читателей подумал, что я не знаю об уровне коррупции в стране, — напрасно. Это то самое кривое зеркало, в котором отражаются все негативные процессы системы. В последние годы реформы не только замерли, но и начали испаряться. Хорошим тенденциям очень легко потеряться в огромном государственном механизме подавления. Подавления не только воли осужденных, подавления инициативных и думающих сотрудников, подавления любых инициатив неправительственного сектора. В качестве примера можно рассмотреть первые четыре пункта, приведенные ниже. Этим инициативам и предложениям более пяти лет.
1.                  В учреждениях КУИС МЮ РК необходимо провести паспортизацию зданий, сооружений и жилых помещений на предмет их соответствия СНИП, ПТЭ, ПТБ, ППБ, санитарно-эпидемиологическим нормам (здания и сооружения в большинстве своем ветхие, как и жилые помещения, электропроводка в аварийном состоянии, приборы освещения и электрооборудование в большинстве случаев кустарного изготовления). Жизнь людей (персонал и осужденные) постоянно подвергается опасности.
Представители гражданского общества, представители администрации учреждений и осужденные должны точно знать, сколько тысяч или миллионов тенге необходимо учреждению для ликвидации несоответствий нормам действующего законодательства. Предусмотреть проектирование и строительство новых учреждений в городской черте областных центров.
2.                  Необходимо принятие срочных мер запретительного характера том числе на законодательном уровне) в ситуации, когда практически во всех учреждениях осужденных привлекают к выполнению неоплачиваемых работ по «благоустройству» учреждений и прилегающих к ним территорий сверх установленного УИК двухчасового срока в неделю. По сути, это рабский, подневольный труд, который в отдельных случаях можно квалифицировать как унижение человеческого достоинства, жестокое обращение, пытку (!). Можно выразиться иначе: сознательное неправомерное изменение условий содержания осужденного в сторону ухудшения (!!!) и вразрез с приговором суда.
3.                  Решить вопрос использования труда осужденных в соответствии с Конституцией РК. Процессы приватизации практически не коснулись так называемой промзоны. Эти предприятия — не соперники в проводимых тендерах по госзакупкам. Их производственная база требует серьезных инвестиций. Это внешний аспект. Внутренний: монополист, использующий труд осужденных, наживается дважды на осужденных еще и за счет торговых точек в зонах. Цены в магазинах тюремной системы впору бутикам с мировыми брендами. Дискриминация, запрещенная на конституционном уровне, процветает на предприятиях РГП «Енбек». Обеспечить работой всех желающих невозможно, а это способ для спекуляций различного толка.
4.                  Обязать руководителей местной исполнительной власти (акимов областей и городов республиканского значения) побывать в каждом учреждении пенитенциарной системы соответствии со ст.17 УИК РК) и рассмотреть возможности дополнительного финансирования учреждений из местных бюджетов.
5.                  Генеральной прокуратуре дать соответствующую правовую оценку действиям администрации учреждений и КУИС в целом:
1) по фактам сложившейся практики «развенчания авторитетов» — практики порочной, основанной на унижениях и насилии в отношении осужденных;
2) по фактам незаконных послаблений режима содержания, выражающихся в произвольных взаимоотношениях администрации с осужденными, не основанных на нормах действующего в РК права;
и предпринять меры прокурорского реагирования для привлечения виновных к ответственности.
Каждый из первых четырех перечисленных пунктов требует взвешенных политических решений и подразумевает выделение бюджетных средств, изменение нормативного материала, принятие решений на государственном уровне. В такой ситуации, обосновывая необходимость выделения средств из государственного бюджета, КУИС МЮ мог целиком и полностью полагаться на поддержку со стороны общественных институтов. Причем поддержка была бы достаточно аргументированной.
О пятом пункте разговор особый. Неужели господа действующие политики полагали, что «развенчивание авторитетов» посредством унижения человеческого достоинства, оскорблений, видеосъемок с последующей демонстрацией осужденным в других учреждениях не вызовет ответной реакции? Уверен, что нет! Действия, не основанные на нормах действующего законодательства, всегда предполагают противодействие.
На мой взгляд, цепь акций членовредительства в учреждениях тюремной системы — ответный ход преступного мира на непредусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом РК недальновидные действия руководства КУИС. Еще раз повторюсь — оценку этим действиям Генеральная прокуратура дать обязана.
Правительство — в тюрьму?
Возвращаюсь к уже написанному выше: выкладывая государству деньги из своих карманов, мы с вами надеемся, что государство воздаст преступникам по заслугам. Не воздает! Или воздает, но не всем. Кто-то на строгом или особом режиме употребляет спиртное, наркотиками балуется, планирует будущие преступления против нас с вами. Не везде и не все сотрудники системы в одинаковой степени требуют его соблюдения.
Должен оговориться: основная масса осужденных является законопослушной, основная масса сотрудников системы действуют в полном соответствии с нормативным материалом и приказами начальников... Но произвол и вседозволенность со стороны отдельных сотрудников никуда не исчезли. Расследовать и доказывать это ОБЯЗАНЫ следственные органы. Не правозащитники, не журналисты, не религиозные деятели...
Не могу не сказать нескольких слов об известных казахстанцах, с которыми встречался в этом году в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан.
Арон Атабек (Едигеев) — один из них. Утверждаю: все, что происходит с этим человеком в этом году — приговор, этапирование в другое учреждение и т.д., — результат неприязненного отношения к личности этого человека, дискриминации и различных провокаций против него со стороны отдельных представителей администрации АК 159/22 (Каражал Карагандинской области). В списке злостных нарушителей режима содержания в этом учреждении не должны были вообще значиться осужденные: в зоне строгого режима в феврале этого года строгого режима я не увидел. Если нет режима — не должно быть нарушителей, тем более злостных. Полагаю, что адвокат мог бы опротестовать приговор суда в отношении несгибаемого Арона Атабека, связанный с его тюремным сроком.
Евгений Жовтис. Здесь ситуация совершенно другая. Не нужно быть семи пядей во лбу прокурорским работникам, чтобы легко увидеть дискриминацию, которой он подвергается, отбывая наказание по несправедливому приговору суда в учреждении ОВ 156/13 (точнее, в отдельном участке этого учреждения в г. Усть-Каменогорске). В мае этого года мне пришлось увидеть это и потом долго ломать голову над вопросом: почему осужденные из этого учреждения выходят по одному и группами, свободно перемещаются туда и обратно без сопровождения и охраны, а Евгения Жовтиса только вывозят и обязательно в сопровождении старшего офицера? Полагаю, что сам факт осуждения, лишение свободы и дискриминационное положение стойкого и мужественного Евгения Жовтиса в учреждении — это решение политическое и вообще не зависящее от КУИС МЮ или МВД РК.
В год пятнадцатилетия Конституции Республики Казахстан совершенно не лишним было бы напомнить всем действующим политикам в нашей стране, что реформа тюремной системы в Польше быстро и благополучно завершилась только после отсидки в этой системе польского правительства. Этого было достаточно для снижения уровня коррупции, для утверждения государства правовым и для уважения прав и свобод человека в Польше. В Конституции Республики Казахстан продекларировано, что мы, казахстанцы, утверждаем себя именно таким государством. Полагаю, что для этого совсем не обязательно помещать правительство в тюрьму. Однако надзорному органу следует отойти от двойных стандартов в оценке деятельности исполнительной власти. Однажды и навсегда. И это касается не только уголовно-исполнительной системы.
...Хотелось в завершение высказать надежду на изменения, но нет. Нет у меня такой надежды. И в ближайшие годы системных изменений в пенитенциарной системе ничто не предвещает. Поэтому своим коллегам-правозащитникам пожелаю терпения и крепкого здоровья. С пониманием отнесусь к тем, кто оставит эту деятельность по вполне понятным причинам. Ведь невозможно апеллировать к праву при его отсутствии и подмене.
Юрий ГУСАКОВ, директор Карагандинского областного филиала КМБПЧиСЗ

0 коммент.:

Отправить комментарий