07.07.2010

Народ Кыргызстана вытащит страну

Кыргызстану необходимы действительно свободные и честные выборы в парламент, считает бывший президент республики Аскар Акаев. 
 
Автор: Евгения БОРИСОВА
 
Чтобы народ смог выявить новую плеяду политических лидеров, способных привести страну к прогрессу, согласию и благополучию. Иначе, Кыргызстан ждет третья революция и хаос.
В недавнем интервью программе «Власть.KZ» телеканала «К-плюс» бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев был предельно откровенным. Он рассказал, как оценивает нынешнюю ситуацию в стране, какие видит пути для преодоления кризиса — политического, экономического, социального, кто виноват в том, что страна оказалась на краю пропасти.
За сильную власть, но против диктатуры
- Аскар Акаевич, как вы оцениваете итоги прошедшего в Кыргызстане референдума, по итогам которого страна становится парламентской республикой?
- Я рад, что референдум стал первым шагом по пути легитимизации власти в Кыргызстане, потому что отсутствие легитимной власти всегда делает ситуацию в стране неустойчивой — появляется соблазн для различных политических сил, авантюристов поменять эту власть. Но что касается эксперимента с Конституцией, я думаю, временная власть поторопилась. Подобный эксперимент, когда в одночасье страну бросают из президентского правления в парламентское, никогда не проводился в мире.
Я, конечно, хочу надеяться, что эта Конституция поможет стране выбраться из нынешнего острейшего кризиса. Но есть и опасения, что она не будет работать эффективно в условиях Кыргызстана.
- Почему?
- Общество, политические элиты не готовы к парламентской форме правления, не созрели для парламентаризма, точнее, для подлинного демократического парламентаризма. Парламентаризм хорошо работает там, где политическая элита склонна к компромиссам, где лидеры умеют слушать друг друга, где политическая элита прислушивается к мнению народа, к мнению общественности. Согласитесь, на постсоветском пространстве такое очень редко наблюдается.
- А какой вы представляете власть в Кыргызстане?
- После трагических Ошских событий, очевидно, что Кыргызстану сегодня нужна просто сильная власть. Не диктатор, а именно сильная рука — сильный президент, сильный парламент, сильное правительство, сильная оппозиция. Вырвите любую цепочку из этой конструкции, получите ущербную власть, которая неспособна будет навести порядок, вывести страну из тяжелейшего кризиса, в котором она находится.
- Что необходимо, чтобы создать конструкцию, о которой вы говорите?
- Можно было бы пойти по пути совершенствования Конституции, по пути усовершенствования действующей конструкции президентская — парламентская власти. Можно было более гармонично распределить полномочия между ветвями власти. А вот такой радикальный переход от президентской формы правления к парламентской — он мне кажется преждевременным для Кыргызстана.
- Сомневаетесь, что содержание будет соответствовать форме?
- Я убежден в том, что для парламентаризма нужны подлинно демократические лидеры. Например, когда Соединенные Штаты Америки получили независимость, у них были выдающиеся политические лидеры, убежденные демократы. Поэтому Конституция там заработала сразу, и работает успешно 200 лет. Теперь обратим внимание на Временное правительство Кыргызстана. Я не вижу там лидеров, которые имели бы глубокие, демократические убеждения.
- Возможно, новый состав парламента как раз и выявит новых лидеров?
- У меня большие надежды, как, наверное, у всех кыргызстанцев, на предстоящие парламентские выборы. Но только в том случае, если это будут подлинно свободные демократические выборы, тогда действительно народ сможет найти, выявить новую плеяду политических лидеров, которые смогли бы действительно успешно повести страну, народ вперед, к прогрессу, к согласию, благополучию. Если же демократические выборные процедуры обеспечить не получится, то тогда, я убежден, выборы завершатся третьей кыргызской революцией — народ сметет и нынешнюю власть.
События в Оше другим наука
- События в Оше, на ваш взгляд, были организованы некой третьей силой или проблемы, когда-то загнанные внутрь, актуализировались в связи с нестабильностью?
- Часть Ферганской долины, что принадлежит Кыргызстану, — Ош, Джалал-Абад, Баткен — это земля, на которой веками вместе жили узбеки, таджики, кыргызы, казахи. Жили мирно, получали выгоду от совместного проживания. Кыргызы и узбеки они же дополняют друг друга. Кыргызы — кочевой народ, узбеки — прекрасные земледельцы. Они торговали между собой и получали огромную выгоду. Если бы между ними были непримиримые противоречия, за века один народ обязательно бы вытеснил другой. Обязательно. Так всегда происходит в истории. Но этого не случилось. Поэтому я считаю, что все конфликты межэтнические — это дело рук политических авантюристов, которые в угоду своим амбициям разжигают межэтническую рознь, приводят к конфликтам, которые часто заканчиваются кровопролитием.
- Откуда такая уверенность?
- Я хорошо помню как это было в девяностых годах, потому как сам участвовал в процессе примирения сторон. Тогда я был депутатом Верховного Совета СССР и прилетел буквально на третий день трагических событий вместе с Чингизом Айтматовым. Он привлек тогда своих коллег, друзей из Узбекистана, выдающихся писателей, деятелей культуры Узбекистана. Я сопровождал Чингиза Айтматова. С нашей стороны был еще выдающийся кардиолог, этнический узбек Мирсаид Мирхамидович Миррахимов. Вместе мы все лето почти круглосуточно ходили из дома в дом, из махали в махалу, разговаривали, уговаривали. Собирали кыргызов и узбеков, старались ликвидировать последствия конфликта, чтобы появилось доверие. Ведь разрушить доверие легко, а восстановить очень трудно.
Вот недавно нынешний секретарь Совета Безопасности, полковник Орозов, написал книгу воспоминаний. Тогда он был помощником председателя КГБ. Он назвал поименно тех, кто был виноват в той Ошской трагедии, обозначив самое главное — трагедия произошла из-за стремления ряда партийных работников сохранить власть. Тогда, помните, была горбачевская перестройка, и многие партийные руководители прощались с властью. Новой стране нужны были новые лидеры, демократически настроенные. И вот некоторые партийные руководители именно в целях сохранения власти пошли на поводу у националистов и разожгли пожар межэтнического конфликта. Тушить было, конечно, очень тяжело. С последствиями мы разбирались многие годы.
- Впоследствии этот опыт пригодился?
- Тогда родилась у нас национальная доктрина: «Кыргызстан — наш общий дом». Это была огромная программа конкретных мероприятий. Скажу, что в рамках этой программы мы открыли два узбекских университета — в Оше и в Джалал-Абаде, десятки школ с узбекским языком обучения. Затем мы восстановили город Узген, который тогда был сожжен. Объявили город Ош южной столицей. Все программы международной помощи были направлены на юг, чтобы преодолеть бедность, решить социальные вопросы. И только огромными усилиями нам удалось снова восстановить доверие между кыргызской и узбекской общинами и укрепить межэтническое согласие.
Я приведу пример. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-н Ван Дер Стул, который 13 раз посетил Кыргызстан, первый раз сразу после Ошских трагических событий, а в последний раз он приехал в начале 2000-х годов уже. И тогда он сказал на большом Международном совещании так: "Вот Кыргызстан благодаря доктрине "Кыргызстан — наш общий дом" сейчас стал образцовой страной межэтнических отношений не только для региона, но и для Европы". А тогда именно бушевали межэтнические конфликты на Балканах, шла война, резня, кровь лилась. Так что, я считаю, что в течение первых пятнадцати лет мы сумели создать такой прочный фундамент межэтнического согласия.
- Как видим сегодня — не такой уж и прочный...
- Знаете, противоречия в регионе начались в годы правления Бакиева и его команды. Он действовал по принципу "Разделяй и властвуй" и, в соответствии с этим принципом противопоставил элите Севера элиту Юга, этнические элиты. Тогда и начали возникать трения между ними. Сегодня республика пожинает плоды такой национальной политики.
В нынешнем конфликте повинны силы, которые пытаются либо вернуть власть, либо завоевать власть. Я считаю, что здесь действовали две силы — это, как полагают служба национальной безопасности Кыргызстана и видные эксперты, Бакиев, его родственники и криминальные силы, которые были в услужении у братьев Бакиевых. Они как раз стали провокаторами, организаторами этих конфликтов, которые превратились в братоубийственную войну. Их целью было дестабилизировать ситуацию, создать хаос и вернуть снова власть.
Была и другая сила. В Кыргызстане оппозиция ведь очень многочисленная и разнородная. Значительное число оппозиционных лидеров осталось вне Временного правительства. Они считают себя обделенными. И поскольку в стране отсутствует легитимная власть, они тоже были заинтересованы дестабилизировать ситуацию, свалить нынешнее правительство, взять власть и легитимизировать себя. Такие силы есть. И они, я убежден, затаились пока, но еще выйдут на сцену. Может быть до парламентских выборов, может после.
- Получается, есть у революции начало — нет у революции конца.
- К сожалению. Кыргызстан стал как раз примером этой формулы. Но надеемся, надеемся, что эта полоса будет прервана через свободные демократические выборы парламента осенью.
Верните экономике локомотив
- Что бы вы могли предложить для выхода Кыргызстана из политического кризиса?
- Все предложения на поверхности. Кыргызстан уже проходил через все это после трагических событий 1999 года. Так что Временному правительству надо сегодня отложить в сторону амбиции и обратиться к тому опыту. Первое, что надо делать — это, засучив рукава, работать по установлению доверия между кыргызами и узбеками, добиваясь межэтнического согласия. И не только на Юге. Я с тревогой следил, как на Севере между кыргызами, уйгурами, дунганами вспыхивали стычки. Недооценивать этого нельзя.
Далее, еще раз подчеркну — это свободные демократические выборы парламента. Будет какая-либо фальсификация или намек на фальсификацию, то, я убежден, случится третья революция. И это уже будет катастрофой.
- А для преодоления экономического и социального кризисов?
- Социально-экономическое положение в Кыргызстане катастрофическое. Во-первых Бакиев и его режим просто обворовали республику. У республики в казне сегодня нет денег. Кыргызстан существует на подачки, на гуманитарную помощь соседних стран. Надо поднимать экономику. А экономика не развивается, бизнес не развивается, потому что полное беззаконие в Кыргызстане, коррупция выше крыши. Поэтому прежде всего надо обеспечить законность.
Пользуясь тем, что во Временном правительстве сидят признанные Западом супер демократы, я бы им рекомендовал провести выборы судей. Кыргызстану нужен независимый сильный суд, потому что в годы Бакиева суды оказались в услужении президенту. Они печатали приговоры по указанию администрации президента. И забирали у бизнесменов все, рейдерские захваты узаконивались. Поэтому сегодня нужны прежде всего независимые суды в стране. Нужно, чтобы их народ избрал, а не кто-нибудь назначил.
Далее, миллион кыргызов в России и Казахстане, сотни тысяч безработных в самой стране, потому что за пять лет экономика была фактически уничтожена, в Кыргызстане нет работы. Надо создавать рабочие места, для чего дать стимулы малому, среднему бизнесу за создание рабочих мест. Малый и средний бизнес создает рабочие места, является локомотивом экономики в Кыргызстане. Они вытянут из кризиса экономику, я убежден. Им надо дать полную свободу, создать независимый суд, который бы защищал их права, их собственность. И тогда, я убежден, начнется и экономический рост.
Политике категорическое нет
- Аскар Акаевич, нет ли у вас желания вернуться в политику?
- В категоричной форме нет. Вы знаете, я не хотел и не планировал пожизненное президентство. И в 2004-м году осенью, за год до предстоящих выборов, я объявил о том, что больше баллотироваться не намерен. И об этом же я официально объявил и в начале 2005 года. Единственное, о чем я сожалею в своей политической карьере так это о то, что мне не удалось передать конституционным путем власть следующему президенту.
К началу же 2005 года я свой политический и гражданский долг перед народом Кыргызстана выполнил. На карте мира появилось независимое государство Кыргызстан. Мы стали членами всех международных организаций, учредителям таких международных организаций как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. К Кыргызстану относились с уважением. Худо-бедно, но мы все-таки шли по демократическому пути развития. Кыргызстан с симпатией называли островком демократии в Центральной Азии.
Не подумайте, я никогда не пытался рисовать розовыми красками. Конечно, были и трудности, и недостатки, но все-таки, я считаю, взвешивая плюсы и минусы в 2005 -м году, все-таки плюсов было больше. И Кыргызстан имел хороший имидж не только на постсоветском пространстве, но и в мире.
А через пять лет Кыргызстан стал просто страшилкой. Его называют несостоявшимся государством, даже сомневаются в том, сможет ли страна дальше сохранять независимость, суверенитет.
- И все-таки — почему «нет»?
- Повторю, я свой долг перед народом выполнил. Теперь я вернулся в родную стихию, занимаюсь научной работой, получаю огромное удовлетворение. Я очень благодарен моим российским коллегам, ученым, профессорма в университете, в российской академии, где меня очень тепло встретили и поддержали морально во всех отношениях. Сегодня я, можно сказать, восстановил былую форму и получаю огромное удовлетворение. Так что у меня нет планов возвращения в политику. Ни у меня, ни у членов нашей семьи. Дети, конечно, самостоятельные люди. Старшая дочь 10 лет работала в европейском отделении ООН, закончила замечательную экономическую школу в Швейцарии, Лозанский экономический университет, и имеет опыт работы международного чиновника в европейском отделении, владеет пятью европейскими языками. Старший сын закончил Мэрилендский университет в Америке, тоже блестяще. Он финансист, экономист. Конечно, у них есть желание когда-нибудь вернуться в родную страну и служить ее народу. Но нет амбиций возглавлять страну или претендовать на какие-то высшие должности.
- В 2005 году вы добровольно покинули пост президента, не применив оружия против народа. Были ли в последующем у вас моменты, когда вы сожалели о своем уходе.
- Вы знаете, эта дата — 24 марта 2005 года всегда рождает тяжелые воспоминания, но все шаги, которые я в тот день сделал, были очень продуманными. Но прежде всего, вы знаете, что в 2005 году был настоящий государственный переворот, начинался он с планов осуществления Тюльпановой революции, которую очень открыто осуществляли из-за океана. И посол Соединенных Штатов Америки в Кыргызстане, г-н Стивен Янг, открыто возглавлял и привозил десятками экспертов из Грузии, Украины, Сербии. Возили всю оппозицию в эти страны, за океан, в другие центры, финансировали щедро. Но когда увидели, что народ не поддержал так как в Грузии или в Украине, то воспользовались услугами наркомафии и криминальных структур, которые обслуживали кыргызскую наркомафию. Лидеры оппозиции позже сами открыто это призвали.
Так что 24-ого марта из окон своего кабинета я увидел, что перед домом правительства было десять тысяч криминальных боевиков. Конечно, я мог их остановить, но для этого нужно было применить оружие. Вы знаете, после того, как народ увидел, что революция была свершена не в интересах народа, меня соотечественники обвинили в мягкотелости, мол, нужно было расстрелять несколько сотен боевиков и спасти страну. Но я понимал — большинство этих людей были с юга и применить оружие против них — это начать гражданскую войну между Севером и Югом. А я все 10 лет своего президентства посвятил единению Севера и Юга — построил единственную высокогорную автомобильную дорогу Бишкек — Ош, объявил Ош южной столицей, возродил город на Великом шелковом пути. Ну и просто как гуманист по натуре не мог я на это пойти, поэтому последним приказом в ответ на просьбы генералов был «не стрелять», ни при каких обстоятельствах.
Я уехал из Дома правительства, а потом из страны.
- Почему вы уехали из страны?
- Я понимал, что придут мои сторонники и будут меня уговаривать. И действительно на следующий день пришли 50 тысяч. Они искали меня, говорили, что пойдем и отвоюем власть. Я считал, что никакая власть не стоит капли крови, поэтому выехал, чтобы не дестабилизировать ситуацию в стране, чтобы не пролилась кровь. Я сейчас живу, моя совесть перед народом, перед страной чиста, я не пролил ни капли крови, добровольно ушел, чтобы не провоцировать очередной виток противостояния. И об этом никогда не сожалел.
А Бакиев, в отличие от меня, отдал приказ стрелять. Убили более ста человек, ранили тысячи. Сегодня они разожгли межэтнический конфликт, в результате которого погибли 2000. Называли 200—300 официально, но Роза Отунбаева сказала смело умножать на 10. Так что действительно масштабы трагедии гораздо большие. Я считаю, что Бакиев — государственный преступник, который должен ответить перед народом.
Посмотрите, к какой катастрофе привели действия Бакиева по сохранению власти. Он же всегда заявлял, что будет защищать власть с автоматом в руках. И он, естественно, дал команду стрелять. Переехав на юг, он пытался поднять открыто народ. Помните, по телевидению призывал южан идти войной на север, чтобы забрать власть. А когда убедился, что Юг за него воевать с Севером не станет, покинул страну. Но вот в целях как раз реванша постарался разжечь конфликт. Кстати, его братья находятся на юге, они по-прежнему контролируют наркотрафик и криминальные силы. Они и спровоцировали этот межэтнический кровопролитный конфликт, последствия которого будут сказываться еще годы, а может быть даже десятилетия.
Народ спасет Кыргызстан
- Вас не обижает, когда все чаще и чаще Кыргызстану навязывают термин «несостоявшееся государство»?
- Конечно, очень обижает, очень. Мне больно это слышать. Это говорят люди, которые не знают истории. Ведь кыргызы имеют 2000 летнюю историю государственности. Впервые кыргызское государство описал китайский историк Сим ан Цян в 200-м году до н.э. Тогда кыргызов гунны вытеснили в Западную Монголию. А потом гунны теснили дальше в верховья Енисея. Там кыргызы в 5—7 веках создали самое могущественное государство, которое академик Бартольд назвал «Кыргызским великодержавием». Кыргызы выстояли, когда пришли полчища Чингиз Хана, Тамерлана. В Советскую эпоху я считаю, что Киргизская республика ничем не уступала другим.
Я убежден, что бывают у каждого государства и взлеты, и падения. Да, сегодня из-за авантюристической внутренней и внешней политики Бакиева, Кыргызстан находится на краю пропасти. Но я оптимист, и верю в народ. Уверен, что он не даст сползти стране в эту пропасть. Уверен, народ найдет силы, народ, который дал Манаса, Айтматова, убежден, выявит нового лидера, который сможет вытащить страну. Я в это верю и убежден, что у Кыргызстана прекрасное будущее.
- Наперекор личным неудачам вы остаетесь оптимистом...
- Я уже говорил, что не рисую розовой краской. Кыргызстану нужно будет еще лет десять, чтобы преодолеть нынешнюю депрессию. Кыргызстан сегодня находится в глубочайшем политическом и экономическом, но самое главное, моральном кризисе. Но я верю, что мудрость народа — она возьмет верх и Кыргызстан займет достойное место в мировом сообществе государств.

0 коммент.:

Отправить комментарий