Доклад «Рисковый бизнес: Казахстан, «Казахмыс Plc» и Лондонская фондовая биржа» был опубликован британской расследовательской организацией Global Witness еще летом.
Вспомнили мы о нем в связи с уходом из жизни лидера т. н. «корейской» группы Владимира Ни, фигуре которого авторы отводят в своем исследовании немало страниц. Что неудивительно, так как именно эта группа сегодня контролирует «Казахмыс».
В докладе говорится о том, что казахстанский производитель меди «Казахмыс», входящий в сотню крупнейших компаний на Лондонском рынке, скрыл потенциально ключевую информацию о владельцах и директорах при выходе на биржу. О рисках для инвесторов и предупреждает доклад Global Witness (прочитать его можно на портале «Республика» и сайте самой организации).
«Инвесторам, включая акционеров пенсионных фондов, важно иметь представление о рисках, связанных с «Казахмысом», т. к. акции этой компании формируют часть индекса FTSE 100. Ноиз-за неадекватности британских рыночных правил нельзя точно понять, каковы отношения между руководителями — владельцами компании и президентом Назарбаевым», — заметил в пресс-релизе , распространенном в связи с выходом в свет доклада, эксперт Global Witness Том Мейн.
Сам доклад, безусловно, документ интересный, но еще интереснее опубликованное к нему приложение. Это копия счета Нурсултана Назарбаева во время его пребывания в The Lanesborough Hotel, когда он был в Великобритании в ноябре 2006 года.
Этот счет на 30600 фунтов, как явствует из документа, был послан мистеру Джону Розвеллу (Mr John Rosewell) в... «Казахмыс Plc». Пикантная подробность: как указано в счете, больше 1600 фунтов потрачено только на ужины и напитки с19-го по 23 ноября.
Непонятно, почему, размышляют авторы доклада, этот счет вообще отослали «Казахмысу». Разве не посольство Казахстана в Лондоне должно организовывать президентский визит в Великобританию?
Global Witness также пыталась связаться с Розвеллом напрямую в главном офисе компании в июле 2010 года, но оператор сказал, что такой человек в компании не работает.
В администрации The Lanesborough Hotel также отказались комментировать этот счет.
Global Witness так и не дождалась ответа от «Казахмыс Plc» по поводу ее связи с Нурсултаном Назарбаевым. Ведущая казахстанская горнорудная и металлургическая компания не смогла ответить на вопросы британской организации. Формальный же ответ газете The Independent представитель Global Witness в интервью «Республике» назвал недостойным для английской публичной компании, несущей ответственность перед инвесторами.
Исследователи Global Witness рекомендовали компании ответить на несколько важных вопросов, которые ставят под сомнение независимость «Казахмыс Plc» от властей Казахстана. Акционерам важно, чтобы компания принимала решения исходя из их коммерческих интересов, а не оплачивала счета руководства страны.
За чей счет банкет?
«Казахмыс Plc» было предложено объяснить «причины, по которым на адрес компании был направлен счет президента Назарбаева из лондонского отеля «Лэнсборо» в 2006 году». В Global Witness действительно всерьез считают, что рядовой акционер компании, честно купивший бумаги на Лондонской бирже, имеет право знать, почему он оплачивает проживание абсолютно чужого человека по весьма престижному адресу.
Наравне с этим конкретным вопросом организация задалась и более общими. Исследователи просили объяснить «связь между высшим руководством компании и президентом Назарбаевым», «платежи для правящей политической партии Казахстана», «продажу самолета в президентский парк самолетов Казахстана», «причины назначения Болата Назарбаева членом совета директоров компании «ТОО «Казахмыс» в августе 2004 года».
Пока Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FSA) будет разбираться с тревожными результатами исследования Global Witness, «Казахмыс Plc» попросили увеличить по крайней мере до 50% долю акций компании в свободной продаже, чтобы большая их часть оказалась не подконтрольной высшему руководству компании и правительству Казахстана.
Предложили и альтернативный вариант: оставить Владимиру Киму должность исполнительного председателя совета директоров компании, а вместо него назначить полностью независимого председателя.
Кстати говоря, результаты исследования Global Witness оказались настолько неожиданными и глобальными, что самой FSA порекомендовали ужесточить условия доступа компаний на Лондонскую фондовую биржу.
Ответ — вас тут не стояло
Заинтересовавшись исследованием, «Республика» попросила Global Witness рассказать о том, почему оно вообще появилось?
Согласитесь, не каждый же день выходят критические исследования по казахстанским компаниям. Интересовал нас, безусловно, и вопрос о том, была ли реакция на доклад Global Witness со стороны «Казахмыса». На наши вопросы ответил эксперт Global Witness Томас Мейн.
Том, как появилась идея провести исследование, кто помогал с материалами для него?
- Когда «Казахмыс» вышел на биржу как в Казахстане, так и в Великобритании, много говорили о том, как это мудро разрешить компании выход на биржу. Мы также получили копию письма регулятору Лондонской фондовой биржи FSA от группы казахстанских оппозиционных политиков по поводу не отраженной в листинговом проспекте информации о компании.
Тогда у нас был другой проект, но некоторое время спустя мы заметили, что во всех основных разговорах с разными источниками о Казахстане и нашей работе стало всплывать имя Владимира Ни.
Источники утверждали, что он до сих пор является ключевой фигурой в окружении президента. Чем больше мы вглядывались, тем больше видели несоответствие между тем, что говорили люди о компании, и тем, что было опубликовано в литературе компании. На самом деле практически все документы были в открытом доступе, так что выстроить наши аргументы было легко.
Есть ли реакция на доклад от «Казахмыса», пробовали ли получить комментарии от головной компании?
- Что касается нашего отчета, мы связывались с «Казахмысом» несколько раз, но адекватно они так и не ответили. Интересно, что в «Казахмыс Plc» не предприняли даже попытки или опровергнуть обвинения, содержащиеся в отчете, или ответить на них на своем сайте. На запрос газеты The Independent «Казахмыс Plc» ответил буквально следюущее:
«Kazakhmys крайне серьезно относится к процедурам корпоративного управления и имеет очень опытный и независимый совет директоров.
Компания подверглась тщательной и детальной проверке перед выходом на Лондонскую биржу в 2005 году — двумя международными инвестиционными банками и двумя главными лондонскими юридическими фирмами — и верит, что раскрыла всю информацию, необходимую инвесторам для принятия взвешенных инвестиционных решений.
С тех пор как компания вышла на биржу, она продолжает раскрывать информацию в соответствии с требованиями закона и регулятора.
Являясь одной из крупнейших корпораций в Казахстане, компания имеет постоянный диалог с правительством Казахстана. С момента выхода на биржу, правительство приобрело 15%-ную долю в «Казахмыс». Сделка была одобрена акционерами компании на общем собрании. Более того, с 2008 года правительство имеет своего представителя в совете директоров компании (Даулет Ергожин, который является главой Налогового комитета Министерства финансов)».
Но данное сообщение не дает ответа ни на одно из обвинений, содержащихся в нашем отчете, и не является достойным ответом для английской публичной компании, несущей ответственность перед своими инвесторами. Инвесторы и заинтересованные обозреватели в Казахстане должны выразить в письменном виде свои тревоги Лондонской фондовой бирже.
Что послужило главным стимулом и какую цель вы преследовали, взявшись за подготовку исследования по «Казахмысу»?
- Global Witness писала о коррупционных вопросах, связанных со скандалом «Казахгейт» в Казахстане, еще в прошлом отчете. А так как Казахстан участвует в инициативе прозрачности добывающих отраслей EITI, мы интересуемся и тем, как правительство пытается бороться с коррупцией, и обвинениями против правительства. Что сделало историю «Казахмыса» интересной для нас, так это то, что компания котируется в Лондоне.
Требования Лондонской фондовой биржи к котирующимся на ней компаниям — это новая область исследования для нас. Если обвинения верны и президент Назарбаев действительно контролирует компании, то это будет означать, что западный институт (Лондонская фондовая биржа), возможно, используется в политических целях. Большая часть нашей работы — это попытки предотвратить использование западных институтов таким образом.
Как показывает доклад Global Witness, проспект «Казахмыса» (важнейший документ, на который опираются инвесторы при выходе компании на биржу) упускает потенциально ключевые факты из биографий руководства. Так, председатель правления ТОО «Казахмыс» (главной дочерней компании «Казахмыс Plc») в течение многих лет был главой управления делами президента Назарбаева. В отчетности о структуре владения компанией также имеются разногласия.
Британская Служба финансового надзора (FSA), регулятор Лондонского рынка, отказалась рассказать Global Witness, какие проверки проводились в отношении Казахмыса в порядке штатного исследования добросовестности компании (due diligence). По словам FSA, раскрытие такой информации — «не в интересах общества».
«Инвесторам нужна полная информация о политическом риске «Казахмыса» и похожих компаний из регионов, где слаба власть закона, а правящая элита может требовать одолжений, взяток или даже контроля над компанией в ущерб миноритарным акционерам», — сказал Мейн. «FSA должна проверять добытые нами сведения, а не увиливать».
Выноска
Лучше не скажешь!
По мнению Global Witness, риск для инвестиций в странах, где не соблюдается власть закона, состоит в том, что правящая элита может давить на руководство компании, вымогая взятки и подарки, либо вмешиваться в управление компанией в ущерб интересам акционеров.
Выноска
В тему
В докладе приводится интересный факт. В 2009 году доход Владимира Кима от компании «Казахмыс Plc» составил 1,81 миллиона фунтов стерлингов. В то же время доход Владимира Ни, неисполнительного директора «Казахмыс Plc» и председателя СД ТОО «Корпорация Казахмыс», составил 415 000 фунтов стерлингов. Однако в 2006 году Владимир Ким уступил часть своих акций в пользу Ни — их оценивали в 135 миллионов фунтов стерлингов. Это было «самое большое в истории вознаграждение за преданность».
Источник: Газета "Голос Республики" №31 (162) от 17 сентября 2010 года
«Инвесторам, включая акционеров пенсионных фондов, важно иметь представление о рисках, связанных с «Казахмысом», т. к. акции этой компании формируют часть индекса FTSE 100. Но
Сам доклад, безусловно, документ интересный, но еще интереснее опубликованное к нему приложение. Это копия счета Нурсултана Назарбаева во время его пребывания в The Lanesborough Hotel, когда он был в Великобритании в ноябре 2006 года.
Этот счет на 30600 фунтов, как явствует из документа, был послан мистеру Джону Розвеллу (Mr John Rosewell) в... «Казахмыс Plc». Пикантная подробность: как указано в счете, больше 1600 фунтов потрачено только на ужины и напитки с
Непонятно, почему, размышляют авторы доклада, этот счет вообще отослали «Казахмысу». Разве не посольство Казахстана в Лондоне должно организовывать президентский визит в Великобританию?
Global Witness также пыталась связаться с Розвеллом напрямую в главном офисе компании в июле 2010 года, но оператор сказал, что такой человек в компании не работает.
В администрации The Lanesborough Hotel также отказались комментировать этот счет.
Global Witness так и не дождалась ответа от «Казахмыс Plc» по поводу ее связи с Нурсултаном Назарбаевым. Ведущая казахстанская горнорудная и металлургическая компания не смогла ответить на вопросы британской организации. Формальный же ответ газете The Independent представитель Global Witness в интервью «Республике» назвал недостойным для английской публичной компании, несущей ответственность перед инвесторами.
Исследователи Global Witness рекомендовали компании ответить на несколько важных вопросов, которые ставят под сомнение независимость «Казахмыс Plc» от властей Казахстана. Акционерам важно, чтобы компания принимала решения исходя из их коммерческих интересов, а не оплачивала счета руководства страны.
За чей счет банкет?
«Казахмыс Plc» было предложено объяснить «причины, по которым на адрес компании был направлен счет президента Назарбаева из лондонского отеля «Лэнсборо» в 2006 году». В Global Witness действительно всерьез считают, что рядовой акционер компании, честно купивший бумаги на Лондонской бирже, имеет право знать, почему он оплачивает проживание абсолютно чужого человека по весьма престижному адресу.
Наравне с этим конкретным вопросом организация задалась и более общими. Исследователи просили объяснить «связь между высшим руководством компании и президентом Назарбаевым», «платежи для правящей политической партии Казахстана», «продажу самолета в президентский парк самолетов Казахстана», «причины назначения Болата Назарбаева членом совета директоров компании «ТОО «Казахмыс» в августе 2004 года».
Пока Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FSA) будет разбираться с тревожными результатами исследования Global Witness, «Казахмыс Plc» попросили увеличить по крайней мере до 50% долю акций компании в свободной продаже, чтобы большая их часть оказалась не подконтрольной высшему руководству компании и правительству Казахстана.
Предложили и альтернативный вариант: оставить Владимиру Киму должность исполнительного председателя совета директоров компании, а вместо него назначить полностью независимого председателя.
Кстати говоря, результаты исследования Global Witness оказались настолько неожиданными и глобальными, что самой FSA порекомендовали ужесточить условия доступа компаний на Лондонскую фондовую биржу.
Ответ — вас тут не стояло
Заинтересовавшись исследованием, «Республика» попросила Global Witness рассказать о том, почему оно вообще появилось?
Согласитесь, не каждый же день выходят критические исследования по казахстанским компаниям. Интересовал нас, безусловно, и вопрос о том, была ли реакция на доклад Global Witness со стороны «Казахмыса». На наши вопросы ответил эксперт Global Witness Томас Мейн.
Том, как появилась идея провести исследование, кто помогал с материалами для него?
- Когда «Казахмыс» вышел на биржу как в Казахстане, так и в Великобритании, много говорили о том, как это мудро разрешить компании выход на биржу. Мы также получили копию письма регулятору Лондонской фондовой биржи FSA от группы казахстанских оппозиционных политиков по поводу не отраженной в листинговом проспекте информации о компании.
Тогда у нас был другой проект, но некоторое время спустя мы заметили, что во всех основных разговорах с разными источниками о Казахстане и нашей работе стало всплывать имя Владимира Ни.
Источники утверждали, что он до сих пор является ключевой фигурой в окружении президента. Чем больше мы вглядывались, тем больше видели несоответствие между тем, что говорили люди о компании, и тем, что было опубликовано в литературе компании. На самом деле практически все документы были в открытом доступе, так что выстроить наши аргументы было легко.
Есть ли реакция на доклад от «Казахмыса», пробовали ли получить комментарии от головной компании?
- Что касается нашего отчета, мы связывались с «Казахмысом» несколько раз, но адекватно они так и не ответили. Интересно, что в «Казахмыс Plc» не предприняли даже попытки или опровергнуть обвинения, содержащиеся в отчете, или ответить на них на своем сайте. На запрос газеты The Independent «Казахмыс Plc» ответил буквально следюущее:
«Kazakhmys крайне серьезно относится к процедурам корпоративного управления и имеет очень опытный и независимый совет директоров.
Компания подверглась тщательной и детальной проверке перед выходом на Лондонскую биржу в 2005 году — двумя международными инвестиционными банками и двумя главными лондонскими юридическими фирмами — и верит, что раскрыла всю информацию, необходимую инвесторам для принятия взвешенных инвестиционных решений.
С тех пор как компания вышла на биржу, она продолжает раскрывать информацию в соответствии с требованиями закона и регулятора.
Являясь одной из крупнейших корпораций в Казахстане, компания имеет постоянный диалог с правительством Казахстана. С момента выхода на биржу, правительство приобрело 15%-ную долю в «Казахмыс». Сделка была одобрена акционерами компании на общем собрании. Более того, с 2008 года правительство имеет своего представителя в совете директоров компании (Даулет Ергожин, который является главой Налогового комитета Министерства финансов)».
Но данное сообщение не дает ответа ни на одно из обвинений, содержащихся в нашем отчете, и не является достойным ответом для английской публичной компании, несущей ответственность перед своими инвесторами. Инвесторы и заинтересованные обозреватели в Казахстане должны выразить в письменном виде свои тревоги Лондонской фондовой бирже.
Что послужило главным стимулом и какую цель вы преследовали, взявшись за подготовку исследования по «Казахмысу»?
- Global Witness писала о коррупционных вопросах, связанных со скандалом «Казахгейт» в Казахстане, еще в прошлом отчете. А так как Казахстан участвует в инициативе прозрачности добывающих отраслей EITI, мы интересуемся и тем, как правительство пытается бороться с коррупцией, и обвинениями против правительства. Что сделало историю «Казахмыса» интересной для нас, так это то, что компания котируется в Лондоне.
Требования Лондонской фондовой биржи к котирующимся на ней компаниям — это новая область исследования для нас. Если обвинения верны и президент Назарбаев действительно контролирует компании, то это будет означать, что западный институт (Лондонская фондовая биржа), возможно, используется в политических целях. Большая часть нашей работы — это попытки предотвратить использование западных институтов таким образом.
Как показывает доклад Global Witness, проспект «Казахмыса» (важнейший документ, на который опираются инвесторы при выходе компании на биржу) упускает потенциально ключевые факты из биографий руководства. Так, председатель правления ТОО «Казахмыс» (главной дочерней компании «Казахмыс Plc») в течение многих лет был главой управления делами президента Назарбаева. В отчетности о структуре владения компанией также имеются разногласия.
Британская Служба финансового надзора (FSA), регулятор Лондонского рынка, отказалась рассказать Global Witness, какие проверки проводились в отношении Казахмыса в порядке штатного исследования добросовестности компании (due diligence). По словам FSA, раскрытие такой информации — «не в интересах общества».
«Инвесторам нужна полная информация о политическом риске «Казахмыса» и похожих компаний из регионов, где слаба власть закона, а правящая элита может требовать одолжений, взяток или даже контроля над компанией в ущерб миноритарным акционерам», — сказал Мейн. «FSA должна проверять добытые нами сведения, а не увиливать».
Выноска
Лучше не скажешь!
По мнению Global Witness, риск для инвестиций в странах, где не соблюдается власть закона, состоит в том, что правящая элита может давить на руководство компании, вымогая взятки и подарки, либо вмешиваться в управление компанией в ущерб интересам акционеров.
Выноска
В тему
В докладе приводится интересный факт. В 2009 году доход Владимира Кима от компании «Казахмыс Plc» составил 1,81 миллиона фунтов стерлингов. В то же время доход Владимира Ни, неисполнительного директора «Казахмыс Plc» и председателя СД ТОО «Корпорация Казахмыс», составил 415 000 фунтов стерлингов. Однако в 2006 году Владимир Ким уступил часть своих акций в пользу Ни — их оценивали в 135 миллионов фунтов стерлингов. Это было «самое большое в истории вознаграждение за преданность».
Источник: Газета "Голос Республики" №31 (162) от 17 сентября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий