04.11.2009

Англиканская охота Папы Бенедикта XVI


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Папа Бенедикт XVI привел в замешательство католиков всего мира. В своей новой энциклике, обращенной к одной из крупнейших протестантских конфессий мира – англиканцам, понтифик пообещал англиканским священникам оставить семьи, если они перейдут в католичество.
More...
Папа Римский Бенедикт XVI известен своей консервативностью и приверженностью к старым традициям. Но недавно понтифик сделал сенсационное заявление: по его словам, англиканские священники, желающие перейти в католицизм, смогут сохранить свои семьи. До сих пор принцип целибата (или безбрачия) оставался своего рода краеугольным камнем католического клира. Однако сам Папа нынче его расшатывает.

«Приходите, англиканцы, я вас чаем угощу!»

Новая инициатива Его Святейшества привела в замешательство едва ли не весь католический клир. Если ориентироваться на его очередное так называемое Апостольское послание, то в скором времени в лоне католической церкви могут появиться священники, которые, прежде чем отправиться служить мессу, вполне могут, к примеру, по-быстрому отвезти детей в школу. Или, скажем, при случае захватить супругу в Рим, на аудиенцию у понтифика. И все это с папского личного благословения.

Похоже, для популяризации католицизма Папа решил использовать древнейшую приманку, какую только знало человечество с библейских времен, — женщину. С богословской точки зрения, это, пожалуй, довольно рискованный ход: можно вспомнить, что именно Евой воспользовался дьявол, чтобы заставить Адама съесть пресловутое яблоко, а также что Коран обещает праведникам в раю гурий-девственниц.

Впрочем, Папа предложил потенциальным «возвращенцам» из числа англиканских священников лишь остаться при своих семьях. Речь идет исключительно о тех, кто уже успел жениться. Те же, кто пока еще не нашел спутницу жизни, но желают стать католиками, должны будут выбирать: или церковь, или семья.

Как пояснил глава Священной Римской Конгрегации Веры кардинал Вильям Левада, для желающих принять католичество англиканцев будут созданы так называемые «персональные ординариаты» — своего рода виртуальные епископства, напрямую подчиненные самому Папе. В их пределах англиканские священники, приходы, даже целые общины могут сохранять собственные традиции, песнопения, ритуалы и молитвы.

В церковных кругах, как католических, так и англиканских, эта весть вызвала немалые волнения. Католики всерьез испугались: пошатнулся принцип целибата, один из основополагающих в этой конфессии. Священник должен посвятить себя Богу и жить в монашестве — так испокон веков повелось в католической церкви.

Что же получается — Папа Бенедикт XVI, слывущий крайним консерватором и приверженцем старых традиций, собственноручно расшатывает устои своей церкви? Подался, как говаривала супруга незабвенного отца Федора из «Двенадцати стульев», в обновленцы? Ни в коем случае. Намерения у Папы совершенно иные — он, наоборот, всеми способами пытается усилить именно консерватизм своих прихожан.

В погоне за консерваторами

Англиканская церковь, распространенная в наши дни не только на своей родине, в Великобритании, но и в США, и в Африке, насчитывает более 80 млн приверженцев. Долгие годы она находится в состоянии внутреннего кризиса. Англиканцы всегда считались весьма консервативными и строгими верующими (вспомнить хотя бы тех же знаменитых пуритан), и многие из них не в состоянии безмолвно принять, скажем, тот факт, что в их среде стало появляться все больше женщин-священников. Не говоря уже о том, что в американском штате Нью-Гэмпшир еще в 2003 году в сан англиканского епископа был возведен священник, открыто признающийся в своем гомосексуализме.

Эти события привели англиканцев на грань раскола, и именно на англиканцев-консерваторов делает ставку Папа Римский, углубляя этот раскол своими обещаниями. Впрочем, Ватикан отрицает наличие подобной тактики. «Мы не пытаемся ловить рыбку в мутной воде, — заявил кардинал Вальтер Каспер, ответственный за экуменические связи с иными христианскими конфессиями, — но если кто-нибудь захочет перейти в католичество и постучит в наши двери — мы откроем ему».

Похоже, желающие «постучать в двери» появились немедленно после объявления папской энциклики. Преподобный Джон Хинд, англиканский епископ Чичестера и один из наиболее активных лидеров консервативного течения в этой церкви, заявил: «Я был бы счастлив вновь принять священнический сан от католической церкви». Его коллега, епископ Фуллхэма Джон Бродхэрст, пошел еще дальше: по его мнению, вся англиканская церковь, созданная еще Генрихом VIII, потерпела фиаско как проект. «Англиканский эксперимент можно считать провалившимся», — заявил он.

Руководство англиканской церкви оказалось в растерянности — для него энциклика Папы и последовавшие за ней события стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом. Примас англиканцев, архиепископ Ровэн Вильямс, обратился к епископам с письмом, в котором, в частности, заявил, что его «слишком поздно поставили в известность». Тем не менее римская инициатива «враждебного поглощения», по его мнению, может сослужить англиканской церкви добрую службу: «Она принесет необходимую нам всем ясность», — заявил архиепископ.

Он надеется, что уход ультраконсерваторов стабилизирует церковь и даст возможность оставшимся продолжать служение, не отвлекаясь на внутрицерковные дрязги. При этом некоторые священники из его окружения высказываются не столь смиренно: по их мнению, заявление Папы похоже на «удар ножом в спину». Понтифик, мол, не должен был обращаться к англиканским традиционалистам «через головы» их церковных иерархов.

«Мирянам» в церкви не место?

Если рассматривать нынешний конфликт, вызванный Апостольским посланием, с точки зрения известного консерватизма Папы Римского, то следует признать, что Бенедикт XVI весьма последователен. В конце концов, именно от англиканцев пришел когда-то скандально известный епископ Ричард Вильямсон, член так называемого «Братства Пия XII», снискавший скандальную славу своим отрицанием холокоста.

Невзирая на эти высказывания, Папа Бенедикт принял его и его «братьев» в лоно католической церкви, завершив таким образом давний раскол с католическими традиционалистами.

Нынешнее же предложение Папы англиканским священникам является частью его атаки на два фронта, целью которой является возвращение католической церкви к основам догматизма. Традиционалисты из любой христианской конфессии должны быть возвращены под сень собора Святого Петра — то есть те христиане, которые, по мнению Йозефа Ратцингера, придерживаются «радикальной», не разжиженной современными веяниями веры.

При этом «заблудшие овцы» с другого, реформистского фланга оказываются выброшенными из католической «отары». К примеру, известный католический теолог, профессор Тюбингенского университета и давний оппонент Ратцингера Ханс Кюнг, заявил, что действия Папы являются «трагедией» и «антиэкуменическим пиратством». По его мнению, Бенедикт XVI «отправился на охоту за "правыми"».

За подобные высказывания профессор получил порцию отборного «отеческого порицания» со стороны ватиканского рупора — газеты L'Osservatore Romano. Тем не менее в одном профессор Кюнг прав: папские раскрытые «направо» объятия не лишены внутренней логики. Именно консерваторы составляют сегодня основную часть молодых священников в западных странах, именно они являются наиболее активными членами католических приходов, и именно к ним тянутся те, кто желает стать католиками. На них и сделал ставку Папа Бенедикт в своей борьбе против мирского сдвига церкви и против «забвения христианских ценностей».

Его энергичные шаги на пути возвращения католиков к традициям можно понять: в конце концов, Папе уже 82 года, и ему, как он полагает, следует поторопиться с земными делами, пока Господь не призвал его занятья делами небесными. Но нынешняя его активность может иметь и негативные последствия: в конце концов, обет безбрачия — такой же «незыблемый столп» католицизма, как и те традиции, которые Папа пытается сохранить. В погоне за англиканскими консерваторами он может обидеть собственных, католических традиционалистов.

0 коммент.:

Отправить комментарий