19.11.2010

«Хоргос» «крышуют» генералы из Астаны?

Беспредел на таможенном пропускном пункте «Хоргос» «крышует» не только руководство таможни, но и некие «генералы из Астаны». 
 
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
 
С таким заявлением пришла к нам в редакцию предпринимательница Канагат Такеева. Наша газета стала для нее последней инстанцией в попытке добиться справедливости и привлечь внимание к ситуации на «Хоргосе». Об особенностях отечественного таможенного бизнеса она рассказала в интервью редакции.
Прежде чем мы дадим слово нашей собеседнице, мы хотим довести до сведения правоохранительных органов, к которым наверняка попадет это номер газеты, следующее:
1. Мы посчитали невозможным откладывать публикацию этих, возможно, не до конца проверенных сведений, потому что сегодня уже есть наглядный пример российской Кубани, где из-за бездействия правоохранительных структур и всеобщего страха подонки просто начали насиловать людей сотнями и убивать десятками.
2. Мы ждем комментариев от всех упомянутых в этом интервью лиц и структур и готовы дать их в газету — с тем, чтобы разобраться наконец в происходящем на «Хоргосе».
3. Мы также надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этой историей и обеспечат личную безопасность Канагат Такеевой, потому что уверены, что ее жизни действительно могут угрожать те самые коррумпированные чиновники, которые лишают наш бюджет законных отчислений.
Абдрахманов, но не тот
- Канагат, начнем с того, почему Вы решили заняться брокерским бизнесом на «Хоргосе»?
- У меня сейчас висит долг за коттедж на сумму в миллион долларов. В залоговом имуществе находится как сам дом, так и две квартиры в Алматы. Я была вынуждена заморозить кредит, но банк отказался. На «Хоргос» я пришла, чтобы заработать, — договорилась с одним партнером, у которого уже третий год существует своя брокерская компания, мы открыли там филиал.
- С чего начались проблемы?
- В частном секторе, где находятся склады временного хранения, я сняла себе офис, но со мной почему-то не заключали договоров. Я спрашиваю: почему? Говорят: начальник таможни сказал не заключать. Сейчас там во главе некто Абдрахманов. Я своих знакомых подключила, меня свели с Абдрахмановым в Алматы, мы стукнули по рукам, он сказал: «Все, можешь работать, никто тебя тут не тронет».
- Абдрахманов? Тот самый, что, будучи начальником на «Хоргосе» в 2002 году, устроил перестрелку с финполовцами, когда полиция попыталась его арестовать?
- Сейчас на «Хоргосе» во главе Абдрахманов Ерлан Файзулаевич. Вообще, мне изначально сказали, что криминал контролирует это место. Я поехала к этому «криминалу». Мне стало известно, что сейчас по «Хоргосу» превалирует некто Баха из криминала — мол, под ним сейчас все. Однако его люди сказали, что они не решат моего вопроса. Создалось впечатление, что криминал сумели отодвинуть с таможни правоохранительные структуры.
Но я могу однозначно сказать, что, даже если правоохранительная система вытеснила с лидирующих позиций криминал, они идут рука об руку! Я выходила на разных людей... При этом 95% на «Хоргосе» — контрабанда, кроме оборудования, которое идет по заводским инвойсам. При таком раскладе границы можно вообще закрывать!
- Там же камеры размещены, в онлайн-режиме транслирующие видео в Астану...
- Я не знаю, что они там наблюдают, но когда есть энная сумма, большая часть которой еженедельно отвозится в Астану, я думаю, эти камеры показывают то, что нужно. Все говорят постоянно: откуда изыскать деньги? А вы три месяца не кладите в карман просто, вы закроете все дырки и все кредиты.
У клиентов выхода нет. Я поднимала интервью Карбузова Козы-Корпеша в 2008 году, он по тематике «Хоргоса» красиво выступал — мол, клиенты страдают, неимоверно тяжкие условия, за проход 180 долларов «вчерную» платят. А теперь проход 300 долларов. Что ж это получается, Карбузов почистил всех и стоимость повысилась в два раза? Зачем тогда говорить такие высокопарные красивые слова, если ты потом надбавишь больше?
- Вы думаете, он причастен к этому?!
- Ну знаете, он же глава Таможенного комитета! Я бы поверила, что он ни при чем, если бы он работал там шесть месяцев. Тогда бы я сказала: Карбузов тут ни при чем. Но он же работает четыре года! И не знать, что происходит?! Ведь я не единственный клиент, остальные просто молчат.
Будешь под Талгатом!
- Хорошо, Вы договорились с Абдрахмановым, и в чем же тогда дальнейшие проблемы были?
- Запустили нас, мы начали работать, ставки нам сказали, прямо написали, сколько должны за провоз машины. Я у них спросила: а если у меня вес нормальный, нет перевеса, я все равно должна платить? Я им сказала, что не хочу платить, раз у меня все нормально. Они парировали: «Тебе нужны проблемы? Если у тебя перевеса нет, все нормально по документам, ты ничего не заплатишь, но в следующий раз у тебя косяк в машине и тебе большую сумму напишут, так что лучше плати потихоньку». Я приняла их условия — «заранее оплачивай свои будущие проблемы».
С таможенниками договорились, согласовали суммы, ценовую сетку расписали. Я беру пробную машину — идет мебель. Приступили к работе, завели эту машину, начали ее оформлять. Когда мы эту машину загнали, оказался перевес — 400 килограммов. Согласно условным ценам мы должны были оплатить 52 тысячи долларов по закону за эту машину.
Я спрашиваю у таможенников: по закону оформляем или не по закону? Договорились «не по закону». Я говорю, что у нас груз идет в Алматы, а они сказали: «Ты должна весь груз везти на «Даму». Я просила: отпустите одну машину через «Хоргос». Они вроде бы согласились, начали машину оформлять, но потом все приостановилось.
Я была вынуждена встретиться с представителями другой ОПГ — вроде бы называется группировка «Атабинские». Но их представитель заявил, что они тут ни при чем. Позже мне Расул — заместитель Аскара Абаева, начальника отдела доставки на таможне, - заявил, что мой груз не пускает некто Талгат. Кто такой Талгат и почему не разрешает? Ведь я договаривалась уже до этого...
- Так кем оказался этот Талгат?
- Одиозная личность, я его так и не увидела. Я спросила, кто он такой вообще, мне говорят, что он кассир, но непонятно — то ли он относится к криминалу, то ли к структурам. Он якобы собирает всю кассу черную и потом делит: эта сумма — КНБшникам, эта — финполовцам, а эта — в Астану агашке. Я сказала, что буду обращаться в органы власти, но мне сказали, что я ничего не добьюсь: «Будешь, как все, под Талгатом, если хочешь работать на «Хоргосе».
- И по какой же схеме вся эта касса распределяется?
- Брокерские компании каждую пятницу собирают все «долги» и отдают «кассиру» Талгату. Все подсчитанные и аккумулированные деньги Талгат сначала отвозит в Алматы, где делит эти так называемые чаевые между «органами», которые его не трогают, но большая сумма из этой кормушки уходит в Астану.
Только с моей машины «на чай» должно было уйти около 10 тысяч долларов. При этом в бюджет уходило вместо 52 тысяч долларов 10 с половиной. Представляете, какие суммы ежедневно там курсируют?! В этом году поток машин немного уменьшился, но во все годы около 300 машин в сутки проходило, и почти с каждой снималась мзда.
- А с китайской стороны тоже такие проблемы или машины проходят нормально?
- Китайцы тоже научились брать, они даже за ручную кладь, за каждую сумку получают от полутора тысяч тенге до двух.
- Что сейчас с Вашей застрявшей машиной происходит?
- Я поняла, что если правоохранительные структуры хотят, чтобы там только Талгат работал, то меня они сейчас по схеме будут отрабатывать. А схема какая? Контрабанда. Я даю сразу же отбой: «Ребята, фирму не подставляем, машину ставьте на СВХ, оформлением не занимаемся». На «Хоргосе» все идет контрабандой, в том числе и машина, которую меня попросили оформить. Ни с одной машины честно не выплачивают денег в бюджет.
«Хочу поднять волну»
- Вы думаете, что обращение в прессу Вам поможет?
- Я таким образом хочу обратить внимание на работу финансовой полиции и КНБ — сейчас обсуждают вопрос о том, чтобы отдать борьбу с «коррупцией» одной из этих структур. Я считаю, ни той, ни другой организации отдавать нельзя. Я обратилась в КНБ - никаких действий не последовало. Когда я обратилась в финпол, мне сказали, что мы не занимаемся этим: мол, «Хоргос» — это область, езжай в Талдыкорган и там пиши заявление. Но товар идет в город, и, мне кажется, это наглядный пример коррупции в государственных масштабах.
Я прошла все инстанции вплоть до президента, но не получила никакого ответа, поэтому обращаюсь в прессу. Хочу поднять волну. Так как правоохранительная система не защищает меня. Я хочу спросить — где мне тогда искать защиты, если Назарбаев не может защитить свой народ?
- Ситуация, в которой Вы оказались, угрожает вашей безопасности?
- Я думаю, да. Все люди, с которыми я встречалась, говорили мне: будь осторожна. Вы только представьте себе, сколько людей, высокопоставленных чиновников кормятся с этой кормушки, с «Хоргоса»?!
Но я не буду бояться, я буду работать там. Да, я не принадлежу к семье Назарбаевых, Тасмагамбетовых или Кулибаевых, но почему все делается вокруг этих семей? Я, например, тоже горжусь своей фамилией, и я знаю, что работаю хорошо.
Кто тот Абдрахманов?
Эта история произошла в марте 2002 года, когда финпол задержал у «Хоргоса» 19 большегрузов, следовавших из Китая в Кыргызстан, Армению и Узбекистан.
В машинах находились китайские товары, но таможенные документы не были оформлены. Товар арестовали. В двух машинах была обнаружена контрабанда -  автомат Калашникова и 200 кг белого порошка. Финполиция заподозрила таможенников в должностном преступлении. Было заведено три уголовных дела, в том числе и против  начальника «Хоргоса» Ерикжана Абдрахманова. Когда шесть финполовцев прибыли в «Хоргос», чтобы доставить Абдрах­манова в Алматы для дачи показаний, на них напали таможенники во главе с самим Абдрахмановым. Руководил группой финпола Искендер Султанов, который рассказал, что их не только избили, отобрали личные вещи, но и угрожали оружием. Причем осуществил это сам начальник таможни. Отделался он легко — в 2007 году его перевели в ВКО, где он до сих пор является руководителем департамента.
Источник: Газета "Голос Республики" №40 (171) от 19 ноября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий