Увлеченный многочисленными праздничными мероприятиями, очень заметно приуроченных к 70-десятилетию, Нурсултан Назарбаев допустил крупную внешнеполитическую оплошность.
Кроме как дежурными заявлениями и телефонными разговорами он никак не проявил себя в стабилизации ситуации в Кыргызстане.
Дело в том, что западные политики, особенно находящиеся у государственного руля, как люди прагматичные и ответственные в первую очередь перед своими избирателями не слишком обращают внимания на нарушения прав и свобод в Казахстане. Они могут закрыть глаза не только на беззаконие в отношении Жовтиса, Есергепова и Джакишева, но даже на закон о лидере нации.
Они де-факто поддерживали и поддерживают Назарбаева и готовы вести с ним дела именно потому, что он контролирует страну и поставки углеводородов на мировой рынок, являясь в этом качестве «сильным человеком». Но последнее понятие-определение распространяется и на внешнеполитическую деятельность.
Ведь когда принималось решение избрать нашу страну на пост председателя ОБСЕ на 2010 год, внешнеполитические соображения сыграли немаловажную роль. Логику тех, кто от имени ведущих западных государств три года назад поддался на давление официальной Астаны и поддержавшего ее Кремля, понять не сложно. Отдавали они не слишком важный пост в не самой главной международной организации, причем только на год, а выиграть могли многое.
Например, Казахстан мог стать привлекательным примером для других центральноазиатских государств, еще более авторитарных и менее податливых для западного вектора развития. Или сыграть роль некоего форпоста рыночных отношений в регионе, который завяз в позднефеодальной эпохе. И даже оказаться неким стабилизирующим фактором для пространства между Россией и Китаем, которое к тому же примыкает к нестабильным Ирану и Афганистану.
Поэтому когда в Кыргызстане был снесен до основания режим Курманбека Бакиева, а вместе с ним и вся государственная машина и политическая система, и временное правительство Розы Отумбаевой начали выстраивать их заново, предполагалось что Казахстан и его президент сыграют свою важную роль в стабилизации ситуации в соседней стране.
Увы, Назарбаев ограничился тем, что помог своему бывшему коллеге покинуть взбунтовавшуюся республику и переправиться в Белоруссию, да назначил своего спецпредставителя. Пассивность казахстанского руководителя понятна — он не может втягиваться конфликт в другой стране, поскольку его собственный госаппарат и система из последних сил удерживают стабильность внутри Казахстана.
В результате с учетом полного блокирования государственной границы с нашей стороны и прекращения какой-либо неорганизованной внешней торговли с Кыргызией, которые стали дополнительными дезорганизующими и дестабилизирующими факторами для нее, внешнеполитическая эффективность казахстанского лидера с точки зрения западных политиков оказалось нулевой, а может быть — и отрицательной.
Другими словами, оказалось, что председатель ОБСЕ, громко заявивший о своей готовности и способности помочь в урегулировании сразу нескольких затяжных конфликтов, например, карабахского и афганского, оказался не способным к активным внешнеполитическим действиям по отношению к соседям. И это невозможно скрыть даже в десять раз большим количеством международных семинаров, конференций и встреч, которые проводятся по инициативе и на деньги Астаны.
Поскольку Ислам Каримов сделал ряд очень важных и своевременных шагов — открыл границы для десятков тысяч временных беженцев с юга Кыргызстана и разместил их в лагерях, не допустил эскалации конфликта за счет перехода «своих» узбеков для защиты узбекской общины в Оше, то теперь он выглядит в глазах западных политиков куда более адекватным, чем Назарбаев.
Что же касается казахстанского президента и теперь по совместительству лидера нации, то его теперь клянут кыргызские правозащитники и представители гражданского общества за высылку кыргызских граждан с территории Казахстана, экономическую блокаду и непредоставление гуманитарной помощи, узбекские — за преследования узбеков, оказавшихся в нашей стране в качестве беженцев. Плюс заметно разочарование на Западе, что Казахстан не смог или не захотел сыграть стабилизирующую роль в последних событиях на юге Кыргызстана.
Если будет доказано, что межэтнический конфликт в Оше, унесший множество жизней и нанесший Кыргызии колоссальный материальный, моральный и гуманитарный урон, был задуман и организован Курманбеком Бакиевым и его окружением, вина за это частично ляжет на Нурсултана Назарбаева, который помог последнему спастись.
Не прекращающиеся попытки официальной Астаны организовать на своей территории саммит государств-членов ОБСЕ, вместо того, чтобы в качестве председателя этой организации взять на себя координацию оказания международной помощи Кыргызии и содействовать межнациональному примирению на юге, вызовут тогда уже не просто удивление, а недовольство на Западе.
Они де-факто поддерживали и поддерживают Назарбаева и готовы вести с ним дела именно потому, что он контролирует страну и поставки углеводородов на мировой рынок, являясь в этом качестве «сильным человеком». Но последнее понятие-определение распространяется и на внешнеполитическую деятельность.
Ведь когда принималось решение избрать нашу страну на пост председателя ОБСЕ на 2010 год, внешнеполитические соображения сыграли немаловажную роль. Логику тех, кто от имени ведущих западных государств три года назад поддался на давление официальной Астаны и поддержавшего ее Кремля, понять не сложно. Отдавали они не слишком важный пост в не самой главной международной организации, причем только на год, а выиграть могли многое.
Например, Казахстан мог стать привлекательным примером для других центральноазиатских государств, еще более авторитарных и менее податливых для западного вектора развития. Или сыграть роль некоего форпоста рыночных отношений в регионе, который завяз в позднефеодальной эпохе. И даже оказаться неким стабилизирующим фактором для пространства между Россией и Китаем, которое к тому же примыкает к нестабильным Ирану и Афганистану.
Поэтому когда в Кыргызстане был снесен до основания режим Курманбека Бакиева, а вместе с ним и вся государственная машина и политическая система, и временное правительство Розы Отумбаевой начали выстраивать их заново, предполагалось что Казахстан и его президент сыграют свою важную роль в стабилизации ситуации в соседней стране.
Увы, Назарбаев ограничился тем, что помог своему бывшему коллеге покинуть взбунтовавшуюся республику и переправиться в Белоруссию, да назначил своего спецпредставителя. Пассивность казахстанского руководителя понятна — он не может втягиваться конфликт в другой стране, поскольку его собственный госаппарат и система из последних сил удерживают стабильность внутри Казахстана.
В результате с учетом полного блокирования государственной границы с нашей стороны и прекращения какой-либо неорганизованной внешней торговли с Кыргызией, которые стали дополнительными дезорганизующими и дестабилизирующими факторами для нее, внешнеполитическая эффективность казахстанского лидера с точки зрения западных политиков оказалось нулевой, а может быть — и отрицательной.
Другими словами, оказалось, что председатель ОБСЕ, громко заявивший о своей готовности и способности помочь в урегулировании сразу нескольких затяжных конфликтов, например, карабахского и афганского, оказался не способным к активным внешнеполитическим действиям по отношению к соседям. И это невозможно скрыть даже в десять раз большим количеством международных семинаров, конференций и встреч, которые проводятся по инициативе и на деньги Астаны.
Поскольку Ислам Каримов сделал ряд очень важных и своевременных шагов — открыл границы для десятков тысяч временных беженцев с юга Кыргызстана и разместил их в лагерях, не допустил эскалации конфликта за счет перехода «своих» узбеков для защиты узбекской общины в Оше, то теперь он выглядит в глазах западных политиков куда более адекватным, чем Назарбаев.
Что же касается казахстанского президента и теперь по совместительству лидера нации, то его теперь клянут кыргызские правозащитники и представители гражданского общества за высылку кыргызских граждан с территории Казахстана, экономическую блокаду и непредоставление гуманитарной помощи, узбекские — за преследования узбеков, оказавшихся в нашей стране в качестве беженцев. Плюс заметно разочарование на Западе, что Казахстан не смог или не захотел сыграть стабилизирующую роль в последних событиях на юге Кыргызстана.
Если будет доказано, что межэтнический конфликт в Оше, унесший множество жизней и нанесший Кыргызии колоссальный материальный, моральный и гуманитарный урон, был задуман и организован Курманбеком Бакиевым и его окружением, вина за это частично ляжет на Нурсултана Назарбаева, который помог последнему спастись.
Не прекращающиеся попытки официальной Астаны организовать на своей территории саммит государств-членов ОБСЕ, вместо того, чтобы в качестве председателя этой организации взять на себя координацию оказания международной помощи Кыргызии и содействовать межнациональному примирению на юге, вызовут тогда уже не просто удивление, а недовольство на Западе.
0 коммент.:
Отправить комментарий