24.08.2010

Турецкий дневник. Часть III

Примером «непрагматичного подхода к ведению бизнеса» со стороны казахстанских бизнесменов, не дающего задела на будущее, называет директор известной в Турции туристической компании «Совран» Гюльтекин Ялаз ситуацию на казахстанском рынке выездного туризма. 
 
Автор: Анатолий ИВАНОВ
 
- Очень часто ваши туристические компании, приобретая заранее места в отелях популярных курортов Турции, позже сильно завышают стоимость путевок. Хорошо если сверху идет надбавка в 30%. Это еще терпимо. Плохо, когда стоимость путевки увеличивается на 60—70%! В этом случае потери понесут все — и турецкие отели, и сами туристические компании. Кто-то из туристов решит изменить своим привычкам и отправится в другую страну, а кто-то воспользуется услугами Интернета.
Здесь стоит заметить, что с развитием Интернета на самом деле появилась тенденция отказа от услуг туристических компаний. Особенно она заметна в странах Западной Европы. В свете проблем, возникших у традиционных конкурентов Турции в туристической индустрии — Греции, Испании и Португалии, все больше немецких, французских и голландских туристов предпочитают бронировать места в отелях Антальи, Бодрума или Мармариса через Всемирную сеть. Увидев это, турецкие отели быстро подстроились к новым условиям. И вот уже предлагается не только индивидуальный трансфер из аэропорта, но и услуги говорящего на языке гостя гида, и даже выбор конкретного номера в выбранном отеле.
В данном случае показательна деятельность друзей Гюльтекина Ялаза из компании «Гюрал». Компании, которая на турецком рынке туризма присутствует относительно недавно и более известна в Турции как производитель фаянсовых изделий и фарфора.
- Мы не стали вкладывать деньги в очень дорогие машины и недвижимость за рубежом. Мы решили внести свой вклад в развитие туризма в своей стране, построив небольшую сеть отелей в регионе Антальи, — гордо рассказывает одна из учредительниц компании Харика Гюрал. — И мы не стали идти по традиционному пути, опираясь на массовый туризм. С каждым человеком мы стараемся работать индивидуально. Начиная от того момента, когда он забронировал место в одном из наших отелей. При этом для нас важно не только обеспечить комфортное пребывание гостей, но и дать работу гражданам нашей страны.
По словам Харики Гюрал, сегодня только в сфере туризма у них обеспечено работой свыше 3 тысяч человек, средняя заработная плата которых колеблется в пределах $1500 в месяц. Но и это еще не все. Развитие туризма в Турции способствует расцвету ремесленничества и торговли вокруг расположенных у моря отелей.
Причем интересно, что среди торговцев и ремесленников немало тех, кто совсем недавно покинул Казахстан либо собирается сделать это в ближайшее время.
Один из них — теперь уже бывший гражданин Республики Казахстан Исмаил Паша:
- Таких, как я, в регионе города Анталья живет сегодня очень много. Говорят, что нас, казахов, а нас здесь называют казахами, минимум 30 тысяч человек. Я считаю, что еще больше — все 100 тысяч будет!
- А раньше где Вы жили?
- В Алматы. Есть такой микрорайон — Айгерим. Слышали?
- Да, это бывший поселок имени Кирова.
- Там я жил. До 45 лет жил. Потом уехал в Турцию.
- Почему уехали? За лучшей долей?
- Если бы! Я так и продолжал бы там жить, но меня вынудили уехать! У меня в Алматы все было — хороший дом, хорошая машина, свое небольшое предприятие, все было.
- И в чем же дело?
- Житья не было. Это здесь я казах, а там турок был. Вам это о чем-то говорит? Стоит выехать за ворота дома, тут же гаишник: штраф, говорит, 10 тысяч тенге плати. Спрашиваю, за что? Говорит, сам знаешь, на рожу свою посмотри. Не обидно?
- Ну, это может быть и частный случай...
- У меня брат жил в Каскелене, его тоже гаишники останавливали. Тоже все время деньги вымогали. И не только гаишники. Куда ни пойдешь, везде деньги хотят! Нормально, да? Частный случай?!
- У меня тоже все время деньги вымогали. Я в селе Мерке жил, — неожиданно подключился к нашему разговору подошедший молодой человек. — Я скрываться не буду, меня Ильхан Оздемир зовут, и я согласен с Исмаилом, никакого житья нам не давали и до сих пор не дают. У меня родственники — брат, сестра в Жамбулской области остались. Вот жду, когда они смогут ко мне переехать. С ними все время по телефону разговариваю. Ничего не меняется! Как было пять лет назад, когда я сюда переехал, так и осталось. Надо справку получить с места работы — плати. Надо детей в школу отправить — плати. Надо в больницу к бесплатному врачу сходить, все равно плати!
- Намекаете, что в Казахстане система такая?
- Нет, не намекаем, прямо говорим! — темпераментно говорит Исмаил, перехватывая инициативу у Ильхана. — Пока в Астане сидят те, кто сидит, ничего в Казахстане не изменится. И чем дальше будут продолжаться повсеместные безобразия, тем больше людей будут из Казахстана уезжать! Если будут уезжать, лучше станет что ли? А кто землю пахать будет, кто овощи-фрукты выращивать?
- Я всю жизнь этим занимался, — наша небольшая компания увеличивается еще на одного человека. — И будь моя воля, так и продолжал бы выращивать персики и абрикосы. Сейчас вот кожей торгую. Эй, дорогой, подходи, заходи, посмотри: куртки, дубленки, плащи! Все натуральная кожа высшего качества, нигде лучше не найдешь!
- Вижу, Вы неплохо освоили рекламные приемы...
- Ха, освоил, а ты спроси надо мне это?! Я пока здесь гражданства не имею, жду только, когда выдадут. Землю мне никто не даст. А в Георгиевке у меня сад был и место на рынке. Дурак я, решил в малый бизнес податься. Послушал ваш «Хабар» — малому бизнесу в Казахстане везде дорога! Три дороги не хочешь?! Я на все свои скопленные деньги решил небольшой цех по производству консервов сделать. Даже двух месяцев не проработал, один начальник пришел, потом второй, потом третий. А четвертый вообще сказал, что цех ему будет принадлежать, а я свободен. Теперь я здесь, лучшего в мире качества кожей торгую...
- Ты думаешь, мы тут сказки рассказываем?! — видя мои сомнения, вновь вступает в разговор Исмаил Паша. — Да ты походи здесь в Текирове, в Кемере, в Анаталье, в Сиде, с людьми поговори. Тебе каждый второй подобные истории расскажет, и никто своих имен скрывать не будет! Знаешь, что обидно? Для нас Казахстан — это дом, а казахи — братья, у нас к ним никогда раньше претензий не было. Пока не пришли к власти эти жадные Баевы, которым глубоко наплевать и на народ, и на свою страну. Вот ты журналист? Так вот, так и напиши! Мы не скрываемся, и за свои слова всегда ответить можем!
...Надо сказать, что в Турции к Казахстану в целом очень хорошее отношение. И далеко не всегда граждане Турецкой Республики, с которыми удалось пообщаться в ходе поездки, ругали нашу страну. Были и такие, которые с теплотой вспоминали свое посещение Казахстана.
Во время ожидания самолета на Алматы, сидя в кафе за чашкой чая, я разговорился с одним учителем турецкой литературы из Измира. Два года назад ему довелось побывать в Алматы и Астане. Его восторгу не было предела. Он восхищался бескрайними степями под Астаной, вершинами заснеженных гор близ Алматы. Вспомнил даже свою поездку к таинственному озеру Кайынды. В ходе нашего разговора он произнес фразу, которая, наверное, и определяет в целом отношение Турции к Казахстану:
- Для нас, живущих в Турции людей, Казахстан — это страна особая. Атаюрт. Дом, откуда турки двинулись на запад, чтобы позже основать колыбель своей нации — Анадолу (земля матери) и создать одну из величайших за всю историю империй мира — Османский султанат. Мы хоть и светская страна, но у нас есть мусульманские корни. А для правоверных понятия «мать» и «отец» всегда неразрывно связаны.

0 коммент.:

Отправить комментарий