23.08.2010

Масимов все свалит на пошлины?

Еще не просохли чернила под итоговым соглашением о создании Таможенного союза и казахстанцы не успели толком вкусить даруемых им преимуществ, а перспектива жизни без таможенных границ оказалась под серьезной угрозой. 
 
Автор: Александр БАРАНОВ
 
В конце июля в Москве заявили о намерении ввести экспортные пошлины на нефть для Казахстана.
Мотивировка якобы очень простая — для пополнения бюджета, в котором из-за обрушившихся на Россию природных напастей образовался огромный дефицит. Как только глава российского Минфина Алексей Кудрин назвал размеры дефицита — на конец июля около $20 млрд — российские чиновники сразу же заговорили о необходимости поиска новых источников доходов бюджета. В том числе и о введении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для Казахстана.
Если кто уже забыл, именно по этому вопросу между Москвой и Минском накануне ратификации Единого Таможенного кодекса разгорелся до неприличия острый спор. Отстоять свое право приобретать нефть по внутренним российским ценам Беларусь не смогла. Вряд ли сумеет увернуться от пошлин и Казахстан, если такое решение будет принято. В этой связи возникают два вопроса: чем это обернется для казахстанцев и кому это в конечном счете выгодно?
Как известно, Павлодарский нефтехимический завод работает на сибирской нефти, которая поставляется по нефтепроводу из Омска. В январе-июле ПНХЗ переработал около 2,7 млн тонн нефти, что почти на половину больше чем в прошлом году. Всего же в 2010 году завод переработает порядка 4,5 млн тонн. Кроме того, 1 млн тонн российской нефти за минувший период было направлено по трубопроводу на Шымкентский НПЗ.
Обсуждая перспективы введения экспортных пошлин для Казахстана, российские чиновники исходят из того, что наша страна добывает и экспортирует большое количество углеводородов и, следовательно, способна сама покрывать свои внутренние потребности в ГСМ.
В Астане пока на намерения россиян никак не реагируют, поскольку официального решения правительства  Путина по данному вопросу нет. Но как указывают некоторые аналитические российские агентства, в НК «КазМунайГаз» уже заявляют о готовности перевести ПНХЗ на отечественное сырье с актюбинских месторождений. Для этого будет задействован нефтепровод Кенкияк-Кумколь-Атасу-Павлодар, последний участок которого в данное время используется для прокачки российской нефти на юг.
Насколько реальны эти планы, а также чем они могут обернуться для казахстанцев, я долго и безуспешно пытался выяснить в недавно образованном Министерстве нефти и газа. На минувшей неделе совершенно неожиданно для себя мне удалось вызвать на откровенный разговор одного из министерских сотрудников, который на условиях анонимности сделал совершенно неожиданное признание — в российских экспортных пошлинах заинтересованы в первую очередь отечественные нефтяные компании.
- Дефицит российского бюджета вряд ли серьезно можно рассматривать в качестве реальной причины для введения экспортных пошлин. Потому что объемы поставок нефти в Казахстан слишком малы — порядка 5 млн тонн в год, — пояснил наш источник в МНГ. — Выигранная сумма даже близко не сможет перекрыть те бюджетные дыры, которые сегодня есть у России. Видимо, реальная причина немножко другая и о ней просто не говорят. Скорей всего, здесь мы имеем тот случай, когда обе стороны заинтересованы в повышении экспортных пошлин.
По мнению министерского сотрудника, есть определенные силы, которые с помощью России собираются решать определенные экономические задачи внутри Казахстана. Речь идет о нефтяных трейдерах и нефтяном лобби в парламенте и правительстве Масимова. Для них введение пошлин — хороший повод, чтобы поставить вопрос о выводе ценообразования из-под контроля государства. И правительство получает для этого формальное обоснование.
Что касается возможности запитать ПНХЗ западно-казахстанской нефтью, то теоретически она существует, признается наш эксперт. Однако технически реализация такого проекта из разряда недешевых. Дело в том, что часть трубопровода Павлодар — Кенкияк должна быть реверсирована, то есть фактически он должен прокачивать нефть в другую сторону, а сейчас по нему запитывается в том числе и Шымкентский НПЗ.
Поэтому здесь сразу встает целый ряд технических и коммерческих вопросов, в которые будет вовлечена также и китайская сторона поскольку завод в Шымкенте принадлежит CNPC (китайской национальной нефтяной компании). И надо будет думать, как восполнить недостающие объемы сырья, которые поступают по трубопроводу на юг.
- К тому же надо учесть, — заметил наш собеседник, — что ради прокачки 5 млн тонн нефти до Павлодара придется сократить поставки углеводородов по нефтепроводам в Китай и  Россию. А это чревато потерями экспортных доходов. Так что еще не понятно, что будет дешевле — покупать российскую нефть с учетом возросших экспортных пошлин, или оплачивать издержки изменения в технологии доставки нефти внутри страны.
В любом случае вопрос увеличения расходов ПНХЗ обязательно встанет, делает вывод наш собеседник, а это автоматически приведет к тому, что придется пересматривать отпускные цены на ГСМ.
Иными словами, самое вероятное объяснение экспортным пошлинам в том, что они больше нужны самому Казахстану, нежели России. Как полагает осведомленный чиновник министерства, правительство Масимова благодаря им получит хороший повод поднять цены на ГСМ, сохранив свое лицо, тогда как Россия лишь чисто символически сможет увеличить поступления в бюджет ( за4,8 млн тонн она получит $1,3 млрд  за год, а дефицит-то намного больше).
Для Казахстана ситуация с госрегулированием цены на самом деле очень серьезная, поскольку истощившийся бюджет страны недополучает солидные деньги от нефтяных трейдеров. Пойдя в свое время на поводу у аграриев и введя госрегулирование цен на ГСМ, власти сегодня сильно этим тяготятся и усиленно ищут пути выхода из тупиковой ситуации. И Россия с ее пошлинами тут может оказаться как нельзя кстати. Тем более  что на нее можно переложить всю ответственность за непопулярные действия.
Насколько правдоподобен данный сценарий, казахстанцы узнают уже в сентябре.

0 коммент.:

Отправить комментарий