27.08.2010

Назарбаев сделал ход конем

Назначение Нуртая Абыкаева председателем казахстанского КНБ стало своего рода сенсацией. И не только потому, что сменился глава ведущего силового ведомства страны. 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
Хотя с учетом того, что Адиль Шаяхметов проруководил нацбезопасностью всего девять месяцев, это тоже повод для серьезных размышлений.
Большинство интересующихся казахстанской политикой в первую очередь обратили внимание на то, что Нуртай Абыкаев, в течение пяти лет пребывавший на вторых ролях, вдруг вернулся на круги своя.
После исчезновения с политической аван­сцены Булата Утемуратова и Даниала Ахметова передвижений в стране фигур такого масштаба не было, поэтому данный факт расценивается как начало тектонических подвижек в ближайшем окружении Назарбаева. И есть смысл проанализировать, что может означать это возвращение.
Начнем с простого вопроса. Новая должность — это усиление «верного без лести» Нуртая Абыкаевича? Ответ — конечно, нет. В условиях «супердемократического» Казахстана политический вес, влияние и возможности определяются не столько официальной должностью, сколько близостью к телу.
В этом смысле Нуртай Абыкаев всегда входил в ближний круг Нурсултана Абишевича, мог общаться с ним без посредников, был человеком доверенным. Другое дело, что не всегда президент прислушивался к его словам и учитывал его позицию, но это, как говорится, дело наживное.
С учетом этого можно сделать предположение, что вряд ли новое кресло придаст больше политического веса «дяде Коле», как за глаза называют нового председателя КНБ в Астане его подчиненные. Хотя наверняка принесет много политических и материальных дивидендов его окружению, которое сильно пострадало от того, что Абыкаев был сначала отправлен в ссылку послом Казахстана в России, а затем «выдерживался» в МИДе.
Но тогда возникает второй закономерный вопрос: почему президент решил укрепить спецслужбу человеком, у которого не совсем «качественная» биография, особенно в глазах США и других ведущих западных государств, которые вряд ли забыли про историю с поставкой казахстанских истребителей МиГ-21 в Северную Корею?
Тут мы вступаем на зыбкую почву слухов и разговоров в кулуарах, из которых родились следующие версии.

Версия первая. КНБ не справился с расследованием самых громких уголовных дел последних двух лет — Мухтара Джакишева и Мухтара Аблязова.
Хотя экс-президент «Казатомпрома» получил четырнадцать лет колонии, а по делу бывших топ-менеджеров «БТА Банка» к длительным срокам лишения свободы приговорены 12 человек, оба уголовных дела и судебных приговора вызывают сильные сомнения в обществе. Точнее, в их законность, справедливость и обоснованность не верит никто, поскольку и в ходе следствия, и в ходе судебных процессов было допущено столько явных и громких нарушений не только гражданских прав и свобод, но УК и УПК страны, что, как говорится, клейма ставить негде.
В результате Нурсултану Назарбаеву так и не удалось убедить в виновности двух Мухтаров не только своих подданных, но и, что сегодня более важно, зарубежную общественность и органы правосудия. В результате шансы на то, что Казахстану будут выданы бывшие топ-менеджеры «БТА Банка», а также другие личные и политические недруги, равны нулю.
Не случайно сегодня готовятся новые судебные процессы и над Мухтаром Джакишевым, и над Мухтаром Аблязовым, хотя понятно, что принципиально они ничего не изменят. Первый уже сидит, а второй — вне пределов досягаемости Астаны, сколько бы она ни предпринимала дипломатических демаршей и какое бы сильное политическое давление ни оказывала.
Все это заставляет отбросить первую версию как маловероятную. Нуртай Абыкаев не кадровый чекист-профессионал, а политический назначенец, и поэтому вряд ли он способен будет поднять уровень работы своих новых подчиненных, тем более в ближайшее время.
Версия вторая. КНБ проиграл последнюю «войну» с финполом. Об этом свидетельствуют два общеизвестных факта: арестованного комитетчиками якобы с наркотиками в кармане высокопоставленного финансового полицейского Генпрокуратура освободила, признав его задержание незаконным, а вот арестованного финполовцами замначальника департамента КНБ по Алматы, похоже, доведут, если уже не довели, до суда.
Считается, что финансовая полиция, как, впрочем, и МВД, контролируется управляющим делами президента Сарыбаем Калмурзаевым. Назарбаеву могло не понравиться такое развитие событий, дающее преимущество одной из элитных групп влияния, в данном случае т. н. южанам. Соответственно, он решил уравновесить чашу политических весов, назначив председателем КНБ человека не менее влиятельного, чем Сарыбай Султанович.
К этой версии примыкает третья. Назарбаев сильно обес­покоен состоянием правоохранительной и судебной системы страны, о чем свидетельствует тот факт, что на днях он запустил очередную административную реформу. Возможно, назначение Нуртая Абыкаева есть часть этой реформы, а новый председатель КНБ получил указание прекратить межведомственные стычки, перестать «кошмарить» оте­чественный бизнес и сконцентрировать внимание, усилия и ресурсы ведомства на борьбе с политическими врагами президента и обеспечении национальной безопасности страны.
После недавних событий в соседнем Кыргызстане данная версия имеет право на жизнь хотя бы на страницах провластных СМИ, поскольку соответствует генеральной линии, провозглашенной Нурсултаном Абишевичем.
Версия четвертая. Нуртаю Абыкаеву надоело отсиживаться на вторых ролях, тем более в маловлиятельном внутри страны Министерстве иностранных дел, поэтому он попросил своего друга и покровителя дать ему настоящее дело и должность. А поскольку перечень должностей, в которые помещается по своим политическим габаритам «дядя Коля», можно сосчитать по пальцам, Нурсултан Абишевич отдал ему КНБ, возглавляемый хоть и представителем рода шапрашты, но не слишком «весовым» в Астане.
При всей своей легковесности и несерьезности данная версия может оказаться самой близкой к истине, учитывая, что внутренняя политика в Казахстане мало чем отличается от придворной в том смысле, что «варится» она при дворе первого президента.
Про пятую версию сразу скажу, что она бредовая, дабы не навлечь на главного редактора и саму газету неприятностей в виде обвинений по статьям Уголовного кодекса. Если коротко, то суть ее такова: события последних двух-трех лет в Казахстане, когда за решетку попало множество чиновников, бизнесменов и общественных деятелей, не случайны, а стали результатом реализации некоей политической воли, преследующей определенную политическую цель. Какую, угадать несложно при знании внутриполитической ситуации в стране и раскладов в элите.
С другой стороны, вряд ли даже сторонники елбасы будут отрицать, что Нурсултан Назарбаев хочет и ищет способы сохранить свою власть в неприкосновенности как можно дольше. Отсюда логический вывод: первому президенту совсем не нужны те, кто может, способен или готов претендовать на верховную власть в стране или хотя бы на то, чтобы ослабить ее.
Отсюда и эта политика, хорошо описанная в документах, объединенных под условным названием «СуперХан», о которых наша газета не раз писала на своих страницах — сохранить власть после власти, в том числе за счет ослабления потенциальных конкурентов, оппонентов, друзей и врагов.
Похоже, именно этим и занимался Назарбаев последние годы, опираясь на ряд элитных групп и персоналии, в том числе Карима Масимова, Тимура Кулибаева, Сарыбая Калмурзаева, Кайрата Мами, Григория Марченко и многих других. В результате почти достиг успеха — большая часть элитных групп полностью сдалась, поджала хвост, подняла лапки и приняла новые условия игры.
Те, кто осмелился на открытое сопротивление, вроде Мухтара Аблязова и Мухтара Джакишева, стали уголовными преступниками и все потеряли. Чиновники же в массе своей начали бояться верховной власти и президента, ее олицетворяющего, больше, чем своих непосредственных начальников и родственников. Казахстанский бизнес также запуган до смерти и вряд ли рискнет когда-либо финансировать политику. Гражданское общество тоже дезорганизовано и запугано.
Но все это президент не мог свершить один, более того, не мог сделать, опираясь только на госаппарат и «Нур Отан», потому что первый фактически поделен между кланами, малоэффективен, непрофессионален и сильно коррумпирован, а второй откровенно слаб и вторичен по отношению к госаппарату, который он должен контролировать и направлять.
Неизбежным следствием политики ослабления «вассалов», которую активно проводил елбасы последние годы, стало усиление тех из них, кто стал орудием. В первую очередь союз Карима Масимова с Тимуром Кулибаевым и группа «южан» во главе с Сарыбаем Калмурзаевым, Умирзаком Шукеевым, Козы-Корпешем Карбузовым и другими.
В принципе, можно долго спорить, составляют ли Карим Масимов и Тимур Кулибаев одну элитную группу влияния? Если да, то кто в ней главный, а кто — не главный? Можно ли назвать государственного секретаря — министра иностранных дел Каната Саудабаева примкнувшим к «южанам» и входит ли в эту группу генеральный прокурор Кайрат Мами? Но в данном случае это не принципиально.
Принципиально же то, что логика авторитарной власти заставляет Назарбаева убрать, ослабить потенциальную угрозу со стороны тех, кто слишком усилился за последнее время. При этом не имеет значения, действительно ли данные группы влияния угрожают единовластию елбасы, есть ли у них подобные замыслы, сделали ли они хоть один шаг в этом направлении... Тут важно другое — они могут это сделать! И этого достаточно, чтобы их подвергли разгрому так же, как и других.
В этом смысле назначение председателем КНБ Нуртая Абыкаева, человека преданного Назарбаеву, можно рассматривать как начало подготовки к этому новому этапу, цель которого — выжечь каленым железом любую группу или персону влияния, создав вокруг первого президента некую политическую зону без­опасности.
Ну а с практической точки зрения интересно и важно другое — кто первым из нынешних доминантов на внутриполитическом пространстве Казахстана будет подвергнут разгрому? Потому что бороться сразу против двух вышеназванных групп влияния Назарбаев не сможет. И никогда не будет в силу осторожности, опытности в политической борьбе и любви к стратегии «разделяй и властвуй».
Более того, политическая логика не просто подсказывает, она буквально диктует первому президенту тактику союза с одной элитной группой против другой. Чтобы ее руками сначала расправиться с выбранными на закланье, а потом отдать победителя на расправу жаждущим мести жертвам.
Мы не возьмемся сделать прогноз — выскажем всего лишь версию: возможно, первый удар будет нанесен по «южанам». Даже если оставить в стороне слухи, что в позапрошлом году состоялось секретное совещание лидеров группы, на котором было принято решение «замочить» шапраштинцев, и что запись этого совещания попала на стол Назарбаеву, сегодня именно группа Сарыбая Калмурзаева, Умирзака Шукеева, Козы-Корпеша Карбузова наиболее опасна для т. н. лидера нации. И не из-за своего аппаратного влияния или размеров контролируемых ею денежных потоков. В этом смысле Карим Масимов и Тимур Кулибаев существенно превосходят конкурентов.
Дело в том, что Назарбаев не мог не учесть опыта соседнего Кыргызстана. Все три раза, когда народ этой страны сносил до основания законно избранного президента вместе с Конститу­цией и всеми атрибутами власти, ключевую роль в этом сыграли региональные кланы. Именно они были тем механизмом, через который осуществлялась мобилизация больших масс граждан.
На сегодня в Казахстане наиболее влиятельны как раз региональные кланы Южного и Западного Казахстана. Но последние замкнуты в своем регионе, тогда как «южане» позахватывали множество должностей как в Астане, так и в других областях. Более того, две самые многочисленные демонстрации, состоявшиеся в последнее время в Алматы и Шымкенте, когда на площади вдруг из ниоткуда появлялось несколько тысяч казахов среднего возраста, которые, были организованы отнюдь не оппозицией. Все это можно расценивать как случайность, а можно — как подготовку к массовым акциям или демонстрацию силы.
К этому можно добавить, что, по некоторым данным, последняя реформа право­охранительной системы была продавлена Сарыбаем Калмурзаевым. А подконтрольные ему ведомства в лице МВД и финполиции сильно от нее выиграли — сняв с себя ряд несвойственных функций или получив эксклюзивные права на расследование экономических и коррупционных преступлений.
Так что очень похоже, что назначение Нуртая Абыкаева — это очередной шахматный ход президента и подготовка к тому, чтобы начать усекать ставших слишком сильными союзников и приближенных.
Кстати, хочется обратить внимание читателей, что сегодня на резервных позициях в Сенате и Мажилисе парламента столько потенциальных кандидатов в министры и даже премьеры, что Нурсултану Абишевичу не составит труда заменить тех, кто завтра, возможно, будет зачислен в состав какой-нибудь очередной ОПГ высокого политического разлива. Напомним, что их уже было как минимум две — Рахата Алиева и Мухтара Аблязова. Так что впереди — третья. Вопрос — какая?
...В свое время выдающийся диктатор современности Иосиф Виссарионович Сталин действовал почти так же, как сегодня Нурсултан Абишевич Назарбаев, и даже технологии власти у них одни и те же.
Сначала отстрел противников, затем отстрел тех, кто не согласен, потом тех, кто не подчиняется с первого раза, и наконец тех, кто подозревается в возможности неповиновения. Все это через союзы с различными группами влияния, когда руками одних уничтожаются другие, а затем выжившие отдаются на расправу третьим. И так до смертного конца великого диктатора.
После чего понадобилась пара десятков лет, чтобы руководство страны научилось бороться с политическими противниками назначением послами и отправкой на пенсию, а не выстрелами в затылок. И еще полсотни лет, чтобы понять — авторитарные режимы не реформируются, они умирают вместе с их создателями, просто иногда через много лет после смерти их творцов.

Назарбаев не мог не учесть опыта соседнего Кыргызстана, где в обеих революциях ключевую роль сыграли именно ре­гиональные кланы. В Казах­стане сегодня наиболее влиятельны региональные кланы Южного и Западного Казах­стана. Но последние замкнуты в своем регионе, тогда как «южане» поза­хватывали множество должностей как в Астане, так и в других областях.
К этому можно добавить, что, по некоторым данным, последняя реформа правоохрани­тельной системы была продавлена Сарыбаем Калмурзаевым, а подконтрольные ему ведомства в лице МВД и финполиции сильно от нее выиграли.
Расклад
Не исключено, что «лидер нации» вновь намерен реализовать свою излюбленную стратегию — ослабить потенциальную угрозу со стороны тех, кто сильно усилился. При этом не имеет значения, угрожают ли те или иные элитные группировки власти елбасы, есть ли у них подобные намерения, сделали ли они хоть один шаг в этом направлении. Важно одно — они могут это сделать!

В финпол придет шабдарбаев?
Как сообщил нам источник в силовых органах, в ближайшие недели должно быть обновлено руководство МВД и АБЭКП. Якобы Министерство внутренних дел возглавит Алик Шпекбаев, в настоящее время — заведую­щий отделом в Администрации президента, а Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступ­лениями — Амангельды Шабдарбаев.

Источник: Газета "Голос Республики" 28 (159) от 27 августа 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий