04.11.2009

Узбекский газ согнул трубу


Автор: Дмитрий КОПТЕВ

Узбекистан намерен поставлять китайским потребителям до 10 млрд кубометров газа в год. Специально для этого будет изменен маршрут второй ветки газопровода, идущего из Туркменистана в Китай. Правда, добывать этот газ на узбекской территории будут китайские компании.
More...
После завершения строительства второй ветки газопровода «Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай» в Китай ежегодно будет экспортироваться до 10 млрд узбекского газа, сообщило во вторник РИА «Новости» со ссылкой на источник в правительстве Узбекистана. Для этого трасса второй ветки магистрали, строительство которой начнется в 2010 году и завершится до 31 декабря 2011 года, изменена по сравнению с первоначальной схемой маршрута.

«По новой схеме газопровод пройдет через Газли (Бухарская область), где туда будет закачиваться узбекский газ, также на узбекском участке газопровода будут построены три компрессорные станции для обеспечения возможности подачи узбекского газа в этот газопровод», — сказал собеседник агентства.

О том, что Узбекистан наравне с Туркменистаном и Казахстаном намерен экспортировать энергоносители в Китай, где потребность в них постоянно растет, стало известно уже давно. Еще в апреле 2008 года было объявлено о создании китайско-узбекского СП Asia Trans Gas, участниками которого стали НХК «Узбекнефтегаз» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC. Предприятие было создано специально для строительства газопровода, который должен был соединить месторождения Туркменистана и Узбекистана с Китаем и стать частью гигантского газотранспортного проекта «Азиатский газопровод», по которому центральноазиатский газ будет поставляться китайским потребителям.

Стоимость строительства оценивалась примерно в $6,7 млрд, протяженность до китайской границы — 1818 км. Однако до сих пор оставалось неясным, на какую именно долю из проектной мощности в 30 млрд кубометров в год намерены претендовать узбекские газовики. В какой-то момент даже обсуждалась возможность заполнения трубы только туркменским газом. Но, как видим, этот вариант был в итоге отвергнут.

Впрочем, поставки узбекского газа в Китай можно назвать экспортом только с некоторой долей условности. Добывать газ будет все та же CNPC. Об этом рассказал на конференции, проходившей в Ташкенте в мае 2009 года, первый зампред правления «Узбекнефтегаза» Шавкат Мажитов: «Здесь идет речь о газе узбекского происхождения, который будут добывать в Узбекистане китайские компании», — привело слова Мажитова агентство Regnum. CNPC имеет лицензию на проведение геологоразведочных работ на пяти инвестиционных блоках в пределах Устюртского, Бухаро-Хивинского и Ферганского нефтегазовых регионов.

Такой метод работы все более характерен для китайских компаний, активно осваивающих просторы Центральной Азии. Как рассказал «Республике» руководитель департамента инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров, Китай при входе в зарубежные активы в первую очередь все равно ориентируется на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Это не всегда встречает понимание у принимающей стороны — так, по мнению Александрова, именно стремление CNPC поставлять продукцию Шымкентского НПЗ в Китай стало причиной того, что предприятие было выведено из сделки по приобретению китайцами пакета акций ОАО «Мангистаумунайгаз». В результате сделка, которую планировалось завершать в июле, не закрыта до сих пор. По последним данным, переговоры продлены до 1 декабря 2009 года.

Узбекистан, как видно, оказался не столь строптив. Впрочем, нельзя сказать, что у него был большой выбор. Отказ работать по предложенной китайцами схеме привел бы только к тому, что место в трубе перехватил Туркменистан, который постоянно заявляет о готовности снабдить всех желающих любым количеством газа. А так хоть что-то перепадет.

0 коммент.:

Отправить комментарий