02.09.2009

Дон Сильвио решил пойти против всех


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, почувствовав себя загнанным в угол непрекращающейся шумихой о его якобы любовной связи с несовершеннолетней девушкой, перешел в атаку. Сначала он подал судебный иск против итальянской леволиберальной газеты La Repubblica, затем переключился на иностранную прессу, а на днях ухитрился разругаться даже с Ватиканом.
More...
Десять вопросов были заданы журналистами одной из крупнейших итальянских газет, знаменитой La Repubblica, премьер-министру Италии. Десять вопросов, на которые они не получили ни одного ответа — Сильвио Берлускони молчал во время встречи с ними, как партизан, не удостоив репортеров даже обычной в таких случаях фразой: «Нет комментариев».

Миллион евро за молчание

Ни о 18-летней красавице Ноэми Летиции, в связи с которой итальянская пресса обвиняет «иль Кавальеро», ни о предположительных походах по «веселым домам», ни даже о том, как чувствует себя 72-летний премьер-министр после такого напряжения физических сил, Берлускони не проронил ни слова. Так же молча он встал и, не попрощавшись, отправился прямиком к своему личному адвокату — результатом этого визита стал гражданский иск к редакции газеты стоимостью в миллион евро.

Вполне возможно, что редакция, и без того входящая в число наиболее непримиримых противников Сильвио Берлускони, не просто ожидала подобного шага от премьера, но даже провоцировала его на иск: десять упомянутых вопросов были немедленно опубликованы на страницах La Repubblica вместе с сообщением о начале судебного процесса. Немедленно после этого газеты во Франции, Испании и Великобритании опубликовали целый ряд материалов со ссылкой на итальянских коллег — и в них речь шла уже не столько о малышке Ноэми и даже не о бракоразводном процессе Берлускони, а о вещах более серьезных и опасных.

К примеру, французская газета Nouvel Observateur писала в эти дни о связях Берлускони с «русской мафией», которая, по данным редакции, ухитрилась коррумпировать уже даже высшие круги итальянской власти, а также о двух женщинах-министрах итальянского правительства, Маре Карфанья и Мариастелле Джельмини, которые, по мнению французских журналистов, получили свои высокие посты (соответственно, министра равноправия и министра образования) не столько за свои профессиональные качества, сколько за услуги весьма личного характера, оказанные премьер-министру.

Другими словами, газета Nouvel Observateur довольно прозрачно намекнула, что обе женщины являются любовницами Берлускони. Не отстала от французских коллег и редакция крупнейшей испанской газеты El Pais. На страницах этого издания был опубликован фотоколлаж, демонстрирующий виллу Берлускони и его многочисленных гостей, разгуливающих по ней голыми. Так что «десять вопросов», заданных Берлускони итальянскими журналистами, оказались сравнительно невинным, но первым признаком разгорающегося скандала.

«Обвини нас всех!»

Однако неистовый «иль Кавальеро» не привык отступать. «Я — не святой, — заявил он, комментируя свой иск к редакции La Repubblica. — Но я никогда не спал с несовершеннолетними и не платил за секс. Первое мне противно, второе — никогда не требовалось». Выступив на защиту собственных чести и достоинства, а также, как подчеркивает Берлускони, чести и достоинства Ноэми Летиции, к которой он относится, как к внучке, итальянский премьер-министр готов зайти так далеко, как это потребуется. Вслед за La Repubblica подобные же иски посыпались на головы главных редакторов зарубежных изданий. Кроме упомянутых уже французской Nouvel Observateur и испанской El Pais, повестки в суд были вручены редакторам британских Times, Guardian и Independent.

Эти действия вызвали у представителей европейской прессы бурю негодования. Десятки журналистов, протестуя против предположительного посягательства на свободу слова, подписали воззвание под лозунгом Denunciaci tutti! («Обвини нас всех!»). Эта хлесткая фраза выбрана не случайно — она явно и недвусмысленно перекликается с известным в Италии антимафиозным слоганом Ammazzateci tutti! — «Убейте нас всех!». Вооруженные такими плакатами жители Палермо выходили на улицы в 80-е годы, протестуя против многочисленных убийств, совершенных «коза ностра» — знаменитой сицилианской мафией. Берлускони, которого на протяжении всей его политической карьеры то и дело обвиняют в связях с итальянским преступным миром, этот слоган должен был задеть особенно больно.

Но итальянский премьер не сдается. В упорстве «неистовому коротышке» не отказать, равно как и в бойцовских качествах. По его мнению, свобода слова и вседозволенность — разные вещи. Через своего адвоката он передал редакторам газет, на которые обрушился его гнев, примерно следующее: «Свобода слова в вашей интерпретации — это право копаться в грязном белье любого честного человека, это право разрушить жизнь 18-летней девушке и право обвинять людей в не совершенных ими преступлениях, не утруждая себя доказательствами. Мое право — с вами бороться». Звучит весьма патетично, но те, кто знает Берлускони, утверждают, что он действительно думает, прежде чем что-нибудь сказать. Он хорошо подготовился к борьбе. Недаром все-таки жители Италии наградили своего премьера прозвищем «иль Кавальеро» — «рыцарь».

Святейшее неудовольствие

И все же, кажется, одну важнейшую ошибку Берлускони допустил. Личный секретарь Папы Римского преподобный Тарсизио Бертоне объявил, что его встреча с итальянским премьер-министром отменяется. Так Ватикан отреагировал на то, что дон Сильвио развязал кампанию против главного редактора католической газеты L'Avvenire Дино Боффо. Его коллега Витторио Фельтри, возглавляющий редакцию принадлежащей Берлускони газеты Il Giornale, написал, что Боффо является «известным полиции гомосексуалистом, обвиненным по суду в приставаниях к несовершеннолетним».

По словам Дино Боффо, информация о каких-либо полицейских «заметках» на его счет — чистейшая ложь. Но римская полиция подтвердила, что подобные записи в ее базе данных существуют, однако они, похоже, оказались просто ошибочными: жандармы перепутали Боффо с неким гомосексуалистом-педофилом по имени Дино Буффо.

Так это или нет, но возникает вопрос — как подобная информация, проходящая под грифом «для служебного пользования», оказалась в распоряжении Витторио Фельтри? Не иначе, всемогущий премьер злоупотребил своими служебными возможностями.

Поэтому-то Ватикан возмутился тем, что на его газету напали столь неджентльменским способом, и отлучил Берлускони от своей милости.

Это — весьма тяжелый удар для итальянского премьер-министра, который вот уже в течение нескольких месяцев безуспешно добивается аудиенции у Папы Римского. За это время Бенедикт XVI кого только не принимал — даже для «последнего диктатора Европы», белорусского президента Александра Лукашенко, у него нашлось полчасика — только для живущего по соседству Сильвио Берлускони все как-то не находилось.

Впрочем, нашелся посредник, готовый сделать все для примирения Берлускони с Папой. Руководитель крупнейшей консервативной партии Италии Lega Nord Умберто Босси заявил, что использует все свое влияние и приложит максимум усилий для того, чтобы хотя бы этот конфликт завершился мирным путем. «Мы — единственная в Италии партия с христианскими корнями, — заявил Босси, — и негоже нам быть в ссоре со Святейшим Престолом».

По отношению же к газетам, развязавшим против итальянского премьера «личную войну», Берлускони, похоже, тяги к примирению не испытывает и готов выместить на них свое раздражение во всей его полноте. А значит, не исключено, что в ближайшее время судебные иски будут предъявлены все новым и новым редакциям европейских СМИ.


0 коммент.:

Отправить комментарий