14.12.2010

Запишите меня во взяткодатели

Развелось по миру этих неправительственных организаций! И каждая пробивается вперед, чтобы донести до мира мнение – как правило, критическое. 
 
Автор: Хаим ГРЕЦЬ
 
Обычно от них отмахиваются, как от назойливых мух. Подумаешь, какие-то там «Репортеры без границ». Ну провякали они перед саммитом что-то про свободу СМИ в Казахстане – их что, кто-нибудь услышал?
Другое дело, когда про то же самое Хиллари Клинтон говорит — тут уж уши не заткнешь. Хотя, если поглядеть на этого австралийского писаку и что с ним сейчас вытворяют, так я вам так скажу: уж чья бы корова... а, простите, это Путин уже до меня сказал. И правильно сделал: его услышат, а старый Хаим — это тоже такая неправительственная организация, кому оно надо — меня слушать.
Так вот, о чем это я. Некоторые из этих организаций все-таких ухитряются пробиться со своим мнением на самый верх и даже стать популярными. Вот, например, есть такая себе команда, называется Transparency International. Большая такая международная организация, которая когда-то взяла себе за моду составлять ежегодный мировой рейтинг коррупции. Это, значит, как в футболе: какая национальная сборная больше игр выиграла — та и лучше всех. Только в данном случае все наоборот: у какой страны этой коррупции меньше — та и лучше.
Этот рейтинг с годами стал ну просто ужасно популярным, и это вовсе не потому, что, чем меньше коррупции, тем больше демократии или там всяких прав человека. Если б это все вокруг прав человека крутилось, так они бы такими известными ни за что не стали, уж поверьте старому бесправному человеку.
«Фишка», как нынешние говорят, заключается в том, что умные экономисты доказали: чем больше в стране коррупции, тем меньше в ней иностранных инвесторов. Тех самых толстых жуликов с деньгами, вокруг которых и крутится наша Земля. Коррупция — это для гешефтов очень плохо, потому что вы таки представьте себе, что играете в шахматы, но правила все время меняются, количество фигур тоже, доска становится то треугольной, то кубической, а ферзь противника вымогает у вас взятку, чтоб не поставить мат. Трудно делать деньги в стране, где такие странные условия, пусть в ней хоть нефть с алмазами, хоть газ с ураном.
Так что этот ежегодный рейтинг обычно внимательно читают не какие-нибудь малозначащие правозащитники, а очень солидные финансовые боссы. Читают и прикидывают, куда им вложить миллиард-другой, а куда — себе дороже.
Извините за длинную преамбулу. Я к чему веду? Тут на днях эта самая организация опубликовала свой рейтинг в очередной раз. И что вы думаете? За наш родной Казахстан таки можно порадоваться! Не то чтобы у нас коррупции вообще не было, но мы же теперь сильно поднялись вверх! Судите сами — в 2009 году были на 120-м месте, а теперь — аж на 119-м из 180. Это значит — коррупция-то у нас уменьшается, разве нет?
Жаль, Россия с Белоруссией нас обставили — оказались в группе впереди нас, вместе с Папуа Новой Гвинеей, Колумбией и прочими Соломоновыми островами, но если сравнивать Казахстан с замыкающей группой — Афганистаном, Камбоджей, Камеруном, Ираком, Либерией, Палестиной, Сьерра Леоне, Сомали и Угандой, — так тут наши чиновники вообще ну просто светоч честности и неподкупности.
Наша ближайшая компания в этом рейтинге выглядит гораздо приличнее: близкие и родные Азербайджан с Украиной и Молдавией, черные Кения и Замбия с Ганой, бывшие революционные Сальвадор с Боливией и даже вся из себя такая европейская Литва. В общем, с такими соседями не стыдно и рядом постоять. Мы же демократы? Демократы.
Жаль, в прошлом году еще Вьетнам с нами соседствовал, а теперь там коррупции, похоже, сильно меньше стало, так что он от нас вперед вырвался. Ну и что? Должны же мы хоть в чем-то опережать остальных? Пусть хоть в коррупции...
Если совсем уж честно, меня немножечко смущат способ, которым эти активисты свои сведения собирают. Они, видите ли, просто устраивают опросы среди этих... ой, слово-то такое, на неприличное похоже, «репрезентативных групп населения», вот. Это значит — подходит ко мне на улице такой себе вежливый молодой человек и спрашивает: «Дедушка, мол, а вы в этом году чиновникам взятки давали?» Спрашивается, что я должен думать за такого молодого человека? Он от оппозиции? Он от милиции? У нас ведь, сами знаете, ТАКИЕ вопросы просто так не задают. И что я ему должен ответить? Да, мол, вежливый молодой человек, давал я взятки чиновникам, вяжите меня! Нет уж, старый Хаим себе не враг.
Да и потом, на самом-то деле ну кому я что могу дать? Моей пенсии дай бог на лекарства чтоб хватило, а уж взятки раздавать — это надо-таки немножечко побогаче быть. Что мы там можем накоррумпировать в самом деле? Дать взятку аптекарю, чтоб он нам таблетки немецкие выдал, а не российские? «Подмазать» водопроводчика, чтоб трубы перестали петь торжественные гимны?
Настоящая коррупция — там, наверху, где лишних три миллиона евро за лондонскую дачку — не вопрос, где с иностранной компании восемь миллионов тех же евро «за вступление на рынок» вымогают, где за простое посещение саммита ОБСЕ канцлеру Германии нефтяные контракты на двести лет с пролонгацией обещают. Но между нами внизу и ими наверху все-таки есть одна общая черта: если к ним тоже подойдет вежливый молодой человек и спросит про взятки, ему тоже ответят «нет», честно глядя в глаза. Так что не верю я в это все, не верю.
А если совсем уж откровенно, то есть у меня одна глупая, но все же заветная мечта. Я хочу отыскать таких людей, которым можно бы было сунуть в лапу, и чтобы все сразу стало хорошо. Ау! Господа суперханы, мажилисмены, акимы — я вас очень прошу, возьмите у меня деньги! Старый Хаим последнее с себя отдаст — только сделайте вы хорошо! Выпустите журналистов из тюрем, не разгоняйте демонстрации, постройте жилье, проведите выборы, перестаньте воровать! Кому дать взятку, чтобы это все сделалось?

0 коммент.:

Отправить комментарий