15.06.2009

Банки протестировали и уронили


Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН, Валерия МИНГОВА

Информационно-аналитический портал «Республика» продолжает публиковать материалы в рубрике «Фигура недели». На ушедшей неделе нам запомнилось решение S&P о понижении рейтингов банков Казахстана, озвученное заместителем директора парижского офиса Екатериной Трофимовой, и заявление министра финансов России Алексея Кудрина о том, что ЦБ РФ не будет раскрывать результаты стресс-тестов российских банков.
More...
Рейтинги банков вновь «уронили»

Фигурой прошлой недели по праву можно считать заместителя директора группы «Финансовые институты» парижского офиса «Standard&Poor's» Екатерину ТРОФИМОВУ. В прошлый четверг аналитик огласила очередное решение рейтинговой службы S&P о понижении долгосрочных кредитных рейтингов контрагента двух системообразующих банков Казахстана — «Казкоммерцбанка» (ККБ) и «Народного банка Казахстана» (НБК).

Долгосрочный кредитный рейтинг ККБ опустился с «В+» до «В», а аналогичный рейтинг НБК — с «ВВ-» до «В+», причем оба рейтинга остались с негативным прогнозом. В то же время S&P подтвердило краткосрочный кредитный рейтинг «Народного» на уровне «В» и понизило этот рейтинг «Казкому» с «В» до «С».

- Рейтинговое действие обусловлено ухудшением качества активов, капитализации, ресурсной базы и ликвидности этих банков, — пояснила решение агентства Екатерина Трофимова.

В свою очередь, кредитный аналитик S&P Магар Куюмджян разъяснил, почему рейтинги этих банковских институтов оставлены с негативным прогнозом.
- Прогноз «негативный» по рейтингам ККБ и «Халык банка» отражает трудности, с которыми сталкиваются эти банки. Главным образом это касается ухудшения качества активов и позиции ликвидности в условиях ухудшившейся операционной среды, — подчеркнул он.

При этом агентство ожидает, что проблемные активы казахстанских банков продолжат увеличиваться и в ближайшие несколько кварталов превысят 35%.
- В случае еще большего, чем ожидается, ухудшения качества активов или ликвидности мы снова понизим рейтинги, — предупреждает в своем пресс-релизе S&P и считает маловероятным повышение рейтингов в настоящее время.

На этом фоне чрезмерно оптимистичными выглядят заявления председателя Нацбанка Григория МАРЧЕНКО, сделанные им на пресс-конференции в прошлую среду, то есть на день раньше решения S&P о снижении рейтингов «Казкома» и «Народного». А именно его слова о том, что ликвидности в банковском секторе более чем достаточно:
- Общий объем средств банков на тенговых корсчетах и депозитах в Нацбанке превышает $3 млрд. То же самое касается и других клиентов — Минфина, «Самрук-Казына» и других. Остатки на счетах в Нацбанке значительны, и они растут, начиная с марта-апреля этого года.

Не возьмемся судить, чье мнение наиболее адекватно отражает ситуацию в банковском секторе Казахстана — S&P или главы Нацбанка. Но заметим, что Григорий Александрович выступает в ранге государственного чиновника и тем самым должен говорить и поступать так, как того требует «генеральная линия», тогда как рейтинговое агентство делает свои выводы из анализа текущей ситуации независимо от воли казахстанского правительства.

Банки протестировали, но результаты скрыли

Фигурой ушедшей недели в России можно смело назвать министра финансов Алексея Кудрина. Он заявил, что Банк России не будет раскрывать результаты стресс-тестов российских банков. Глава финансового ведомства сослался при этом на директиву ЕС, которая призывает не раскрывать такие сведения, потому что это может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны бизнеса и населения. По его словам, тестирование банков проводится для того, чтобы надзорный орган мог контролировать исправление всех проблемных балансов или помогать в повышении капитализации, и знать об этом всем остальным вовсе не обязательно.

Напомним, что результаты теста показали «очень, очень, очень слабую тенденцию к небольшому улучшению результатов» на 1 мая по сравнению с первыми месяцами 2009 года. Это, по заявлению некоторых экспертов, приведет в будущем к санации ряда банков. Стресс-тест, по словам директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексея Симановского, проводится по пятидесяти системообразующим банкам ежегодно, а начиная с 2009 года — ежемесячно. Для стресс-тестов российских банков используется методология МВФ и Всемирного банка.

Согласно стресс-тесту, главной опасностью для российских банков является просроченная задолженность по кредитам. По официальным подсчетам, на сегодняшний день она составляет 4%, однако аналитики утверждают, что в реальности эта цифра на порядок выше.

Все же главным остается вопрос: почему результаты стресс-тестов российских банков чиновники предпочли скрыть? Наверно, ситуация в банковской сфере в России гораздо хуже, чем ожидалось, поэтому банкиры и отделались фразой «очень, очень, очень слабая тенденция к небольшому улучшению».

0 коммент.:

Отправить комментарий