10.08.2010

Турецкий дневник. Часть первая

Ранним утром в Алматинском аэропорту царит оживление. В промежутке от 6 до 10 утра своего вылета по разным направлениям ожидают почти два десятка самолетов. 
 
Автор: Анатолий ИВАНОВ
 
Интервал – от 5 до 15 минут. Не Франкфурт, не Амстердам и даже не Ташкент, конечно, где в час пик авиалайнеры устремляются в небо каждую минуту, но все же, более оживленного движения нигде в Казахстане даже близко не наблюдается.
Соответственно, к главному входу здания аэропорта практически каждую минуту подъезжают легковые автомобили. Из них буквально выпрыгивают спешащие на свой рейс пассажиры. Но прежде чем их самолет оторвется от земли и устремится куда-нибудь в сторону Москвы или, как в нашем случае, в сторону Стамбула, им вначале придется в полной мере познать все чудеса жизни главной воздушной гавани Республики Казахстан.
«Перехватчики» в аэропорту
Тех, кто в первый раз собрался куда-либо лететь, видно сразу. Они излишне суетятся и, озираясь по сторонам, стараются сразу найти табло прилетов и отлетов. Лишь бы не опоздать! Выходя из такси, такие пассажиры даже и не подозревают, что они моментально оказываются под своеобразным колпаком.
Нет, спецслужбы здесь абсолютно ни при чем. «Новички» попадают в поле зрения молодых людей, которые постоянно дежурят у верхнего входа в здание аэропорта. Завидев потенциальную жертву (чаще всего это женщины с детьми или пенсионеры), они с неизменной улыбкой устремляются навстречу.
«Перехватчики», а именно так их называют знатоки жизни Алматинского аэропорта, начинают прямо-таки умолять помочь донести чемоданы. Пока пассажир, ошалевший от невероятной вежливости и особой услужливости молодых людей, соображает, что к чему, его багаж уже грузится на единственную стоящую у входа тележку и увозится... в зал регистрации авиабилетов. То есть, даже если кто и захочет последовать за своим чемоданом, путь ему будет немедленно прегражден сотрудниками службы безопасности аэропорта. У них предписание — пока регистрация на рейс не объявлена, посторонних не пускать.
Вот тут перед начавшим было уже беспокоиться человеком и появляется новое действующее лицо, этакий переговорщик: «Зачем шум поднимать? Ваш багаж мы упаковщику отдали. Как только все будет сделано, мы его вернем».
Расчет прост. Спешащий на рейс пассажир не станет возмущаться и вызывать полицию, которая если и появится, то в лучшем случае минут через двадцать. За это время он и на самолет может окончательно опоздать, да и со своим чемоданом навсегда попрощаться. Поэтому попавший под пресс «перехватчиков» человек деньги отдаст почти наверняка. На протяжении уже нескольких лет их такса неизменна: 4 тысячи тенге за одно место багажа, где 1 тысяча действительно достается упаковщику.
Впрочем, на самом деле попавшему в подобный передел авиапассажиру пить успокоительное еще рано. Оно пригодится позже.
На границе тучи ходят хмуро
Пройдя регистрацию авиабилетов, а обычно эта процедура занимает максимум минут 10—15, собравшемуся в полет человеку предстоит вспомнить или узнать, каким образом покупалась колбаса в советские времена. Перед взором путешественника возникает знаменитое хвостатое чудовище, имя которому «очередь».
Скажу сразу, в продолжительном по времени варианте такой реликт трудно увидеть где-нибудь в Германии, Нидерландах или Китае. То есть если он там и появляется, то очень быстро исчезает. Ну не принято его там взращивать, холить и лелеять! Чего нельзя сказать о казахстанских пограничниках. Судя по всему, создать чудовищную очередь для них — это некая потребность, некий способ самоутверждения, демонстрация важности и необходимости своей деятельности.
Причем абсолютно неважно, сколько окошек будет обслуживать авиапассажиров! Все равно отстоять минимум 30, а то и 40 минут пересекающим границу Казахстана людям придется наверняка. Дело в стиле работы милых на вид девушек из пограничной службы. Казалось бы, чего проще — проконтролируй фиксацию видеокамерой внешности выезжающего пассажира, вбей данные его паспорта в компьютерную базу, поставь штамп и скажи «до свидания»! Но это, извините, в других странах так. У нас сразу после подачи паспорта в окошко пограничной службы начинается процесс унижения пассажира.
Как раз тут-то наиболее впечатлительному человеку без успокоительных лекарств точно не обойтись. Вначале его просят фиксированно посмотреть в объектив открыто (!) установленной видеокамеры. Затем долго и нудно изучают паспорт, дотошно перелистывая каждую страницу, при этом периодически куда-то названивая. На вопрос: «Что случилось?» — низменно следует ответ: «Стойте и не разговаривайте». Некоторые пограничники могут и прокомментировать возникшую задержку: «Знаете, есть подозрение, что вы находитесь в розыске. Сейчас проверяем...»
И будет очень хорошо, если в итоге для пассажира все завершится благополучно и вход в транзитный зал будет для него открыт, — прохождение таможенного контроля занимает от 5 до 7 минут. Хуже, если у сидящей в стеклянной будке девушки с лейтенантскими погонами пограничной службы что-то заклинит и она, промариновав пассажира около получаса, пошлет его к своему начальнику. У начальника, естественно, процедура проверки документов полностью повторится. С той лишь разницей, что уставшего уже что-либо доказывать человека, с ужасом поглядывающего на часы, все же пропустят через границу.
Всемирная «слава»
Подобное мне доводилось наблюдать неоднократно. Более того, сам несколько раз попадал в подобную ситуацию. И вовсе неудивительно, что граждане других стран с сарказмом говорят о чрезмерной подозрительности казахстанских пограничников. С одним из них, гражданином Турции Гекханом Атасоем, разговор состоялся уже в самолете, вылет которого по рейсу Алматы — Стамбул авиакомпании «Эйр Астана» был задержан на целый час, как раз из-за деятельности «доблестных» пограничников Казахстана:
- Не в первый раз в Казахстан прилетаю. Всегда одно и то же происходит! Ваши пограничники все время держат пассажиров в напряжении. Им все равно, что люди на самолет опаздывают, что самолет из-за них позже вылетает. Впечатление, что они террористов, экстремистов и шпионов вылавливают. Вы не обижайтесь, но хуже пограничники только в Израиле. Но тех понять еще можно. У них на самом деле в стране бомбы взрываются. В Казахстане тихо. Не понимаю, зачем тогда все время людей унижать?
- Вас что, тоже долго держали на границе?
- Конечно! Не понимаю, почему! Паспорт в порядке, все в порядке. Какие могут вопросы?! Нет, сидит девушка, что-то смотрит, листает, звонит куда-то. Спрашиваю: «Уважаемая, почему так долго?» Она мне ничего не отвечает. Говорю ей: «Может надо что-нибудь пояснить?» Молчит! Потом говорит мне: «К начальнику иди». Спрашиваю: «Зачем к начальнику, уже посадку объявили». Она опять говорит: «К начальнику идти надо». Пошел туда. Начальник паспорт взял, посмотрел, печать поставил: иди, говорит. Я 50 минут на ваших пограничниках потерял. Специально пораньше приехал, думал — быстро пограничников ваших пройду, посижу в зале ожидания, спокойно кофе попью. Нет, опять я им чем-то не понравился!
- Так Вы не первый раз в такую историю попадаете?
- Я так скажу, в Казахстан приезжаю в 7-й раз. И только два раза проблем не возникло! То на въезде, то на выезде обязательно держать будут. Говорю им: «Я что, на террориста похож?! Я приехал помогать туризм развивать. Почему держите?» Не отвечают, все время звонят куда-то, паспорт листают туда-сюда.
- А может им Ваша внешность не нравится?
- Кто им тогда нравиться должен? У меня все друзья говорят: в Казахстан ездить — нервы портить! Как, говорят, приезжаешь, с казахскими пограничниками сталкиваешься — ты для них не человек.
- Это почему?
- Они всех в преступлении каком-то подозревают. Всех! И гости — преступники, и свои граждане — тоже преступники! Я по работе в вашу страну прилетаю, всегда вижу, что пограничники людей в напряжении держат, что самолеты, особенно «Эйр Астаны», всегда опаздывают. Я не люблю «Эйр Астану». Нет, у нее самой все нормально — обслуживание нормальное, кушать дают нормально, самолеты хорошие, но ее все время пограничники задерживают. Почти никогда сказать точно не можешь, когда вылетишь и когда прилетишь.
Кстати, на днях казахстанские пограничники своей особой придирчивостью прославились и на весь мир. На этот раз «зеленым погонам» из Алматинского аэропорта слишком уж подозрительной показалась британская подданная Сэм Оберник (Sam Obernik), о чем поп-звезда рассказала прессе сразу же после своего возвращения из Казахстана, добавив, что «это было ужасно».
Неудивительно, что и по прилете в Стамбул встречающий группу журналистов из Казахстана представитель принимающей стороны Угур Бешли как бы между прочим заметил: «О ваших порядках в нашей стране легенды ходят».
Работа есть — с жильем проблема
Итак, спустя 7 часов вместо планируемых 6 мы наконец-то добираемся до Стамбула. И с первых же минут нахождения в нем становится понятным, сколь велика по своим размерам бывшая столица Османской Империи. Глядя на буквально налепленные друг на друга здания, расползающиеся по холмам обоих берегов Босфора, даже сомнению не подвергаешь цифру проживающего в Стамбуле населения.
По официальным данным, в экономической столице Турции живет почти 13 миллионов человек, неофициально — до 16 миллионов.
- Стамбул — это магнит для жителей Турции, — говорит Угур. — Многие хотят жить в Стамбуле. Хотят — и едут. Работа всем найдется. Фабрики, заводы работают, кому-то улицы убирать надо, кто-то хочет бизнесом заняться. Но с жильем проблемы возникают.
По словам Угура Бешли, найти более-менее приличную квартиру по сносной цене в европейской части Стамбула очень трудно. Особенно это относится к центральным районам города — Бейоглу, Фатих, Бешикташ или Шишли. Цена на аренду мало-мальски приличной однокомнатной квартиры там начинается от 60 евро в сутки плюс 8% НДС.
Можно в «Европе» (так называется эта часть города) найти квартиру и подешевле. Например, за 200—300 лир в месяц ($300—450), но в этом случае речь идет о рабочих кварталах таких районов, например, как Бахчелиэвлер, Багджилар или Зейтинбурну. При этом не факт, что в арендуемой там квартире будет горячая вода и нормальное отопление, которое довольно часто представлено печкой-горелкой.
Неудивительно, заметил Угур, что в основном в таких квартирах живут мелкие торговцы и малоквалифицированные рабочие, чей семейный бюджет колеблется в пределах от 500 до 700 турецких лир ($750—1050).
Семьи, общий бюджет которых выше 1500 лир в месяц, предпочитают селиться в азиатской части Стамбула, где дома отличаются большей благоустроенностью, хотя и не считаются престижными.
Одна из причин низкого рейтинга домов в «Азии» — малое количество рабочих мест, где могут предложить достойную по стамбульским меркам заработную плату в размере более 1200 лир в месяц. И свою роль здесь играет не только практическое отсутствие туристов в этой части города, что делает жизнь в азиатских кварталах размеренной и несколько провинциальной.
Так уж исторически сложилось, что все основные центры притяжения, приносящие живые и весьма солидные деньги жителям Стамбула, находятся в «Европе».
Речь идет не только о знаменитых на весь мир архитектурных шедеврах, таких как Айя-Софья, Голубая мечеть или дворцах Топкапы и Долмабахче.
Европейскую «прописку» имеют и крупнейшие в Турции бизнес-центры, а также отели ведущих мировых гостиничных сетей.
Данный факт неизбежно откладывает свой отпечаток на автомобильное движение в городе.
Несмотря на наличие множества многоэтажных развязок и дорог с великолепным качеством асфальтного покрытия, где не то что ямки, даже трещинки не увидишь, Стамбул, особенно по утрам и вечерам, фактически стоит в одной огромной пробке.
Как рассказывает Угур Бешли, люди, чтобы добраться от дома в «Азии» до работы в «Европе», затрачивают минимум 3—4 часа:
- Не поверите, но в Стамбуле даже ночью можно в пробку попасть! Может, когда обе части города соединят линией метро, пробок меньше станет.
Метро в Стамбуле
Говоря о соединении азиатской и европейской частей Стамбула линией метрополитена, наш сопровождающий имел в виду реализацию известного транспортного проекта «Мармарай». Первые работы по нему начались в 2004 году.
Предусматривается, что к началу 2012 года по уже проложенному в 2008 году самому глубоководному в мире туннелю под Босфором по шести железнодорожным путям в обоих направлениям пойдут поезда метро как пассажирского, так и грузового назначения.
Соответственно, проект «Мармарай» позволит не только снять напряжение с основных автомагистралей, но и увеличить долю железнодорожного транспорта в Стамбуле с 4 до 28 процентов.
Кстати, стоит добавить еще немного показательных для нас фактов по истории стамбульского метро. Впервые подземка в самом большом мегаполисе Турции появилась еще в 1875 году в виде карликовой линии «Тюнель», состоящей всего из двух станций. Это ретро-метро функционирует до сих пор. А вот к проектированию современного метрополитена в Стамбуле приступили только в 1987 году.
Для сравнения: в Алматы старт аналогичным работам был дан в начале 1982 года, спустя несколько месяцев после соответствующего решения Политбюро ЦК КПСС, принятого по итогам рабочего визита Леонида Брежнева в Казахстан. Но если в Алматы строительство первой ветки метрополитена из 7 станций ведется до сих пор, то в Стамбуле первый участок линии метро из 6 станций начал функционировать уже в 2000 году.
Причем пуск первой ветки долгое время откладывался по объективным причинам — из-за обнаруженных в ходе строительства памятников, имеющих большое историческое и научное значение. В 2009 году стамбульское метро увеличилось еще на три станции, а к 2012 году, после введения в строй туннеля под Босфором, их количество вырастет до 32. И это если не считать 20 станций уже действующего легкого метро, развитие которого ведется параллельно со строительством традиционного метрополитена.
Чайхана — место особое
Сами жители Стамбула уверены, что после окончательного введения в строй соединяющего Европу и Азию метрополитена привлекательность их города вырастет многократно. Сидя за очередным стаканчиком чая в одном из многочисленных кафе, где разливают только традиционный турецкий чай и не менее традиционный кофе по-турецки, они много и охотно рассуждают о предстоящих переменах. Некоторые из них пока было возможно даже внимательно следили за каждым этапом реализации проекта «Мармарай» через специально установленные две вэб-камеры.
Вообще стамбульская чайхана — это место особое. Своего рода мужской клуб, где женщин никогда не ждут.
Когда улицы города начинают затягивать сумерки, вернувшиеся с работы основные кормильцы семей приходят туда не только для того, чтобы от души напиться приготовленного особым способом ароматного чая и сыграть две-три партии в нарды. Прежде всего чайхана — это своеобразная площадка, где открыто обсуждаются самые насущные проблемы, волнующие турецкое общество.
Тематика разговоров крайне обширная. От вполне бытового обсуждения неудач турецкой сборной по футболу, не попавшей в финальную часть чемпионата мира в ЮАР, до попытки проанализировать шансы получившей 65% мест в парламенте «Партии справедливости и развития» Гюля и Эрдогана, провести в жизнь серьезные конституционные поправки на предстоящем общенациональном референдуме 12 сентября.
Немало места в спорах посетителей отводится и международной политике. В одном из таких уличных кафе, находящихся близ никогда не засыпающей знаменитой стамбульской площади Таксим, мне довелось услышать несколько иной взгляд на конфликт, возникший между Турцией и Израилем в связи с известным задержанием «флотилии мира». Выяснилось, что далеко не все граждане Турецкой Республики поддерживают упорные попытки некоторых политиков втянуть их страну в конфликт между Израилем и Палестиной, искренне считая, что вначале надо решить внутренние проблемы, особенно восточной части Турции, а уж потом пытаться показать себя на международной арене.
Долг президента Гюля
Интересно, что в полной мере, с точки зрения одного из посетителей чайханы в Таксиме, представившегося Эргин Фератом, это относится и к отношениям между Анкарой и Астаной. Безошибочно определив, что я из Казахстана, он, подсев к моему столику, на хорошем русском языке спросил:
- Вы про памятник в Анкаре слышали?
- А что, с ним что-то случилось?
- Нет, стоит. Но я хочу понять, знают ли люди в Казахстане, почему появился этот памятник.
- Могу сказать официальную версию — за особые заслуги перед тюркским миром. Во всяком случае, согласно словам вашего президента Абдуллы Гюля.
- Это неправда.
- Есть какое-то другое объяснение?
- У нас об этом многие говорят. Президент Гюль должен десять памятников вашему Назарбаеву по всей Турции поставить! Потому что много строительных заказов получила в Астане компания Sembol Insaat. На многие сотни миллионов долларов.
- Интересно, причем здесь компания Sembol?
- Я не берусь утверждать, но у нас много говорят, что живущий в Америке брат Абдуллы Гюля имеет прямое отношение к этой компании. Неужели никто в Казахстане не задумывается, почему эта компания получает так много заказов?
- Может, и задумываются, но ничего сделать не могут. К тому же у нас принят закон, не позволяющий критиковать деятельность президента страны.
- Плохо. Очень плохо. Я вот что вам скажу: мне очень жаль вашу страну.
Стоит заметить, что отношение к Казахстану в турецком обществе далеко не однозначное. В ходе последней поездки в Турцию мне довелось услышать самые разные мнения. Одни хвалят нашу страну, другие, напротив, уверены, что Казахстан все больше отдаляется от общепринятых демократических ценностей.
Подробнее о взгляде граждан Турции на складывающуюся ситуацию в нашей стране я расскажу во второй части «Турецкого дневника».

0 коммент.:

Отправить комментарий