25.06.2010

«Ак орда» доведет до политики

В прошлом номере мы рассказали про «приключения» в Шахтинске нашего собственного корреспондента по Карагандинской области. 
 
Автор: Лариса ЧЕН
 
Ее попытка взять комментарии в акимате очень не понравилась тамошнему охраннику, от «дружеских» объятий которого наша Лариса оказалась с синяками. А уже на следующий день в редакцию пришло письмо, прямо связанное с той поездкой и ее последствиями.
Ездила Лариса в Шахтинск по заданию редакции — взять интервью у председателя ОО «Шахтерская семья» Натальи Томиловой, вокруг которой в последнее время стали происходить события, абсолютно непонятные.
Так, после схода горняков 7 июня в офисе ОО были отключены телефоны, обрезано водо- и электроснабжение. Работники СЭС пытались выдворить активистку из здания под предлогом немедленной дезинфекции. Потом санэпидемиологи пришли в магазин к владельцу бывшего профилактория, где Наталья Томилова арендует комнату под офис, требуя расторгнуть договор. А через день неприятности начались у квартирной хозяйки Томиловой — ее вызвали в акимат и требовали того же, угрожая в противном случае отобрать и отдать в детдом ребенка — дочь ее покойной сестры.
О том, какими рычагами воздействия не гнушаются пользоваться представители власти в борьбе с «инакомыслящими», почему они становятся не на защиту своих граждан, а на сторону иностранного инвестора, как оценивают положение шахтеров, и о многом другом был разговор нашего корреспондента с Натальей Томиловой.
«Не дело делать, а Томилову гнать!»
- Наталья Владимировна, как давно у Вас так «натянулись» отношения с властями?
- Психологическое давление я испытываю на себе уже давно. В частных беседах с работниками отдела внутренней политики акимата Шахтинска мне не раз намекали — мол, как же это: ваш муж — в России, а вы — здесь? Почему бы вам не уехать к мужу? Давали мне понять, что было бы неплохо, чтобы я уехала туда, откуда приехала, — в Россию.
Но, во-первых, я — гражданка Республики Казахстан и, как свободный гражданин, имею право выбирать, где мне жить. Во-вторых, никого не должно волновать, в каких я отношениях с супругом.
После же собрания шахтеров 7 июня на меня началось настоящее давление со стороны акимата. Причем хозяйке квартиры, которую я снимаю и в которой проживаю с двумя детьми, сказали в отделе внутренней политики, что где бы я ни сняла квартиру, везде будут проблемы.
- Чем все это продиктовано?
- Это связано только с моей деятельностью. Потому что мы реально защищаем права шахтеров. Уже есть несколько случаев, когда работодателю пришлось раскошелиться и выплатить горнякам и их семьям весомые материальные компенсации.
- Но ведь в данном случае речь идет об интересах работодателя. При чем же тут исполнительная власть? Ее-то интересы как затронуты?
- В том-то и дело! Действия акимата вообще не поддаются никакой логике. Если мы живем в развитом правовом государстве, то на защиту граждан должна становиться прежде всего местная исполнительная власть. Как она оказалась «по ту сторону баррикад», я не понимаю. И если они устраняются, зачем нам такая власть, которая не является гарантом наших конституционных прав?
- Получается, что представители власти преследуют Вас за то, что Вы выполняете их функции?
- Выходит, так. Когда мы приглашали на встречу шахтеров начальника отдела внутренней политики акимата Шахтинска Сандугаш Нурмаганову, она сказала буквально следующее: «Это вы будоражите всех в Шахтинске, а у шахтеров нет проблем. Они живут прекрасно, получают зарплату и рады, что у них есть рабочее
место».
И напрасно я пыталась доказать, что у шахтеров действительно есть проблемы. Показывала я заявление, которое написали сами шахтеры, показывала их жалобы, но со стороны отдела внутренней политики не последовало никакой реакции. Точнее, они отреагировали иначе — устроили на меня гонения.
Выходит, Томилова виновата в том, что проблемы шахтеров вышли наружу? По их логике, надо не проблемы решать, а Томилову гнать!
Спрятать концы в воду
- В прошлую пятницу в редакцию пришло письмо — якобы от Вашей квартирной хозяйки, где опровергается Ваш рассказ о давлении на нее. Давление действительно есть?
- Конечно, да! Ее настолько затерроризировали, что она уже не подходит к телефону. Сотрудники акимата не дают ей прохода, звонят даже на работу и требуют у ее коллег назвать домашний адрес! Даже после того, как факты их противозаконных действий были озвучены на всю страну, репрессии все равно не прекратились!
У меня на руках есть диктофонная запись разговора с хозяйкой, в которой женщина рассказывает, как ее «достают» работники акимата. Она напугана, растеряна и хочет, чтобы ее просто оставили в покое.
- Вы хотите сказать, что письмо писала не хозяйка? Оно, кстати, действительно без подписи...
- Писала не она. Во-первых, появилось оно не только в вашей редакции. Все газеты, опубликовавшие мое заявление о том, что меня пытаются лишить крыши над головой, получили письма с таким же содержанием. Зачем? Потому что кому-то очень нужно спрятать концы в воду. Факты-то давления налицо. Вот они и стараются всячески себя обелить, преподнося ситуацию таким образом, что это якобы хозяйка сама, по собственной воле выгоняет меня на улицу.
Но, как следует из диктофонной записи, у нас с хозяйкой не было и в мыслях, чтобы расторгать договор. Потому что ребенку, которому хозяйка держит эту квартиру, на данный момент десять лет. Он будет жить с опекуном до самого совершеннолетия. Поэтому квартира была сдана на долгие годы.
- А что говорит по поводу письма сама хозяйка?
- Она сказала, что ее вызывали в акимат и заставляли дать опровержение: мол, на нее никакого давления не оказывается. Лично начальник отдела внутренней политики Сандугаш Нурмаганова с ней об этом говорила. При этом присутствовала журналистка из газеты «Шахтинский вестник», которая, как мне рассказали, и написала то самое или похожее письмо. Хозяйку заставляли его подписать, но она не подписала. Она категорически против того, чтобы ее фамилия где-нибудь фигурировала, потому что не хочет ни в чем участвовать.
Не одна в поле воин
- Как мы видим, пока все усилия властей надавить на Вас не имеют успеха. Будете продолжать бороться?
- Конечно, буду! Люди меня найдут все равно — хоть в квартире, хоть в подвале, хоть где. И будут идти ко мне со своими проблемами. Потому что больше идти им некуда и решать эти проблемы больше некому.
- Кто-то кроме шахтеров Вас еще поддерживает?
- Сегодня прислали письмо поддержки рабочее движение из Германии. Пишут, что они там организовали акцию в мою поддержку. Партии «Алга», ОСДП «Азат», коммунисты — все поддерживают. Многие общественные деятели, которые знают меня. В Алматы движение «Казахстан-2012» заявило о своем намерении провести митинг в поддержку «Шахтерской семьи». Одним в поле воином я себя не чувствую.
Подвижки есть
- Наталья Владимировна, а чего Вы хотите добиться в итоге своей деятельностью?
- Основная цель нашей организации — защита прав шахтеров. Чтобы они за свой тяжелый труд получали достойную плату, а их семьи, которые остаются без кормильцев, получали достойное обеспечение. Чтобы это все было сделано по принципу справедливости.
Ведь в Гражданском кодексе многие статьи прописаны, но они не действуют. Потому что юристы их давно не применяют, а простые люди их не знают. А мы по этим законам заставляем работодателя выплачивать компенсации. Например, наша организация добилась того, чтобы с детьми погибших шахтеров заключались договоры на обучение.
- Как Вы считаете, почему не решается вопрос с пенсионным возрастом шахтеров?
- Потому что плохо «просят»! Если бы шахтеры встали как один, посидели месяц перед зданием правительства, то что-то бы, конечно, решилось. А так как все «по кустам» обсуждают вопрос с выходом на пенсию, то он и не решается.
- Так радикально? А может, эту функцию могли бы взять на себя профсоюзы?
- Вполне возможно, что и могли бы, если бы этим вопросом всерьез озадачились. Но ни одна организация, ни один правозащитник не смогут защитить интересы трудящихся, если трудящегося не будет интересовать его проблема. Вот эта инертность, пассивность и рождает такие профсоюзы. Я хочу сказать, что профсоюзы необходимы, но они не будут нормально работать до тех пор, пока не будет у них нормальных членов.
- Наталья Владимировна, скажите честно, как к Вам относится руководство профсоюза угольщиков «Коргау»?
- О-о-о! Они скрипят зубами, я для них представляю конкуренцию. Об их отношении можно судить по тому факту, что, когда мы их пригласили на сход шахтеров, председатель профсоюза Марат Миргаязов сказал: «Это ваши шахтеры, ваши проблемы. А моим шахтерам живется хорошо». Как это понять? Что значит «мои» и «твои»?!
- Каковы итоги схода шахтеров?
- Сход показал, что шахтеры готовы говорить о своих проблемах, они вышли на диалог. Вспомните: год назад они даже с журналистами говорить не хотели. А сейчас они собрались и, несмотря на то что присутствовали представители власти, озвучили свои требования.
- В таком случае будет ли продолжение? Последует ли второй сход горняков?
- Пока второго собрания я провести не могу, у меня нет условий для этого. Поэтому до поры до времени мы будем ждать ответов на наши резолюции и запросы. Если ответов не последует, то на втором сходе шахтеры будут уже выдвигать политические лозунги. От этого никуда не денешься, потому что пролетарии уже понимают, что ни правительству, ни президенту они, по сути дела, не нужны.
Так и сказала!
- При первой же попытке выгнать меня на улицу насильно, я объявлю голодовку. Я не собираюсь уходить и сдаваться просто так. Меня поддержат многие шахтеры. Они понимают всю серьезность и опасность таких действий акимата. Понимают, что могут сейчас остаться совершенно без всякой защиты и им некуда будет пойти. Некоторые из шахтеров  уже опубликовали в СМИ заявление, что, если я объявлю голодовку, то они тоже пойдут на голодовку вместе со мной. Ведь если меня сломят, им не у кого будет искать защиты».
Источник: Газета "Голос Республики" №23 (154) от 25 июня 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий