24.07.2009

Не Маргулан ли будет следующим?


Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ, Ксения БОНДАЛ

Буквально на днях финансовая полиция заверяла всех и вся, что не имеет никаких претензий к председателю совета директоров «Альянс Банка» Маргулану СЕЙСЕМБАЕВУ, и недоумевала, чего это он «скрылся» из страны. И еще совсем недавно почти те же самые слова звучали и в адрес экс-председателя правления этого же банка Жомарта ЕРТАЕВА.
More...
Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Уже в среду официальный представитель финпола на брифинге в Астане заявил, что уголовному делу быть и определяется круг подозреваемых.

А началось все, напомним, с того, что главный акционер и председатель совета директоров Маргулан Сейсембаев немедленно откликнулся на требование правительства продать ему 25% голосующих акций «Альянс Банка» и предложил родному государству сразу 75% и всего за 100 тенге.

После чего представитель правительства в лице фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», которому доверили стать мажоритарным акционером «Альянс Банка», вдруг сделал задний ход и заявил, что сделка откладывается до достижения договоренности с зарубежными кредиторами о реструктуризации внешней задолженности.

У каждого банкира своя интуиция

В результате этой неразберихи «смешались в кучу кони, люди и грохот тысячи орудий»: председатель совета директоров и мажоритарный акционер остался прежним, но уже ничего не решал в банке. Зато исполнительные должности заняли представители государства, которые принимали все решения, но также ни за что не отвечали, поскольку само государство еще не стало совладельцем финансового института.

Эту фантасмагорическую ситуацию усиливали Жомарт Ертаев и Маргулан Сейсембаев. Первого спустя почти полгода, после того как правительство вроде вошло в «Альянс Банк» и в тоже время не вошло, вдруг решением Агентства финансового надзора освободили от обязанностей председателя правления «Евразийского банка». Как выяснилось позднее, за проступки, якобы совершенные во время работы в «Альянс Банке».

Самый «самураистый» банкир страны отреагировал на запоздалые действия АФН молодецкими письмами, получившими широкое хождение в Интернете, и обжалованием решения АФН в районном суде. Теперь, возможно, Жомарт Ертаев уже жалеет, что дал публичное обещание не покидать страну, хотя, понятно, это ни к чему его не обязывает, а здравый смысл диктует как можно быстрее делать ноги.

Что касается Маргулана Сейсембаева, то, видимо, устав поддерживать начинания правительства, он удачно оказался где-то на отдыхе за границей. И, возможно, это самое большое везение в его жизни, потому что там он хоть имеет право выбора — возвращаться в страну с риском предстать перед судом или продолжать отдыхать в надежде, что ситуация сама собой рассосется.

Лучше поздно, чем никогда?

Кстати, о том, что уголовное дело о растрате средств «Альянс Банка» на сумму свыше $143 млн заведено финполом, стало известно днем раньше брифинга этого ведомства — на вторничной пресс-конференции нового председателя правления банка Максата Кабашева. Не знаем, как вас, но нас, к примеру, удивила его... своевременность.

Государство получило контроль над «Альянс Банком» в первых числах февраля. Обременения вскрылись в марте. Причем характер проблемы был ясен уже тогда:

- Было все очень плохо в банке, мы получили бумаги, которые говорили, что все еще хуже, а у нас в то время в портфеле лежало $1,1 миллиарда американских казначейских облигаций, — объяснял на пресс-конференции Максат Кабашев. — Мы подумали, а почему бы нам их не продать, чтобы рассчитаться с нашими кредиторами и депозиторами?

Эти деньги лежали на кастодиальном хранении у контрпартнеров за пределами Казахстана. Мы написали им письмо: мол, продайте примерно $250 миллионов, надо рассчитаться. Они нам ответили, что такие бумаги есть, но они заложены, на них выписаны гарантии, и они с ними ничего сделать не могут, потому что по этим гарантиям наступает исполнение и эти бумаги у банка просто забирают. В конце марта мы получили уже уведомление, что бумаги списаны с кастодиального счета и фактически бумаги ушли в счет погашения гарантий, выданных «Альянс Банком». Мы стали искать гарантии, а их в банке нет. Поднимаем документацию — в банке тоже нигде нет. Обратились к контрпартнерам, и только они нам прислали копии гарантий.

Тем не менее только сейчас, через три с половиной месяца, финансовая полиция возбудила уголовное дело. Создается ощущение, что решение — возбуждать или не возбуждать, сажать или не сажать — принималось не на уровне финпола или Агентства финансового надзора (кстати, а эти два ведомства чем-нибудь отличаются друг от друга в современных условиях? — авт.), а где-то повыше, в Астане.

Понятно, что 1,1 млрд долларов, ушедших из «Альянс Банка», где-то должны «всплыть» и, судя по унылому тону Максата Кабашева, шансы вернуть их минимальные. А как сказал на той же пресс-конференции управляющий директор «Альянс Банка» Газиз Шаханов, «явной экономической выгоды для банка в результате выдачи этих гарантий нет», а «один из контрпартнеров по гарантиям на $1,1 млрд — это российский «Метрополь», второй контрпартнер — это тоже один из российских инвестиционных банков».

История повторяется, но по-своему

Надо отдать должное тому, кто заварил эту кашу. Работа мастерская. Что касается виноватых, то список может оказаться длинным, ведь, судя по словам Газиза Шаханова, сделки заключались в период с 2005 по 2008 год. Так что можно ожидать появления в Казахстане еще одной организованной преступной группы.

Кстати, эксперты, опрошенные редакцией, усматривают в ситуации с топ-менеджерами «Альянса» повторение истории с БТА Банком. Но есть, по их мнению, и отличия.

- Если переход БТА сопровождался скандалом и жесткой конфронтацией между Аблязовым и госуправленцами, то для «Альянса» выбрали более бархатную форму, — поделился впечатлениями от происходящего директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. — Маргулану Сейсембаеву удалось договориться с властью и найти для себя парашют, чтобы спрыгнуть и не убиться. Но, судя по всему, ситуация сейчас изменилась. Очевидно, что ситуация в «Альянсе» настолько плоха, что нужно срочно найти козла отпущения.

И все же эксперт считает, что если в ситуации с Аблязовым все понятно, он имел личную конфронтацию с Каримом Масимовым, то с Сейсембаевым не все так просто.

- Возникает вопрос, не бьют ли здесь не по самому Сейсембаеву, а по тем его покровителям, которые в свое время его поддерживали, потому что вести бизнес в Казахстане без таковых практически невозможно.

Впрочем, по мнению лидера незарегистрированной Народной партии «Алга!» Владимира Козлова, громкие дела в банковской сфере обязаны своим существованием масштабному переделу собственности в интересах верхушки:

- Каждый раз у нас совмещают приятное с полезным. В деле Аблязова очень хотелось прибрать к рукам сильный банк и одновременно убрать фигуру, которая пусть официально и не заявляла о своих политических амбициях или симпатиях, но ее причастность к большой политике всегда ощущалась. Манипуляции с Маргуланом также вписываются в эти его планы. Сейчас все привлекательные активы подгребаются под окружение.

- Ситуация говорит о том, что судьбу банков сейчас не решают ни АФН, ни финпол, расписывается она наверху, ведь олигархическая структура нашей экономики присуща и банковской сфере, — заметил в разговоре с нашим корреспондентом зампредседателя ОСДП Амиржан Косанов и обратил внимание на избирательный характер преследований финпола: — На удивление в тех банках, которые в обществе ассоциируются с окружением президента или с его семьей, в «Народном банке», в частности, никаких проблем нет.

Что касается личности самого Сейсембаев, то политик назвал историю «Альянс Банка» показательным примером того, что договориться с Ак ордойв принципе невозможно — даже если продавать весь пакет акций за100 тенге.

- Страна погрузилась в межклановые разборки и ставшие популярными в стране аресты и расследования финпола — их результат, — подвел итог нашему опросу заместитель председателя демократической партии «Адилет» Серик Абдрахманов.

...Мы попытались связаться с обоими предполагаемыми фигурантами «дела «Альняса». Найти Маргулан Сейсембаева нам не удалось. Что касается Жомарта Ертаева, то от него в ответ на наши письменные вопросы, мы получили короткое письмо:

«Я подтверждаю, что нахожусь в городе на больничном. Я не планирую выезжать из Казахстана и даже из Алматы в ближайшее время точно, даже в отпуск, чтобы не провоцировать слухи со стороны моих недоброжелателей о том, что я якобы нахожусь за пределами страны. Повторюсь, я горжусь своей работой в «Альянс Банке». Что касается комментариев по поводу гарантий на $1,1 млрд, то я их дать не могу, так как никто не видел документов, которые подтвердили бы эти голословные обвинения. Голословные — потому что не названо ни одной фамилии, не показано ни одной подписи под этими гарантиями. Кроме того, для меня остается загадкой, существуют ли эти гарантии вообще. И еще большей загадкой является то, кто имеет к ним отношение, если они все же реальны».

Мы будем следить за развитием событий.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №27 (162) от 24 июля 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий