Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о мерах по повышению эффективности полиции и судов.
Официоз тут же попытался преподнести это чуть ли не как реформу правоохранительной системы. Увы! Подобных указов и различных программ за двадцать лет было немерено, но воз и ныне там. Так что я не советовал бы слишком обольщаться по поводу того, что в этой сфере что-то изменится в лучшую сторону.
Указ президента предлагает улучшить работу полиции и судов посредством упразднения, преобразования или слияния ранее существовавших подразделений и создания на их базе новых. Короче, обычное административное тусование старого под новыми названиями.
Новое вино — в старые мехи
Судите сами, вот основные моменты предстоящей реформы:
1. Образовать при Верховном суде департамент по обеспечению деятельности судов.
2. Упразднить комитет по судебному администрированию при Верховном суде с передачей его функций Минюсту и Верховному суду.
3. Реорганизовать МВД и передать часть его функций и полномочий Минздраву, Минтранскому и Минобру.
4. Объединить три региональные транспортные прокуратуры в одну.
5. Объединить Следственный комитет с Комитетом криминальной полиции МВД, обозвав их «Комитетом по расследованию МВД».
6. Повысить «эффективность деятельности Комитета по борьбе с наркобизнесом», передав ему в подчинение соответствующие территориальные подразделения МВД.
7. Образовать Комитет миграционной полиции МВД.
Остальные пункты данного указа представляют собой традиционные для таких случаев фразы, начинающиеся с многообещающих «принять меры», «разработать» «усилить», «обеспечить», «оптимизировать». Их чиновники с воодушевлением произносят вот уже двадцать лет безкакого-либо результата.
Проблемы казахстанской правоохранительной системы не в несовершенстве структуры управления, не в названиях ведомств, а прежде всего в людях с их патологической жаждой наживы и неуемными аппетитами. Вот этого принятый указ президента вообще не замечает. Все внимание на внешние моменты: на погоны, на названия, на структуру и иерархическую подчиненность.
Для того чтобы понять, что предполагаемая реформа полиции и судов в Казахстане не изменит сути правоохранительной системы, не нужно быть большим провидцем. Карательный характер системы, ее тотальная коррумпированность, неподконтрольность обществу — все это остается даже при самом лучшем варианте реализации предложенного. А это означает, что толку от реформы не будет никакого. Да и никакая это по большому счету не реформа, а очередная кампания по демонстрации того, что властьчто-то делает.
С библейских времен известно, что нельзя наливать новое вино в старые мехи. Поэтому умные люди либо держат старое вино в старых мехах, пока оно не кончится, либо меняют все разом. Но то умные люди... Чтобы моя уверенность стала понятна читателю, предлагаю сравнить ее с другой реформой правоохранительной системы, которая была проведена совсем недавно в Грузии. Давайте почувствуем разницу!
Как это было в Грузии
16 января 2004 года в Грузии был дан старт самой радикальной из реформ, какие знало постсоветское пространство. Грузинские власти повели наступление по двум направлениям — чистка государственного аппарата и уничтожение организованной преступности.
Реформа началась с арестов высокопоставленных чиновников, депутатов, главарей преступных синдикатов. Понятно, что это не могло не найти своего проявления в отношениях к власти. Прослеживается четкая закономерность: чем больше коррупционеров сажали власти, тем больше недовольных из числа их родственников и челяди пополняли ряды оппозиции.
Труднее было с ворами в законе — они, осуществляя общее руководство братвой, как правило, законов не нарушают. Для этого приняли закон, позволяющий сажать в тюрьму любого вора в законе, даже если нет доказательств его вины.
Одновременно был ликвидирован целый букет традиционных нахлебников. Начали с санэпидемслужбы. Затем отменили пожарную инспекцию. За ними канули в Лету еще десятки ведомств. Все это позволило сократить количество различных лицензий и разрешительных документов, регулирующих бизнес, с одной тысячи до 150.
На удивление, крыс, тараканов и вшей больше не стало. Продовольственные фирмы, магазины, рестораны поддерживали чистоту и без надзора. Тем более что как такового надзора и не было — инспекторы всех этих организаций просто ходили по организациям и собирали мзду.
Реформа правоохранительных органов проводилась в рамках общего реформирования государственной системы. Было расформировано Министерство госбезопасности с его традицией преследования инакомыслия, а функции распределены между МВД и другими ведомствами.
Само МВД подверглось кардинальной чистке. В течение двух лет из органов было уволено около 90% сотрудников (на этом фоне то, что предлагает сделатьг-н Назарбаев, — просто детский лепет).
Начали с ГАИ — этого олицетворения коррупции. Гаишников в Грузии ликвидировали как класс: ведомство просто распустили, а все 14 тысяч сотрудников в один миг оказались безработными. После этого в течение трех месяцев ситуацию на дорогах вообще никто не регулировал, но аварий не стало больше — лишнее доказательство того, что гаишники не столько поддерживали порядок на дорогах, сколько «доили» автовладельцев.
Работников МВД сажали пачками. В ходе чистки органов чиновников, бизнесменов и криминал под страхом уголовного преследования принуждали возвращать наворованное в бюджет.Кто-то откупился, кто-то пожадничал — и получил срок. Деньги от «экспроприации» пошли на повышенные зарплат новой полиции.
Процесс создания новой полиции занял без малого два года. Набирали и обучали молодежь. В новую полицию принципиально не брали людей, зараженных бациллами старой системы. При наборе сотрудников были применены специальные психологические тесты — своеобразный фильтр для психически неустойчивых и агрессивных претендентов.
Реформа изменила состав грузинского МВД. В самом министерстве сегодня работают в основном люди моложе 35 лет. Многие, что называется, не по специальности — с техническим образованием. Есть выпускники западных вузов. Много владеющих иностранными языками. Была существенно повышена зарплата: сегодня полицейские при средней зарплате в стране $240 получают от $600 до $2000. Плюс постоянные премии, медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья. Работа в полиции стала одной из самых престижных в стране.
Серьезно реформирована система подготовки полицейских. В Тбилиси на базе школ МВД была открыта полицейская академия. Теперь, чтобы стать детективом или криминалистом, нужно помимо высшего юридического образования иметь за плечами эту академию, конкурс в которую 10 человек на место.
Была существенно сокращена численность МВД — с 88 тысяч до 26 тысяч человек. Еще 4 тысячи работают в департаменте охраны границы и 13 тысяч — во вневедомственной охране.
Сегодня основное рабочее подразделение МВД — это патрульная служба. Экипаж патрульной машины из двух человек совмещает функции дорожной полиции и группы быстрого реагирования. Патрулирование по специально разработанным маршрутам позволяет контролировать весь город и в считанные минуты оказываться в нужном месте. Все машины компьютеризированы, это дает возможность оперативно получать информацию о задержанных автомобилях и их владельцах.
Для контроля над экипажами в машинах установлены камеры наблюдения, записывающие все, что происходит в машине. Полицейские обязаны задержанных ими людей допрашивать только в зоне действия этих камер. Думаю, не нужно объяснять, для чего это делается. Невыполнение этого условия или неисправность камеры грозит увольнением.
Для искоренения коррупции создана генеральная инспекция, следящая за чистотой в полицейских рядах. Поощряется доносительство. За недонесение на своего напарника, сотрудника, нарушившего устав, можно лишиться работы. Сотрудники инспекции иногда специально организуют проверки «на вшивость», провоцируют полицейских на получение взятки.
Принципиально важно, что чистка низовых звеньев МВД проводится постоянно, а не в режиме отдельных кампаний. Это дает свои результаты. Так, если в первые годы реформы счет оборотням в погонах шел на сотни, то сегодня их выявляют не более 30 в год.
Еще один аспект реформы: криминальная полиция не занимается больше предварительным следствием и дознанием. Все хозяйственные и экономические преступления переданы финансовой полиции. Существенно упрощен порядок открытия и закрытия уголовных дел.
Не менее серьезные и радикальные шаги были предприняты в сфере борьбы с наркоманией. В результате по уровню преступности и раскрываемости преступлений Тбилиси стоит на одном уровне с европейскими столицами. Стало заметно спокойнее на улицах.
На этом, пожалуй, остановимся, хотя это далеко не весь перечень изменений, каким подверглась грузинская правоохранительная система.
Воры теперь вне закона
В рамках реформы в Грузии был нанесен серьезный удар по оргпреступности.
Воры в законе в Грузии были своеобразной теневой властью. По данным грузинских социологов, более 70% грузинских мальчишек мечтали стать ворами в законе, а 50% девочек — их женами. Привычной для Тбилиси была картина, когда прилетавшего вора в законе встречал высокопоставленный чиновник из правительства. Откровенно жестокими и порой не совсем правовыми методами в кратчайшие сроки все воры в законе были либо посажены, либо вынуждены покинуть страну. Учитывая силу и влиятельность воровского начала в Грузии, это был очень смелый шаг власти, понимавшей, что наживает себе сильного и жестокого врага. Тем не менее была продемонстрирована политическая воля.
Источник: Газета "Голос Республики" №28 (159) от 27 августа 2010 года
Новое вино — в старые мехи
Судите сами, вот основные моменты предстоящей реформы:
1. Образовать при Верховном суде департамент по обеспечению деятельности судов.
2. Упразднить комитет по судебному администрированию при Верховном суде с передачей его функций Минюсту и Верховному суду.
3. Реорганизовать МВД и передать часть его функций и полномочий Минздраву, Минтранскому и Минобру.
4. Объединить три региональные транспортные прокуратуры в одну.
5. Объединить Следственный комитет с Комитетом криминальной полиции МВД, обозвав их «Комитетом по расследованию МВД».
6. Повысить «эффективность деятельности Комитета по борьбе с наркобизнесом», передав ему в подчинение соответствующие территориальные подразделения МВД.
7. Образовать Комитет миграционной полиции МВД.
Остальные пункты данного указа представляют собой традиционные для таких случаев фразы, начинающиеся с многообещающих «принять меры», «разработать» «усилить», «обеспечить», «оптимизировать». Их чиновники с воодушевлением произносят вот уже двадцать лет без
Проблемы казахстанской правоохранительной системы не в несовершенстве структуры управления, не в названиях ведомств, а прежде всего в людях с их патологической жаждой наживы и неуемными аппетитами. Вот этого принятый указ президента вообще не замечает. Все внимание на внешние моменты: на погоны, на названия, на структуру и иерархическую подчиненность.
Для того чтобы понять, что предполагаемая реформа полиции и судов в Казахстане не изменит сути правоохранительной системы, не нужно быть большим провидцем. Карательный характер системы, ее тотальная коррумпированность, неподконтрольность обществу — все это остается даже при самом лучшем варианте реализации предложенного. А это означает, что толку от реформы не будет никакого. Да и никакая это по большому счету не реформа, а очередная кампания по демонстрации того, что власть
С библейских времен известно, что нельзя наливать новое вино в старые мехи. Поэтому умные люди либо держат старое вино в старых мехах, пока оно не кончится, либо меняют все разом. Но то умные люди... Чтобы моя уверенность стала понятна читателю, предлагаю сравнить ее с другой реформой правоохранительной системы, которая была проведена совсем недавно в Грузии. Давайте почувствуем разницу!
Как это было в Грузии
16 января 2004 года в Грузии был дан старт самой радикальной из реформ, какие знало постсоветское пространство. Грузинские власти повели наступление по двум направлениям — чистка государственного аппарата и уничтожение организованной преступности.
Реформа началась с арестов высокопоставленных чиновников, депутатов, главарей преступных синдикатов. Понятно, что это не могло не найти своего проявления в отношениях к власти. Прослеживается четкая закономерность: чем больше коррупционеров сажали власти, тем больше недовольных из числа их родственников и челяди пополняли ряды оппозиции.
Труднее было с ворами в законе — они, осуществляя общее руководство братвой, как правило, законов не нарушают. Для этого приняли закон, позволяющий сажать в тюрьму любого вора в законе, даже если нет доказательств его вины.
Одновременно был ликвидирован целый букет традиционных нахлебников. Начали с санэпидемслужбы. Затем отменили пожарную инспекцию. За ними канули в Лету еще десятки ведомств. Все это позволило сократить количество различных лицензий и разрешительных документов, регулирующих бизнес, с одной тысячи до 150.
На удивление, крыс, тараканов и вшей больше не стало. Продовольственные фирмы, магазины, рестораны поддерживали чистоту и без надзора. Тем более что как такового надзора и не было — инспекторы всех этих организаций просто ходили по организациям и собирали мзду.
Реформа правоохранительных органов проводилась в рамках общего реформирования государственной системы. Было расформировано Министерство госбезопасности с его традицией преследования инакомыслия, а функции распределены между МВД и другими ведомствами.
Само МВД подверглось кардинальной чистке. В течение двух лет из органов было уволено около 90% сотрудников (на этом фоне то, что предлагает сделать
Начали с ГАИ — этого олицетворения коррупции. Гаишников в Грузии ликвидировали как класс: ведомство просто распустили, а все 14 тысяч сотрудников в один миг оказались безработными. После этого в течение трех месяцев ситуацию на дорогах вообще никто не регулировал, но аварий не стало больше — лишнее доказательство того, что гаишники не столько поддерживали порядок на дорогах, сколько «доили» автовладельцев.
Работников МВД сажали пачками. В ходе чистки органов чиновников, бизнесменов и криминал под страхом уголовного преследования принуждали возвращать наворованное в бюджет.
Процесс создания новой полиции занял без малого два года. Набирали и обучали молодежь. В новую полицию принципиально не брали людей, зараженных бациллами старой системы. При наборе сотрудников были применены специальные психологические тесты — своеобразный фильтр для психически неустойчивых и агрессивных претендентов.
Реформа изменила состав грузинского МВД. В самом министерстве сегодня работают в основном люди моложе 35 лет. Многие, что называется, не по специальности — с техническим образованием. Есть выпускники западных вузов. Много владеющих иностранными языками. Была существенно повышена зарплата: сегодня полицейские при средней зарплате в стране $240 получают от $600 до $2000. Плюс постоянные премии, медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья. Работа в полиции стала одной из самых престижных в стране.
Серьезно реформирована система подготовки полицейских. В Тбилиси на базе школ МВД была открыта полицейская академия. Теперь, чтобы стать детективом или криминалистом, нужно помимо высшего юридического образования иметь за плечами эту академию, конкурс в которую 10 человек на место.
Была существенно сокращена численность МВД — с 88 тысяч до 26 тысяч человек. Еще 4 тысячи работают в департаменте охраны границы и 13 тысяч — во вневедомственной охране.
Сегодня основное рабочее подразделение МВД — это патрульная служба. Экипаж патрульной машины из двух человек совмещает функции дорожной полиции и группы быстрого реагирования. Патрулирование по специально разработанным маршрутам позволяет контролировать весь город и в считанные минуты оказываться в нужном месте. Все машины компьютеризированы, это дает возможность оперативно получать информацию о задержанных автомобилях и их владельцах.
Для контроля над экипажами в машинах установлены камеры наблюдения, записывающие все, что происходит в машине. Полицейские обязаны задержанных ими людей допрашивать только в зоне действия этих камер. Думаю, не нужно объяснять, для чего это делается. Невыполнение этого условия или неисправность камеры грозит увольнением.
Для искоренения коррупции создана генеральная инспекция, следящая за чистотой в полицейских рядах. Поощряется доносительство. За недонесение на своего напарника, сотрудника, нарушившего устав, можно лишиться работы. Сотрудники инспекции иногда специально организуют проверки «на вшивость», провоцируют полицейских на получение взятки.
Принципиально важно, что чистка низовых звеньев МВД проводится постоянно, а не в режиме отдельных кампаний. Это дает свои результаты. Так, если в первые годы реформы счет оборотням в погонах шел на сотни, то сегодня их выявляют не более 30 в год.
Еще один аспект реформы: криминальная полиция не занимается больше предварительным следствием и дознанием. Все хозяйственные и экономические преступления переданы финансовой полиции. Существенно упрощен порядок открытия и закрытия уголовных дел.
Не менее серьезные и радикальные шаги были предприняты в сфере борьбы с наркоманией. В результате по уровню преступности и раскрываемости преступлений Тбилиси стоит на одном уровне с европейскими столицами. Стало заметно спокойнее на улицах.
На этом, пожалуй, остановимся, хотя это далеко не весь перечень изменений, каким подверглась грузинская правоохранительная система.
Воры теперь вне закона
В рамках реформы в Грузии был нанесен серьезный удар по оргпреступности.
Воры в законе в Грузии были своеобразной теневой властью. По данным грузинских социологов, более 70% грузинских мальчишек мечтали стать ворами в законе, а 50% девочек — их женами. Привычной для Тбилиси была картина, когда прилетавшего вора в законе встречал высокопоставленный чиновник из правительства. Откровенно жестокими и порой не совсем правовыми методами в кратчайшие сроки все воры в законе были либо посажены, либо вынуждены покинуть страну. Учитывая силу и влиятельность воровского начала в Грузии, это был очень смелый шаг власти, понимавшей, что наживает себе сильного и жестокого врага. Тем не менее была продемонстрирована политическая воля.
Источник: Газета "Голос Республики" №28 (159) от 27 августа 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий